Кавказ — опора или помеха России?
Вчера, 12 марта в Общественной Палате РФ состоялась встреча представителей кавказских народов. Главной темой встречи был вопрос: «Кавказ — опора или помеха России?». Также были затронуты вопросы религии, укрепления Кавказа, проблемы правовой, судебной и правоохранительных систем.
Подавляющая часть делегатов высокого собрания сошлась на том, что Кавказ является плацдармом России на южных рубежах, и заявила о неприемлемости разделения России и Кавказа. Значительная часть времени была посвящена обсуждению этнических земель, разговорам о традиционном и политическом исламе, о праве каждого гражданина на религиозный выбор.
В ходе дискуссии были приведены цифры ряда социологических исследований, свидетельствующие о том, что в ряде регионов страны наблюдается рост сепаратистских настроений. И это не ответ на пропаганду экстремизма. Это реакция на ту постоянную, монотонную и довлеющую пропаганду, которую ведут российские СМИ против Северного Кавказа.
Отдельно были затронуты проблемы современной судебной системы,
Саид Саидов, представитель кавказских республик: «Правовое пространство — это тот фундамент, на котором строится экономика и политическая система. А сегодня федеральные суды и институт мировых судей, из-за повсеместной коррумпированности, стремительно теряют доверие граждан. Данная проблема требует глубокого анализа и системного решения».
Прозвучало много интересных мыслей на этот счет, вплоть до предложений о расширении судебной практики посредством ввода системы третейских судей, шариатских судов.
Также нам удалось побеседовать с журналистом Максимом Шевченко:
«Отделять ли Кавказ от России?… Я бы поставил вопрос по-другому, — отделять ли Россию от Кавказа? Население Кавказа составляет огромное количество разных этносов, и все они являются полноценными гражданами РФ. Поэтому сама постановка вопроса такого рода — лишить какую-то категорию людей гражданства, только потому, что каким-то политикам этого хочется, — мне кажется просто недопустимой и вредной. По большому счету, те парламентарии, которые открыто навязывают эту тему, должны быть лишены своего парламентского статуса, поскольку они совершают государственное преступление».
«Я лично Кавказ воспринимаю только целиком. С российской точки зрения, сегодня на Кавказе существует 6 государственных образований – Абхазия, Азербайджан, Армения, Грузия, Россия и Южная Осетия. С точки зрения многих других держав — их четыре (Абхазия и Южная Осетия пока признаны только Россией и еще 4 странами)», — заявил ПАСМИ Максим Шевченко.
«Кавказ — зона жизненных интересов РФ. Проблема в том, что в России конкурировали две тенденции: первая — это формирование государства через укрепление института власти и управления; вторая — это формирование института гражданства через формирование нации. Очевидно, пришло время, когда формирование института гражданства стало в повестку дня. Вопрос в следующем: как согласовать разные этнические, культурные и религиозные особенности народов нашей страны. Как согласовать их с единым политическим и гражданским полем», — отметил журналист.
Также существует проблема участия религии в политике. Это — не специфические проблемы, связанные именно с исламом. Все темы, возникающие с участием исламского экстремизма, носят первично социально-экономические и политические предпосылки.
Главная проблема политической нестабильности и экстремизма на Кавказе заключается в том, что за 1990-е и 2000-е годы регион превратился в зону неконтролируемого насилия. Оно стало позволительно всем структурам: государственным, силовым, военным, криминальным, террористическим, общинным, тейповым и т. д., — отметил эксперт. — В некоторых регионах Кавказа убить человека проще, чем с ним договориться. Дагестан тому пример: сколько убивают людей в Дагестане и продолжают убивать… И сколько при этом убийств расследовано? Цифры просто несопоставимы. Нужны реальные правовые рычаги, для решения проблем.
Все исходит от несовершенства и неработоспособности правоохранительных и судебных органов. Реализовывать религиозные идеи нужно в рамках правового поля РФ.
Отношение Кавказа с большой территорией России — это отношение, в первую очередь, адаптации человеческого фактора, восстановления и интеграции экономических связей, разрушенных в постсоветское время, декриминализации региона, прекращения нелегального производства и транзита алкоголя/наркотиков, прекращения спекуляций землей и вывода земель из сельскохозяйственного оборота под разными предлогами, что порождает серьёзные конфликты, например, в Ставропольском крае, восстановления государственного суверенитета РФ в кавказском регионе.
Все эти шаги в комплексе и есть главный фактор борьбы с экстремизмом, терроризмом, бандитизмом, насилием на Кавказе.
Юрий Аракелян
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале