Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Уго Чавес — человек, который вошел в историю

06.03.2013 / 16:12 Новости

Со смертью Уго Чавеса в Венесуэле закончилась целая эпоха. Причем речь идет не только о Венесуэле, это касается жизни Латинской Америки и всего развивающегося мира. Чавес прожил фантастическую жизнь, пройдя длинный путь от заговорщика и осужденного до полновластного правителя страны. Чавес был титаном, личностью и верховным арбитром для Венесуэлы. Он выражал интересы масс, по словам экспертов, он был лидером всех левых движений Латинской Америки. Среди его заслуг перед страной — и социально-экономические преобразования, и передача национального богатства народу. Экспертное сообщество называет его «президентом бедняков» – его власть была основана на обращении к низам венесуэльского общества. Когда-то он пообещал поделиться с ними доходами от экспорта нефти, которая является основой экономики страны, и, придя к власти, он свое обещание сдержал, и благодаря этому народ готов был фанатично идти за ним. Чем запомнится Уго Чавес всему миру, каковы будут последствия его смерти – об этом ПАСМИ поговорило с экспертами.

В его политической жизни были взлеты и падения, однако именно при нем поменялась к лучшему жизнь малоимущих людей. Стали доступными медицина, жилье, образование. Чавес разработал экономическую, социальную и политическую модель совершенно нового социализма – это боливарианский социализм. Он совмещает в себе элементы христианства, элементы западно-европейского буржуазного менталитета и радикально-революционные взгляды Латинской Америки. По мнению экспертов, это, на первый взгляд, странный, но достаточно логичный симбиоз. При этом он не только разработал эту политику – он сумел заставить ее работать на деле. По этой модели строилась новая политика Боливии и Эквадора, и сейчас эти страны поддерживают Венесуэлу в их трауре.

Михаил Белят, научный сотрудник РГГУ, эксперт по Латинской Америке: «Он был первым латиноамериканским политиком, который противопоставил себя американской диктатуре, причем сделал это не просто на словах. США относилась к Латинской Америке как к своему заднему двору, и Чавес сумел это изменить. Но это не какой-нибудь антиамериканизм, это политический курс, который ведется в интересах своего народа и без внимания к интересам к США. В итоге получился своеобразный политический блок из независимого экономического и внешнеполитического курса»

При этом заслуги Чавеса на этом не заканчиваются. По оценкам экспертов, кроме всего прочего, именно он сыграл немалую роль в воссоздании национального единства Венесуэлы, создании новой нации с преобладающим числом индейцев. Сам Уго Чавес гордился своим индейским происхождением.

Еще один момент, о котором вспоминают немногие: он был не только очень хорошим оратором, но и замечательным литератором. Конечно его публицистика в большей степени связана с его устной речью. Это либо его предварительные наметки речи или стенограмма выступлений.

Саид Гафуров, научный руководитель Института прикладного востоковедения и африканистики: «Он постоянно цитировал классиков, как европейских, так и латиноамериканских. И он привязывал это к народной культуре: индейцев-пемонов, городской бедноты. Его выступления – это всегда было возвращение к корням, обогащенное всеми ценностями мировой культуры. Я не исключаю, что через 200 лет об Уго Чавесе скажут, что он был великим писателем, и при этом он был еще и президентом. Конечно, это большая трагедия. При этом я убежден, что его реформы не прекратятся после его смерти. Конечно, без него будет тяжело, но сам пример его жизни останется. Весь мир скорбит по нему и грустит. Но это грусть светлая, ведь Уго Чавес сделал свое великое дело: Венесуэла уже никогда не будет той Венесуэлой, которой она была до него»

Уже больше 80 дней прошло с того момента, как он уехал на Кубу, чтобы сделать очередную операцию. Перед этим он оставил свое политическое завещание: попросил народ, что если что-то с ним случится — голосовать за своего вице-президента Николаса Мадуро, которому он всецело доверял.

Михаил Белят, научный сотрудник РГГУ, эксперт по Латинской Америке: «Вообще, на это способны немногие политики. Он обратился к своему народу и открытым текстом сказал: «Я уезжаю делать операцию, исход который неясен. Я могу не вернуться, и я прошу вас не оставлять наш политический курс, не дать погибнуть нашему общему делу». Это было его политическое завещание. Сейчас 60% венесуэльцев готовы голосовать за Чавеса, то есть оказать поддержку Николасу Мадуро. И он был отцом для 60% венесуэльцев, для них это был страшный удар, к которому они были в общем-то готовы благодаря самому Чавесу. Но горе – есть горе»

Об этой трагедии стало известно только сегодня, однако уже сейчас эксперты и политики делают прогнозы о том, как будут развиваться в ближайшем будущем отношения между Россией и Венесуэлой.

Алексей Черняев, политолог, специалист по политике США и Латинской Америки: «Эта трагедия безусловно скажется на отношениях между нашими странами. Нефтяную сферу это, скорее всего, не коснется, потому что работать на таких же тяжелых условиях, как это делает Россия на месторождениях, никто больше не согласится. Другое дело, это поставка вооружений. Я думаю, на тех же соглашениях вряд ли будет возможно сотрудничать в будущем. Чавес имел очень амбициозную внешнюю политику, которая чуть не довела его до войны с Колумбией несколько лет назад. Я не думаю, что следующий президент, будь то приемник или оппозиционер, не будет поддерживать эту политику, а потому контракты будут либо пересмотрены, либо расторгнуты»

Однако сколько людей, столько и мнений. По словам Алексея Черняева, политика Чавеса свелась просто к перераспределению доходов, потому новых источников доходов для страны найти не удалось, при том, что добыча нефти в Венесуэле объективно падает. Тем временем, некоторые политологи характеризуют покойного президента, как диктатора.

Дмитрий Травин, политолог: «Уго Чавес — это типичный диктатор. Таких в истории человечества было достаточно много. Диктаторы всегда по разным причинам добивались успеха, и успех Чавеса связан с тем, что Венесуэла — богатая нефтью страна, и он смог перераспределить доходы от ее экспорта. Это не единственная причина, но довольно важная. Не могу не отметить, что если у следующего президента не будет такой же харизмы, как у ушедшего президента, то не маловероятна демократизация страны. Как это скажется на наших отношениях — пока непонятно: товарооборот у нас малый, геополитического интереса у нас нет»

Но несмотря на разницу мнений и позиций, Уго Чавес оставался сильным игроком на международной политической арене. Безусловно, сегодня мир лишился еще одного великого человека, который обладал сильной волей и харизмой.

Аида Дисинбаева

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале