Нецензурные слова могут привести СМИ не только к штрафу, но и к увеличению коррупции
За употребление мата СМИ будут не только штрафовать, но и закрывать — такую поправку в закон «О средствах массовой информации» предлагает принять вице-спикер Госдумы Сергей Железняк. Правительство считает формулировки законопроекта о запрете мата в СМИ потенциально коррупционными, журналисты уверены, что проблема надумана единороссами.
Употребление матерных слов в СМИ будет считаться злоупотреблением свободой слова. Внести соответствующую поправку в закон о СМИ предлагает вице-спикер от «Единой России» Сергей Железняк, пишет Газета.Ru.
«Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, содержащих нецензурную брань, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости», — в такой редакции Железняк предлагает изложить статью 4 закона «О средствах массовой информации». В настоящее время пункт о нецензурной брани в статье отсутствует.
Эту поправку предлагается принять в рамках голосования во втором чтении за поправки в Административный кодекс, налагающие на СМИ за употребление матерных слов штраф до 200 тысяч рублей, принятые 18 января Госдумой в первом чтении.
Вице-спикер Госдумы Сергей Железняк пояснил Газете.Ru, что эта поправка вносит норму о запрете нецензурной брани в СМИ в профильный закон. «В Административный кодекс при этом вносится ответственность за его нарушение. Если СМИ будет настойчиво нарушать закон, то кроме штрафа может добиться предупреждения. а после повторного предупреждения — и закрытия, чего бы не хотелось», — сказал Железняк.
Согласно российскому законодательству, контролем за соблюдение закона о СМИ занимается Роскомнадзор. Он имеет право не только требовать немедленного удаления какой-либо информации, противоречащей законодательству, но и вынести СМИ предупреждение. После второго предупреждения от Роскомнадзора СМИ может быть закрыто.
В думских кулуарах Железняк считается одним из депутатов, которые вносят поправки, согласованные с администрацией президента, обычно они получают в парламенте единодушное одобрение.
Между тем в правительстве относятся к этой инициативе депутатов Госдумы неоднозначно. Замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин сказал Газете.Ru, что у правительства есть вопрос к формулировкам закона, так как он является потенциально коррупционноемким.
«Принципиально Минкомсвязи и Госдума не расходятся в отношении того, что в СМИ материться нельзя. Но у нас есть замечания к деятельности наших коллег-законодателей, которые касаются юридической точности законопроекта. Нас беспокоят два обстоятельства: первое — у нас уже есть законодательство, которое запрещает матерную ругань, а положения одного закона не должны быть в противоречии с положениями нового закона. Второе — закон говорит не только о запрете мата, но нецензурной ругани.
У нас есть четкое указание Минюста, что само понятие нецензурной ругани является слишком широким, а лексическая неопределенность может стать коррупционным фактором при применении закона», — сказал Волин.
Журналист Олег Кашин напоминает «Газете.Ru», что по факту случаи употребления матерных слов в СМИ крайне редки. «Я знаю много редакторов, у которых была мечта опубликовать в газете слово х**, но на практике это делали единицы. Кроме известного случая Максима Ковальского (экс-главред издания «Коммерсантъ-Власть», опубликовавший фото избирательного бюллетеня, на которой было написано «Путин, пошёл на х**», после чего покинул издание. — «Газета.Ru») можно вспомнить разве что публикацию «Столичной Вечерней газетой» фотографии с концерту группы «Тату» в майках «Х** войне». Эти случаи носят единичный характер, проблема мата в СМИ надуманна, и все это игра в закручивание гаек или имитацию закручивания гаек, а не борьба с реально существующей проблемой», — считает Кашин.
Медиаэксперт Василий Гатов обращает внимание, что фактически эта поправка налагает ответственность уже не столько на журналиста, сколько на редактора. По его мнению, правильно было бы отдать этот вопрос на усмотрение журналистского сообщества, потому что если редактор издания допускает использование слова «х**», значит, он не видит никаких других вариантов. Возможно, запрет на нецензурную брань стоило бы прописать в законе о СМИ и тем самым отнести его к перечню профессиональных запретов, которые караются предупреждением от Роскомнадзора, но в нынешнем виде закон налагает на СМИ двойную ответственность — и штраф, и возможное предупреждение, что, по мнению Гатова, является «глупостью».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале