Контроль полиции — дело граждан
Логично утверждать, что у нас в стране все плохо. Еще более логично утверждать, что все очень плохо. А вот с алгоритмом дальнейших действий возникают затруднения. Достать чернил и плакать, «валить отсюда», не верить в способность общества менять ситуацию, верить в эту способность. Так в силах ли обычные граждане влиять на состояние и качество своей жизни? Если ваш ответ — да, то материал ниже для вас, если — нет, то тогда он тем более для вас.
В конце февраля итоги общественного контроля полиции были подведены в рамках круглого стола: «Гражданский контроль полиции: методики, результаты, проблемы».
Такие общественные проверки полиции являются на сегодняшний день одним из самых объективных методов оценки деятельности полиции. В настоящее время существуют различные модели общественного контроля. Гражданский мониторинг полиции отличается от других форм общественного контроля тем, что в них участвуют социально активные граждане.
Занимались этим не какие то супер-герои или люди со сверх способностями. Организаторами дней проверки отделения полиции (ДПО) является «Молодежное правозащитное движение» мониторинга работы нарядов патрульно-постовой службы (ППС) в России в 2013 г., Московская Хельсинская группа. Основное отличие между этими двумя проверками в том, что о мониторинге ППС сотрудники полиции предупреждены не были, поэтому его результаты можно считать более объективными, чем результаты ДПО. Однако ДПО был более масштабным, в ходе акции было проверено 54 отделения полиции как минимум в 19 населенных пунктах 13 субъектов России. В их числе: Белгород, Волгоград, Москва, Сочи. Весьма показательно, что проверки проводились не только в городах, но и в поселках: п. Каменоломни Ростовской области, п. Медведево Республики Марий Эл и др. В проверке приняли участие около 100 человек в разных городах.
Целями исследования ДПО стали повышение уровня доверия к работе полиции через разработку рекомендаций и содействие правоохранительным органам в развитие доступности и открытости работы полиции, а также уменьшение уровня конфликтности в обществе между полицией и гражданами, который, к сожалению, сегодня достаточно высок. Что очень важно, учитывая, что по данным проведенного опроса «Левада центра» на ноябрь 2011 г., широкая общественность плохо понимает, как живет и работает полиция, с точки зрения граждан, закрытая система препятствует исполнению основной миссии полиции – охране законных прав и интересов граждан.
Александр Друк, участник Молодежного правозащитного движения:
«В отличие от прошлого года, в этом году МВД к акции отнеслось достаточно благожелательно. Как федеральные, так и региональные отделения МВД содействовали проведению проверок. В Сочи даже выделили транспорт для проверяющих отделения».
Также наблюдатели отметили вежливость сотрудников полиции, понимание необходимости обеспечить комфортные условия для посетителей и готовность к сотрудничеству по улучшению ситуации. Однако мониторинг ППС показал совсем иные результаты. Так, например, в Сочи было выявлено грубое отношение сотрудников полиции к иностранным гражданам, зафиксирован факт взятки сотруднику правоохранительной службы.
Вадим Карастелев, Московская Хельсинская группа:
«Основные негативные моменты, которые мы выявили, это то, что каждый второй полицейский отвлекается от несения службы и курит, каждый третий ведет неслужебные разговоры по мобильному телефону, в большинстве случаев по нашивкам невозможно определить подразделение».
Таким образом, в результате мониторинга ППС были сделаны выводы о том, что есть проблемы с несением службы сотрудников полиции, согласно инструкции, отсутствуют горизонтальные связи между гражданами и полицейскими. По мнению Вадима Карастелева, для улучшения работы полиции необходимо регулярное более масштабное проведение гражданского контроля полиции, введение именных бейджев, а также необходимо провести проверку укомплектованности личного состава ППС, особенно сержантского, и уделить особое внимание улучшению культуры сотрудников полиции.
Вадим Карастелев, Московская Хельсинская группа:
«В Сочи наш активист наблюдал за сотрудником ППС, который нес службу и при этом надувал пузыри из жвачки, разговаривая по мобильному телефону, по которому ему объясняли, как пользоваться банкоматом. Вот такое у нас несение службы. Я и сам лично на прошлой неделе наблюдал в Московском метро, как два сотрудника ППС на станции Курская-кольцевая играли в футбол пластмассовой крышкой. Понятно, что ни о какой безопасности граждан в этом случае идти не может».
По результатам ДПО же были выявлены следующие проблемы: отсутствие указателей, ведущих к отделению полиции, отсутствие единого подхода к информационным материалам, размещенным внутри отделений. Так, в трети отделений отсутствовала информация о правах задержанных и обязанностях сотрудников, что является важным фактом, учитывая, что большинство наших граждан не знает о своих правах.
Александр Друк, Молодежное правозащитное движение:
«Нами были отмечены сложности с доступной и безбарьерной средой. Только треть отделений полиции оборудованы пандусами. Существуют проблемы и с условиями для посетителей. Так, в пяти отделениях нет мест для ожидания гражданами приема и столов для заполнения необходимых документов. А там, где есть столы, – нет писчей бумаги и ручек. Также существуют трудности со свободным доступом в туалет для посетителей».
По итогам исследования, Молодежным правовым движением были выработаны рекомендации по повышению доступности отделений полиции. Хочется надеяться, что подобные гражданские проверки станут регулярной практикой в нашей стране и повысят эффективность работы сотрудников полиции. Но не стоит думать, что без конкретного участия каждого человека в этом процессе система сможет совершенствоваться, скорее, только еще больше деформироваться. А ведь вряд ли кому-то из нас этого бы хотелось.
Алина Тимофеева
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале