Путин и Олланд: тактический союз в борьбе с политическими противниками
Вчера вечером в Москву с рабочим визитом прибыл президент Франции Франсуа Олланд. Это первый визит Олланда в РФ после избрания на пост президента республики. Сегодня в российской столице главу французского государства примет президент России Владимир Путин. Если судить по «скучным» официальным анонсам мероприятия, визит носит совершенно рядовой характер: «В ходе переговоров будут обсуждаться ключевые аспекты двустороннего взаимодействия… Состоится обмен мнениями по актуальным вопросам международной повестки дня». Однако на самом деле это не так. Путину и Олланду придется разгребать «коррупционное наследство» в российско-французских отношениях, оставленное экс-президентом Франции Николя Саркози и бывшим министром обороны РФ Анатолием Сердюковым. По итогам переговоров с глазу на глаз стороны могут придти к нетривиальным соглашениям, которые окажут серьезное воздействие на внутриполитическую ситуацию как в России, так и во Франции.
Визит Франсуа Олланда в Россию проходит на фоне довольно шаткого положения французского президента и его правительства у себя на родине.
Олег Насобин, специальный корреспондент, Канны: «Я уверен, что Франсуа Олланд, когда обещал французам «развернуть кривую безработицы вниз», «сбалансировать бюджет» и «встать на путь экономического роста» делал это искренне. Теперь он чуть не плачет от того, что не получилось, и как ни считай, не выкручивай «статистику», все равно придется очевидное признать. Признать, значит отказаться от исполнения своих предвыборных обещаний. Уровень доверия правительству во Франции очень низок. Он не может упасть более определенного предела: в обществе немало людей, скажем, процентов 30, которые все равно будут поддерживать социалистов, чтобы не случилось, в любом случае. Вопреки любому здравому смыслу. И к этой границе мы скоро подойдем. А ведь впереди еще грозный 2013, год массовых банкротств и снижения налогооблогаемой экономической базы». (из ЖЖ avvakoum)
Ухудшение внутриполитического положения Олланда во-многом связано и с провалом военной операции в Мали. В начале февраля президент Франции побывал в африканской стране и заявил о победе над исламистами, контролировавшими более половины территории этой республики. Однако сразу после его отъезда ситуация резко ухудшилась.
Французская армия ведет бои на улицах «освобожденных» городов, акции боевиков становятся все более дерзкими. Так, за сутки до визита Олланда в Москву исламисты устроили взрыв возле главной базы французских войск в Мали. На этом фоне ему необходимо предъявить хоть какие-то результаты своей внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, чтобы укрепить свое положение у себя дома.
Привезти «значимый» результат по итогам визита в Россию ему будет непросто. «Прорывные соглашения» в сфере военно-технического сотрудничества, достигнутые правительством предыдущего президента Николя Саркози, находятся под угрозой срыва.
Напомним, что в бытность министром обороны РФ Анатолия Сердюкова, Москва и Париж договорились о покупке Россией во Франции четырех вертолетоносцев типа «Мистраль». Основным лоббистом этой сделки в РФ был собственно сам Сердюков.
Российские военные эксперты в один голос говорили о том, что дорогостоящие суда данного типа РФ попросту не нужны. Эта техника заточена под натовские стандарты, и у России нет необходимой военной инфраструктуры для ее обслуживания и сопровождения. Вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин заявлял о том, что даже отечественное топливо по своим стандартам не годится для заправки французской чудо-техники. Москва официально отказалась от второй части контракта по строительству двух «Мистралей» на российских верфях.
Более того, по оценкам экспертов, цена, по которой Минобороны Сердюкова договорилось приобрести корабли, значительно превышала цену этих судов для французской армии.
Так, РФ придется заплатить за два вертолетоносца типа «Мистраль» 1,2 млрд долларов, при этом, по мнению редактора специализированного издания Moscow Defence Brief Константина Макиенко, изначально цена контракта предполагалась на уровне 980 млн долларов. Для ВМС Франции стоимость одного корабля составляет всего 400 млн долларов. И это при том, что на экспорт вооружение всегда идет в более «простом» исполнении со сниженными техническими и боевыми характеристиками, чем для национальных ВС. Таким образом, речь идет о потерях для российского бюджета как минимум 220 млн долларов, с колоссальной возможной коррупционной составляющей и даже элементами государственной измены.
Главный редактор журнала Российского института стратегических исследований при президенте РФ «Проблемы национальной стратегии» Аджар Куртов заявил ПАСМИ, что не исключает того, что Москва все-таки откажется от этих кораблей.
Вместе с тем просто так «бросить» контракт у России вряд ли получится. Во-первых, его исполнение французами уже началось (первый «Мистраль» строится на французской верфи), а во вторых, во вторник на коллегии Минобороны Владимир Путин заявил, что тотальной ревизии наследия Сердюкова не будет. Все это открывает возможности для взаимовыгодного торга Путина и Олланда и достижения закулисных «взаимовыгодных» договоренностей. Путин может на встрече подтвердить важные для Франции контракты по «Мистралям» и договориться об усилении помощи французам в Мали. Речь может идти, в первую очередь, о транспортно-логистической поддержке французов и союзных им войск западно-африканских государств, что принесет Олланду дополнительные очки на родине.
Иван Коновалов, директор Центра стратегической конъюнктуры:
«В Москве Путин и Олланд будут обсуждать операцию в Мали. Наши самолеты перебрасывали французскую боевую технику. Встреча двух президентов подтвердит дружеские отношения между государствами. Кроме того, будет продолжаться и военно-техническое сотрудничество. Что касается ситуации с вертолетоносцами «Мистраль»… Два корабля мы купим, конечно, хотя нам и один такой корабль не нужен».
Взамен президент Франции может согласиться на совместное негласное расследование спецслужбами двух стран возможной коррупционной составляющей сделки по продаже вертолетоносцев. Если очень захотеть, то можно будет подвести под обвинение в коррупции не только Сердюкова, но и расследовать роль его непосредственного начальника на посту министра обороны премьера Дмитрия Медведева. Такого рода действия значительно бы усилили в аппаратной схватке группу «силовиков» Владимира Путина по отношению к «либералам» Дмитрия Медведева. В свою очередь, очередное подозрение в коррупции лоббиста сделки «с другой стороны» – экс-президента Николя Саркози, позволило бы ослабевшим социалистам Олланда дожать старых политических соперников, голлистов из партии «Союз за народное движение». Впрочем, надо учитывать, что это будет сугубо тактический, ситуативный союз, который не приведет к реальному стратегическому сближению России и Франции.
Михаил Чернов, Юрий Аракелян
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале