Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Зачем французам спецслужбы

15.03.2013 / 16:52

Прослойка профессиональных политиков в Европе не менее коррумпирована, чем это можно наблюдать в России. Хотя структура этой коррупции, и ее проявления весьма отличаются от привычных нам видов.

Рассмотрим на примере Франции. Любое финансирование политических партий или кандидатов на выборные места из-за рубежа здесь запрещено законом. Однако, для выборов постоянно требуются значительные суммы, и собрать их внутри страны весьма проблематично. Дело в том, что во Франции действует налог «Солидарности на большие состояния» , так называемый ISF. Этот налог прогрессивный, а «большим состоянием» считается имущество налогоплательщика на сумму от 1 300 000 евро и выше. Причем в подсчет этой налогооблагаемой базы включается и стоимость жилья, и вообще все движимое и недвижимое имущество. Не мудрено, что в таких суровых условиях потенциальные «спонсоры» политических партий предпочитают хранить свои капиталы за рубежом. Ведь вряд ли можно ожидать существенной поддержки для политиков от представителей «среднего класса». Их поддерживают все-таки весьма состоятельные граждане и компании, у которых закрома предусмотрительно вынесены за пределы французских границ.
Поэтому уже априори французские политики, особенно условно «правого» толка решают не только проблему «где взять деньги» но и задачу «как ввезти в страну спонсорские деньги».

Вторая из указанных задач решается двумя путями, и оба из них криминальные: или средства ввозятся частными лицами и компаниями под каким-нибудь внешне благопристойным предлогом, или их прямо «транспортируют» представители спецслужб, если «правая» партия в этот момент находится у власти.

Примеров достаточно много. Из наиболее свежих можно указать на обвинения некоего Такиеддина Зияда, доверенного лица правительства времен Николя Саркози. Месье Такиеддин сейчас сам находится под следствием, но в январе 2013 года он дал обширное интервью французскому телевидению (ТФ2) в котором рассказал, что предвыборная компания Николя Саркози финансировалась из-за рубежа, суммы были огромными, и только с Ливийской стороны речь идет о 400 000 000 евро, причем это всего лишь небольшая часть «полученных» «правыми» и лично Саркози сумм. Самого Зияда ранее задерживали на таможне с большой суммой наличных денег, (около миллиона евро) и эти средства тоже предназначались политикам.

Отчаянная нехватка средств для всевозможных предвыборных компаний толкает правые партии, когда они находятся у власти на участие в сомнительных коммерческих сделках. Например, сам Николя Саркози проходил (и проходит сейчас) по так называемому «Делу Карачи». В свое время Франция поставила Пакистану подводные лодки. У этой сделки был предусмотрен «откат», который не был выплачен пакистанцам, а средства направили на финансирование предвыборной компании. В отместку, как сообщается, пакистанцы организовали кровавый теракт, в котором погибли сотрудники французских компаний в Пакистане.

В 2008 году две вечно конкурировавшие французские спецслужбы, ДСТ и РЖ были по инициативе Николя Саркози объединены в одну структуру, которая называется теперь ДСРИ. С моей точки зрения, и это подтверждается многочисленными скандалами и критикой, ДСРИ гораздо менее эффективна, чем ее предшественники. Однако смысл «объединения» прямой – таким образом проще организовать и управлять траффиком денег через границу. Меньше контроля, меньше утечки информации.

Независимый наблюдатель обязательно отметит, что скандалы с финансированием политической деятельности во Франции сосредоточены в основном на стороне условно «правой» партии. Хотя вряд ли можно утверждать, что по уровню морали «левые» (социалисты) превосходят правых. Достаточно вспомнить влиятельного социалиста Доминика Стросс Канна, которого некоторые журналисты не стесняются теперь прямо называть «полуживотным». Но Доминик Стросс Канн вовсе не исключение, и более того, его образ жизни и поведение никак не осуждалось коллегами. Он пользовался большим влиянием у социалистов, и даже был их явным лидером, в преддверии президентской гонки.

Так в чем же дело? Этот феномен, то есть, феномен отсутствия скандалов с финансированием «розовых» амбиций, с моей точки зрения объясняется просто: социалисты близки к профсоюзам. А особенности профсоюзного «движения» таковы, что хотя они объединяют на деле ничтожное количество работающего населения (около 3%), законодательно 5 крупнейшим из них даны чрезвычайные привилегии. Кроме всего прочего профсоюзы имеют право вовсе не вести бухгалтерскую отчетность. Да, это так. Они владеют обширным имуществом, в том числе объектами недвижимости, и при этом движение денег никто проверить не может. У «правых» такого счастья нет, вот и приходится им выкручиваться.

Причем, «работая» с полулегальными «средствами» само собой у казначеев возникает соблазн погреть на этом и собственный супчик. Как пример можно привести казус с бывшим мэром города Канны, неким месье Муйо. Когда его арестовали с поличным, прямо на лестнице Дворца Фестивалей с миллионом евро наличными, он, разумеется всем объяснил, что это деньги партийные, необходимые для будущей избирательной компании. К счастью, «мэр» был осужден, и теперь отбывает свой тюремный срок. Однако, подобные случаи скорее исключение. Чаще всего, фигурантам коррупционных схем «трудящимся» на «благо партии» удается уходить от ответственности. Об этом, и об особенностях Правосудия во Франции в следующий раз.

Олег Насобин, специальный корреспондент, Канны

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале