Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Антон Носик: Вступить в диалог с простолюдинами МИД вынудило начальство

Посты блогера Антона Носика пользуются сумасшедшей популярностью. Его называют одним из «отцов Рунета». Его посты обсуждает вся страна. Не стал исключением даже МИД России. В конце февраля в ответ на заявление блогера о том, что цель МИДа на переговорах с Евросоюзом по поводу упрощения визового режима — отстоять интересы не всех россиян, а лишь узкой прослойки чиновников — обладателей служебных («синих») паспортов, МИД РФ заявил, что всего лишь отстаивал права российских специалистов. О том, что же побудило властные структуры ответить простому блогеру, о коррупции в медиасреде и об эффективности проводимой политики «Первому антикоррупционному СМИ» рассказал журналист, известный деятель Рунета, создатель интернет-порталов Lenta.ru, Gazeta.ru, Vesti.Ru, бывший медиадиректор SUP Media, Антон Носик.

— Вы были медиадиректором одной из крупнейших компаний в медиасфере, насколько эта среда коррумпирована?

— Коррупция имеет совершенно четкие предпосылки. Если я испек пирожок и Вам его продал, то откуда в этой сделке взяться коррупции? Вы заплатите мне ровно столько, сколько Вам не жалко отдать за пирожок, а я возьму столько, за сколько мне интересно его продать, чтобы окупить затраты и получить прибыль. Почва для коррупции возникает в тот момент, когда пирожки не мои, а деньги — не Ваши. Тут уже Вы мне можете предложить, чтобы я Вам отсыпал пирожков в личный карман — за то, что Вы пришли с бюджетом. Или я могу Вам предложить, чтобы Вы купили пирожки на пару рублей подороже, и мы эту пару рублей поделим по-братски. Коррупция возникает там, где должностное лицо распоряжается чужим имуществом, которого оно не заработало, и которым не владеет. Именно поэтому идеальной питательной почвой для нее является государство, где чиновники ворочают триллионами чужой (практически бесхозной) собственности. Чиновнику никак не заработать денег на эффективном использовании бюджетных средств. Ему за это никто не обещал зарплату повысить. А соблазн пустить часть государственных денег налево — тем сильней, чем больше роль государства в экономике.

Коррупция возникает там, где должностное лицо распоряжается чужим имуществом, которого оно не заработало, и которым не владеет

В медиабизнесе коррупционные процессы достаточно мелки, если сравнивать их с государством. Тем более, что медиабизнесы в нашей стране, за единичными исключениями, — некрупные. То есть неподалеку от каждого менеджера, управляющего деньгами, сидит собственник издания, так что много тут не наворуешь. Но есть целая индустрия, в которой крутятся миллиарды долларов, и самые большие деньги там чужие. Это реклама, как Вы догадываетесь. Ни один крупный рекламодатель не размещается в СМИ напрямую. Между корпорацией, которая платит за рекламу, и площадкой, где она размещается, выстроена длинная цепочка посредников. В этой цепочке есть посредники, с полномочиями направить бюджет своего клиента в сторону того или иного получателя. И у таких посредников, разумеется, есть соблазн попросить от получателя бюджетов ту или иную форму отката. Причём посредником может выступать как физическое лицо (тогда мы говорим об откате, взятке менеджеру), так и юридическое. В этом случае откат называется красивым словом «суперкомиссия». Это, по сути дела, взятка, которую площадка платит агентству за то, чтобы бюджет достался именно ей, а не конкурентам. «Суперкомиссия» платится, по сути дела, из денег конечного клиента, рекламодателя. Так что если задуматься над сутью подобных сделок, агентство попросту крадет эти деньги у своего клиента, завышая для него стоимость рекламного размещения относительно тех денег, которые дошли до площадки.

— Домены зоны .рф так и не приобрели должную популярность в России, что и следовало ожидать. На создание кириллической электронной почты было выделено 10 млн рублей, однако до сих пор абсолютное большинство пользователей пользуются популярными сервисами mail.ru и yandex.ru. Можно ли в связи с этим говорить, что эти проекты были убыточными, или же они в любом случае с лихвой окупили себя? И на чей «счет.рф» ушли деньги?

— Спекуляция доменными именами — давно известный коммерческий лохотрон. В реальности самые посещаемые порталы мирового Интернета называются не общеупотребительными существительными (mail.com, pochta.ru, news.ru, market.com), а полностью придуманными с нуля неологизмами (Google, Yandex, flickr, Picasa), словосочетаниями (facebook, vkontakte, YouTube) и аббревиатурами (aol.com, msn.com). Но лохи не смотрят на чужой опыт, им нужно свои шишки набить. Поэтому доменные регистраторы запускают все новые и новые доменные зоны, чтобы продать очередным простакам «козырные адреса». Этому бизнесу столько же лет, сколько и самому коммерческому Интернету. Но с зоной РФ был создан довольно позорный прецедент, потому что государство, которое у нас трагически мало участвовало в развитии Интернета с 1994 года, вдруг вписалось всей своей мощью в пиар-поддержку проекта по созданию очередного лохотрона. Который якобы решает какие-то вопросы национальной гордости, или поможет входить в Интернет россиянам, не изучавшим со второго класса начальной школы латинский алфавит. Все эти объяснения смехотворны: гордиться надо достижениями, а не лохотронами, а человеку, который не в состоянии ни на одном сайте ввести логин и пароль, в Интернете все равно будет скучновато. Тем более, что у такого человека, как правило, нет компьютера.

C доменами зоны РФ был создан довольно позорный прецедент, потому что государство, которое у нас трагически мало участвовало в развитии Интернета с 1994 года, вдруг вписалось всей своей мощью в пиар-поддержку проекта по созданию очередного лохотрона

Для государства доменная зона .рф никакой пользы не принесла. Но и вред — не то, чтобы катастрофический, потому что иллюзий по поводу этого начинания ни у кого не было изначально. Кириллическую почту, скорее всего, однажды допилят, и пользователей у нее будет столько же, сколько у популярнейших сервисов зоны РФ.

В сети бурно обсуждались случаи перепродажи доменов, кому все-таки была «на руку» ситуация с введением новых доменов? Был ли кто-то заинтересован в этом?

Это выгодно двум типам игроков. Собственно регистраторам и кибер-сквоттерам. Первые предоставляют услуги по первичной регистрации адресов, вторые столбят эти адреса, чтобы перепродать лоху за тысячи евро. Но чем дальше, тем грань между регистраторами и сквоттерами призрачней. Они давно уже не мыслят жизни друг без друга.

— Не так давно у Вас произошла «стычка» с МИДом РФ по поводу виз. За Вашим «спором» с МИДом РФ наблюдала вся страна. Это первый случай такого «публичного диалога» властных структур с блоггерами. Как Вы прокомментируете эту ситуацию? Что стало причиной такого публичного ответа?

— Можно, я не буду делать вид, что с самого начала ожидал такой реакции? Мотивы МИДа мне неизвестны, инсайдом оттуда я не располагаю. Могу догадываться по хронологии событий, что в каком-то высоком кабинете (скорее всего — не мидовском, МИДу на внутрироссийские дискуссии плевать) изучили фактологию из моего поста, и им показалось, что на рядового российского обывателя этот сюжет должен производить такое же впечатление, как червивое мясо — на матросов с «Потемкина». Слишком уж наглядная получилась история про номенклатуру, которая и внутри страны, и за ее пределами, печется только о своих привилегиях, а в любых провалах дежурно винит «внешнего врага». Видимо, МИДу поставили на вид, что он недооценивает серьезность заваренной каши, и велели поучаствовать в ликвидации последствий. МИД сперва попытался осторожно отбрехаться через анонимный комментарий в РИА «Новости»: явно им не хотелось полемики. Но это не помогло. Тогда МИД ответил официально, развернуто и даже примирительно. Видно, что ему не нужен этот диалог, но кто-то давит и настаивает. Сам Сергей Лавров не раз публично озвучивал позицию: «не надо послаблений россиянам, пока нет привилегий для синих паспортов», так что у него, очевидно, нет проблем с такой позицией. И оправдываться перед согражданами он тоже не привык: не его уровень. Так что, я думаю, что на МИД надавило какое-то начальство, вынудив вступать в несвойственный ему диалог с простолюдинами.

— В своем блоге Вы проводите опрос о настоящих причинах отставок депутатов Госдумы, а также задаете вопрос о том, кто следующий откажется от своих полномочий, вслед за Пехтиным. Согласно Вашему опросу, больше всего людей считают, что «Пехтин был последней сакральной жертвой», а как Вы считаете? Продолжится ли «чистка» и кто следующий на очереди?

— Пока что популярная точка зрения подтверждается ходом событий. Думцы не хотят больше никаких отставок и потрясений, и попытаются упрятать весь оставшийся на поверхности компромат под сукно. Получится ли у них — зависит от совершенно внешних причин. Случится очередной пост Навального с новым миллиардным казнокрадством, или нашепчут Путину про возможное падение рейтинга — и потребуется еще один эпизод в мыльной опере о потешной борьбе власти с коррупцией, еще одна сакральная жертва по собственному желанию. Но вполне может случиться, что завтрашний медиаскандал будут гасить тушкой Сердюкова, а не пехтинских коллег.

Думцы не хотят больше никаких отставок и потрясений, и попытаются упрятать весь оставшийся на поверхности компромат под сукно

— Что, по Вашему мнению, должно произойти, чтобы уровень коррупции снизился? Какие меры должны быть приняты?

— Каждое ограничение полномочий чиновников — и в экономике, и в жизни людей — наносит серьезнейший удар по источникам коррупционных доходов. Каждое упрощение бюрократических процедур убирает повод требовать мзды за бессмысленную бумажку. Вообще, эстонский закон, который запрещает любым госучреждениям требовать с гражданина бумажные справки из других госучреждений, в масштабах России сократил бы число коррупционных транзакций на несколько миллионов случаев в год. Мы, правда, говорим тут о мелких платежах мелким чиновникам, но общий коррупционный фон складывается как раз из банальности преступления, его привычности. Если бы в положении о паспорте гражданина РФ прописали электронный заказ перевыпуска этого документа и жесткие сроки выдачи, это убило бы гигантский бизнес чиновников ФМС по торговле «ускоренным оформлением». Ни в одной стране, где паспорт выдается гражданину на месте по первому требованию, или назавтра приходит ему по почте, нет места для этой теневой индустрии.

Эстонский закон, который запрещает любым госучреждениям требовать с гражданина бумажных справок из других госучреждений, в масштабах России сократил бы число коррупционных транзакций на несколько миллионов случаев в год

Огромный коррупционный ресурс таит в себе существующее положение о регистрации российских и иностранных граждан. Но там сейчас Путин как раз продавливает такую реформу, при которой коррупционная емкость рынка регистраций возрастет по экспоненте. Как только усиливается контроль и ужесточается наказание, у чиновников появляются и новые поводы для вымогательства, и новые тарифы.

Очень важная реформа — ратификация 20-й статьи Конвенции ООН (контроль за расходами чиновников). Но это, как мы знаем, противоречит духу суверенной демократии и презумпции невиновности жуликов.

— Сегодня существует достаточное количество законодательных актов по противодействию коррупции, осуществляется национальная антикоррупционная программа. Как вы оцениваете эффективность этого противодействия в текущий момент?

— Потому что коррупция в понимании наших властей решает две важнейших задачи государственного управления, которые иным способом они решать не умеют и никогда не пытались. Коррупция — это и путинский пряник, и его же кнут. С одной стороны, не зарплаты же поддерживают в нашей стране привилегированный статус чиновничества, а исключительно патенты на лихоимство. С другой стороны, когда про каждого сколько-нибудь заметного чиновника понятно, откуда у него такая машина и особняк, все они находятся на крючке. Кто не захочет быть лоялен власти из благодарности за наворованное, будет ей лоялен из страха. Но это все про чиновников, а их в стране всего-то пара миллионов. Синепаспортных — 150.000, включая военнослужащих за рубежом.

— Как Вы в целом оцениваете текущую ситуацию в стране. Какие положительные и отрицательные тенденции во внутренней политике, на Ваш взгляд, можно выделить?

— Власть озабочена вопросами тотального контроля за всеми сферами жизни общества. Она хочет контролировать наше местонахождение, круг общения, источники дохода, доступ в Интернет, она хочет лицензировать волонтерскую активность и вынимать душу из НКО проверками на политическую лояльность. Она хочет переписать учебники истории и опекать киноиндустрию так же дотошно, как до сих пор управляла ящиком. Тут нет ничего нового, кроме, разве что, пункта про Интернет. Любой тоталитарный режим хочет контролировать дела, слова и мысли своих граждан. Но в наших условиях эта амбиция не подкреплена никакими реальными ресурсами. Исполнение всех этих наполеоновских планов тотального контроля за обществом планируют поручить нашему же чиновничеству, а у него обе руки давно заняты рассовыванием купюр по карманам.

Власть озабочена вопросами тотального контроля за всеми сферами жизни общества

— К вопросу о контроле, не скажется ли принятие законопроекта о внесении изменений в подраздел 3 части первой Гражданского кодекса РФ, в части норм, касающихся деятельности СМИ, который пока находится на стадии второго чтения, на деятельность блогеров и свободу слова в Интернете в целом?

— По мнению Юрия Травкина, соавтора ФЗ «О персональных данных», статья 152.2, которая может быть введена в состав Гражданского кодекса, – правовая авантюра. «Ее последствия сейчас мало кого во власти интересуют, я думаю, кому-то очень захотелось установить цензуру и заодно сыграть на безграмотности публики», — сказал эксперт. Одно утешение — что власть в XXI веке не располагает инструментами для эффективного введения цензуры. Если в самом деле в России появится категория «запрещенных сведений» о виллах Турчака и Пехтина, то для
реализации этого запрета понадобится отрубить Россию от Интернета сразу и целиком. Потому что ни в одной цивилизованной стране, где в Конституции прописано равенство всех граждан перед законом, российские запросы на удаление данных губернатора Турчака из национальной базы ЕГРЮЛ/БТИ рассматриваться не будут. Следовательно, рубить придется доступ россиянина к абсолютно любым зарубежным кадастрам.

Алина Тимофеева

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале