Алмаз Хусаинов: Я считаю своей целью — почистить город
На протяжении нескольких лет Самарская область напоминала удельное княжество со своими законами. Обманутые дольщики годами не могли получить квадратные метры, в которые они вложились. Инвесторы недостроенных объектов тем временем теряли интерес к своим, как им казалось, «социальным» проектам. А попутно переключались на других дольщиков. Бенефициары управляющих компаний собирали деньги с жильцов за тепло и воду и расходовали их по собственному усмотрению. В результате перед ресурсоснабжающими организациями накопились долги в сотни миллионов. Город утопал осенью в грязи, а зимой в снегу. Ответственные за чистоту чиновники вместо заботы о горожанах сидели в кабинетах, куда им приносили миллионные взятки за очередной конкурс или тендер. О том, как переломить эту ситуацию, как заставить чиновников работать не для себя, а для людей и как заставить работать сферу ЖКХ рассказал первый заместитель прокурора Самарской области Алмаз Хусаинов.
— Алмаз Фаритович, ранее возникало ощущение, что прокуратура абстрагировалась от дел по ЖКХ. Законодательство в этой части не изменилось, но вдруг появился неподдельный интерес. С чем это связано, это какая-то команда сверху?
— Почему команда? Управляющие компании всегда проверяли. Сами понимаете, что они появились у нас с 2005 года, в связи с изменениями жилищного законодательства. И с этого момента, как только они появились, начались проблемы. Органы прокуратуры всегда занимались этими проблемами и обращали внимание на законность их создания. Сами понимаете, какие там были проблемы. Это и передел домов, и граждане, которые были недовольны тем, что без их ведома дома передавались из одной управляющей компании в другую. Но самое главное — качество их работы и предоставляемых услуг. Не было такого, чтобы мы этим не занимались, начиная с 2005 года. Есть и уголовные дела в этой сфере, о которых вы все наслышаны.
В прокуратуре Самарской области создана межведомственная рабочая группа, которой руковожу я. Последнее заседание было 10 декабря. Сразу оговорюсь, что в Самарской области я всего два месяца и за это время мы уже создали рабочую группу именно по вопросу работы управляющих компаний. За январь месяц мы составили реестр всех УК и обратили внимание на то, что имеются очень серьезные, свыше двух миллиардов рублей, задолженности УК перед ресурсоснабжающими организациями. Это очень серьезный вопрос, на который ранее не в той полной мере органы прокуратуры обращали внимание. В течение первого квартала 2013 года мы будем планомерно проводить проверки в отношении тех УК, которые имеют задолженности. И здесь под надзор подпадут и ТСЖ, и ЖСК, и любая форма управления, которая у нас в настоящий момент существует. Мы будем серьезно с них спрашивать за то, куда делись деньги, которые предназначались для ресурсоснабжающих организаций. Это так называемые транзитные деньги, которые поступают от граждан за оплату коммунальных услуг. Они аккумулируются на счетах управляющих компаний, потом те обязаны, в соответствии с договором, эти деньги выплачивать за оказанные услуги. Там достаточно большая доля организаций, имеют задолженность. Есть, конечно, проблемы с выпадающими доходами, но это совершенно другая сторона вопроса. Думаю, что в ближайшее время будут определенные результаты нашей работы и мы сможем их показать.
под надзор подпадут и ТСЖ, и ЖСК, и любая форма управления, которая у нас в настоящий момент существует. Мы будем серьезно с них спрашивать за то, куда делись деньги, которые предназначались для ресурсоснабжающих организаций
— Вы упомянули о долгах ресурсоснабжающим организациям и о том, что уже составлен реестр управляющих компаний. Можно ли уточнить, поставщикам каких именно ресурсов больше всего задолжали УК, и какие суммы там фигурируют?
— Суммы фигурируют действительно большие. По линии ЖКХ у нас возбуждено 44 уголовных дела, это если не считать некоторых менее значимых эпизодов. Нами принимаются меры по установлению фактов – кто, кому и сколько должен. Есть, как я уже сказал выпадающие доходы — это разница между тарифами и фактическим потреблением. Конечно, они тоже в этой общей сумме присутствуют. Здесь надо изучать каждый факт, который нередко требует проведения дополнительных экспертиз.
Что касается того, кто больше всего пострадал от УК, то в первую очередь это те, у кого самые дорогие услуги. Это энергетические компании, поставляющие тепловые ресурсы..
— Недавно в Москве прошел совет по местному самоуправлению, на котором выступал Президент РФ Владимир Путин. Одна из мыслей, которую он высказывал, заключаясь в следующем: хватит «кошмарить» муниципалитеты. Что конкретно имел ввиду глава государства? Можно ли сказать, что в последнее время местное самоуправление подвергается массовым атакам, со стороны различных контролирующих органов и прокуратуры и зачастую цитаты президента носят формальный характер и реальной работе наносится ущерб? Согласны ли вы с такой оценкой ситуации?
— С оценкой президента? Хочу сказать, что это вопрос достаточно сложный и неоднозначный. То, что органы прокуратуры «кошмарят» муниципальную власть, так нельзя сказать. Мы выполняем те функции, которые определены федеральным законодательством. И мы проверяем законность действий, в том числе и органов местного самоуправления. Буквально недавно была проверка, и наши действия оценили так, что прокуратура никакого чрезмерного давления не оказывает. Есть отдельные факты, когда прокуроры ставят определенные сроки, но это в силу того, что необходимо срочно решать те или иные задачи, или проводить те или иные проверки. Это решаемый вопрос, который мы корректируем в пользу муниципалитетов. У органов прокуратуры, в целом очень уважительное отношение к муниципальным органам власти. Те задачи, которые ставят перед муниципалитетом и органами местного самоуправления, достаточно глобальны. В статье 131-ФЗ говорится, что органы местного самоуправления должны обеспечить достойное проживание, на территории, находящейся в ведении муниципалитета. Сами представляете, какой комплекс задач на них ложится, и насколько у них достаточно финансирования, ресурсов, да и вообще понимания того, как обеспечить хорошую жизнь нашим гражданам. Поэтому мы с пониманием относимся к этим задачам, но и наши функции по надзору, никто не отменял. Если говорить о конкретных случаях, то у всех на слуху, сколько прокурорских мер реагирования в отношении органов местного самоуправления нами принято. Это не от того, что мы их как-то «кошмарим», а от того, что там действительно есть нарушения. В частности это касается коррупционной составляющей, когда госслужащий или муниципальный служащий, имеет свой бизнес, занимается им, и т. д. Есть определенные претензии по составлению декларации о доходах. Это нарушение федерального законодательств. Конечно по поводу тех запросов, которые идут, и которыми недовольны работники муниципалитетов, я их тоже понимаю. Но, извините, вы должны исполнять закон, чтобы к вам не было претензий. Излишнего давления нет.
это касается коррупционной составляющей, когда госслужащий или муниципальный служащий, имеет свой бизнес, занимается им, и т. д. Есть определенные претензии по составлению декларации о доходах
— Известны случаи, когда прокуратура вмешивается и поднимает какие-то вопросы в судебной плоскости, выступая на стороне граждан. Но есть факты, когда решение суда по искам прокуратуры в интересах жителей ничем не заканчивалось, потому что не исполнялось. Есть служба судебных приставов, которая не может заставить исполнить решение суда. Какова здесь роль прокуратуры? Или на этом ваши обязанности заканчиваются?
— Абсолютно не так, потому что есть такие случаи, когда, к примеру, ответчик пытается всячески уклониться от исполнения решения. А в целом ситуация такая, что по любому иску прокурора мы добиваемся исполнения решения суда. Не просто так, что иск удовлетворили и мы на этом успокоились. Мы все исполнительные производства держим на контроле и неоднократно их проверяем. Есть отдельная форма взаимодействия, она достаточно эффективная. Ежеквартально по приказу Генерального прокурора мы проверяем все исполнительные производства, которые находятся в поле зрения. Оценивается то что наработали судебные приставы за квартал, проверяются производства, возбужденные по удовлетворенным судами искам прокурора. Сами понимаете, мы за честь мундира будем бороться, так как это наш иск удовлетворили. И эти дела мы держим их на особом контроле. Мы всегда стараемся довести дело до конца.
— В приоритетных направлениях сейчас дела по обманутым дольщикам. Можно ли сейчас говорить о каких-то конкретных результатах, на какой стадии находятся данные уголовные дела?
— Вопрос о расследовании уголовных дел и вопрос о предоставлении гражданам жилья или возврате денег, которые они вложил, лежат в разных плоскостях. Уголовные дела, это мера ответственности тех недобросовестных людей, которые обманули дольщиков, заключив договоры инвестирования. Все дела по этим фактам возбуждены до 2004-2005 года — до введения ФЗ о долевом участии в строительстве. Все дела, которые в настоящий момент находятся в производстве, мы изучили и дали определенную оценку. Были установлены факты волокиты и грубого нарушения процессуального законодательства. Также была дана оценка действий прокуроров, которые за этими делами наблюдают и перед ними поставлены определенные задачи и сроки исполнения. Коллеги из следственного управления также заверили, что изучили все дела и были поставлены реальные сроки. Уже в феврале ряд дел будут направлены в суд. В том числе дело, в отношении директора ООО «Фортуна». Конечно, все эти дела у нас под надзором и это так же обсуждалось на заседании рабочей группы, которую я возглавляю. Мы изучили все недостроенные дома, которых по нашим данным – 62. По спискам областного министерства строительства — 55. Мы расширили список не только за счет тех объектов, которые стоят на учете в минстрое. В список вошли вообще все проблемные объекты. Создан реестр предприятий и реестр дольщиков, с которыми мы ведем активную переписку. Достаточно много мер реагирования принято в отношении должностных лиц, из числа как застройщиков, так и представителей органов местного самоуправления именно по жалобам и обращениям обманутых дольщиков.
Мы изучили все недостроенные дома, которых по нашим данным – 62. По спискам областного министерства строительства — 55. Мы расширили список не только за счет тех объектов, которые стоят на учете в минстрое. В список вошли вообще все проблемные объекты.
— Инициативная группа дольщиков строительной компании «Волга Групп» заявляет, что они уже не надеются достроить свои дома. В данный момент они хотят лишь одного — возмездия. Всем известно, что руководство компании сейчас благополучно живет и работает в Оренбурге. Что касается всех недостроенных домов этой компании, то возбуждено уголовное дело в отношении адрес неустановленных лиц. Расскажите, какие действия сейчас ведутся по данной компании?
— Сейчас конкретно по этой компании я не могу подробно объяснить. В целом скажу так, что действительно, когда не удается установить конкретное виновное лицо, то возбуждается уголовное дело по факту совершения мошеннических действий, по ст. 159 УК РФ. Нередко дела возбуждаются именно в отношении неустановленных лиц. Но в любом случае по каждому делу всегда есть лицо, которое совершило данное преступление. Позже я могу предоставить всю нужную информацию по данному факту. Я хочу подчеркнуть, что любое лицо, совершившее преступление, не окажется безнаказанным. Это не громкое заявление. Все зависит от того, каковы будут результаты следствия. В любом случае надзор будет осуществлен в полной мере.
— Можете ли вы озвучить данные, сколько дел находится в производстве по недостроенным объектам и сколько за прошлый год дошло до суда?
— В 2012 году у нас возбуждено 16 уголовных дел. Что касается соблюдения прав граждан при участии в долевом строительстве: 4 уголовных дела направлено в суд, по 5 уголовным делам, ранее направленным в суд, вынесены обвинительные приговоры. В 2011 году возбуждено 24 уголовных дела, направлено в суд — 8. В стадии расследовании в 2011 году находилось 11 уголовных дел, в 2012 году 15 уголовных дел.
— Планируете ли вы как то изменить ситуацию, когда уголовные дела по застройщикам тянутся на протяжении нескольких лет?
— По директору ООО «Фортуна» Владимиру Плигину мы сейчас проводим проверку. В том числе мы проверяем еще действия ТСЖ, которое тоже участвует, скажем так, в финансировании этой компании. Когда было совещание у председателя правительства Александра Нефедова, я задавал вопрос по ТСЖ — является ли ООО «Фортуна» дебитором этого ТСЖ. Мне было сказано, что этот вопрос не рассматривался. Конечно, меня это с одной стороны смутило, с другой, возмутило. Это не правильно. Поэтому в настоящий момент с участием прокурора мы эту ситуацию изучаем. Я думаю, что в течение этой или следующей недели будет результат, о котором мы вам сообщим.
— Прокомментируйте уголовные дела, связанные с департаментом благоустройства и экологии мэрии Самары. Почему вдруг поменялось отношение к Игорю Сапрыкину, который изначально фигурировал в деле о взятке суммой 1,3 млн рублей?
— Там разные эпизоды. Если мы говорим о Евгении Реймере, который был позднее заключен под стражу, то именно его обвиняют в получении взятки. Об этом вам лучше спросить у начальника СУ СКР по Самарской области Виталия Горсткина. Но хочу сказать, что у нас был ряд проверок и проверялся в том числе департамент благоустройства. Возбуждено несколько уголовных дел по халатности и по ряду должностных преступлений. Некоторые фамилии, я думаю, появятся в ближайшее время.
Пока все находится в стадии проверки и я не могу комментировать действия следствия, а тем более называть какие-то конкретные имена.
Возбуждено несколько уголовных дел по халатности и по ряду должностных преступлений. Некоторые фамилии, я думаю, появятся в ближайшее время.
— Вы сказали, что всего два месяца работаете в Самаре. В чем, на ваш взгляд, специфика нашего региона и каковы наиболее проблемные позиции в Самаре, в сравнении с тем регионом, где вы раньше работали?
— Первые впечатления, как гражданина и как человека, который сюда приехал — резкий контраст между красивыми домами, особенно в старой части города, и теми пристроями, которые рядом с ними находятся. Их нельзя назвать нормальными домами имеющими определенный уход. Второе – отношение к уборке, к чистоте на улицах. У меня на этот счет совершенно негативное мнение и я об этом всегда откровенно заявляю. Мы принимаем меры и если вы заметили, прокуроры теперь активно участвуют в этом деле и заставляют соответствующие службы, в том числе муниципалитеты, обращать на это внимание. Я вижу своей целью, во-первых почистить город, чтобы мы не ходили по колено в грязи и по колено в пыли. Самара один из красивых городов и набережная самая красивая. Поэтому резкий контраст между тем, что должны быть, и тем, что у нас в настоящее время имеется. Но я думаю, что это все можно устранить. И мы приложим для этого все усилия.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале