Бизнес-уполномоченный начинает бороться с несправедливостью
Бизнес-омбудсмен Борис Титов встал на защиту предпринимителей, права которых оказались ущемлены. Два бизнесмена пострадали от одного из самых популярных в регионах способов рейдерского захвата: власти обвинили предпринимателей по самой модной и удобной статье «Мошенничество» в похищении госсубсидий.
Предприниматель из сибирского городка Усолье-Сибирское (Иркутская область) Евгений Бондарев начал свой бизнес еще в 2006 году, решив построить местную свиноферму в рамках нацпроекта «Сельское хозяйство» (ООО «Алексис»). «Мы взяли развалившийся совхоз и начали строить свинокомплекс. Сейчас он дает до 6 тыс. голов в год», — рассказывает бизнесмен. По его словам, бизнес развивался вполне успешно до тех пор, пока экс-мэр города, имевший многочисленные родственные связи в местных правоохранительных органах, Евгений Кустос не попросил «продать за бесценок» принадлежавший Бондареву железнодорожный тупик.
Предприниматель от столь «заманчивой» сделки отказался и в итоге чуть не поплатился созданным бизнесом. «Осенью 2009 года пошли запугивания. В июне 2010 года нам на три месяца отключили свет. У Кустоса многочисленные связи в местных правоохранительных органах, его жена — начальник следственного отдела. Все это дало ему возможность завести на меня дело», — говорит Бондарев.
Судебные тяжбы длятся уже более двух лет. Уголовное дело по статье «Мошенничество» (ст. 159 УК РФ) на бизнесмена возбудили по рапорту местного милиционера еще осенью 2010 года. Предпринимателя обвинили в хищении субсидий на сумму около 4 млн руб., которые он получал от Минсельхоза для погашения части затрат на уплату процентов по кредиту, полученному от Россельхозбанка. При этом ни Минсельхоз, ни банк претензий к бизнесмену не имели. Сейчас Евгений Бондарев ждет решения местного суда, Кустос был задержан зимой 2011 года, а позже осужден на десять лет лишения свободы сразу по трем статьям (в их числе «Покушение на убийство», «Незаконное хранение огнестрельного оружия и боеприпасов», «Превышение должностных полномочий»).
Похожая история произошла и в Костромской области с животноводческим комплексом ЗАО «Агромол», гендиректором которого является Дмитрий Малов. Предприятие было создано в 2004 году, спустя два года учредители в рамках нацпроекта «Развитие АПК» взяли кредит в Россельхозбанке на 17,8 млн руб. (на строительство, реконструкцию и модернизацию комплекса). При этом компания также подала заявку на рефинансирование государством процентов по займу. Однако уже в 2008 году против Малова было возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество». Бизнесмена обвинили в том, что он имел преступный замысел в хищении 1,8 млн субсидиарных рублей. Как и в предыдущей истории, ни банк, ни Минсельхоз никаких претензий к учредителям компании не имели. Агрокомплекс был введен в эксплуатацию, полностью функционировал, а бизнесмены исправно выплачивали кредит.
По словам сотрудников комплекса, перед возбуждением дела к Малову обращались ряд отставных сотрудников правоохранительных органов с предложением о продаже бизнеса, сопровождавшимся угрозами. Как и Евгений Бондарев, Малов от предложений экс-правоохранителей отказался. За что жестоко поплатился: региональное отделение ФСБ добилось возбуждения уголовного дела, и предпринимателя осудили на 5,5 года. В октябре 2011 года бизнесмен был досрочно освобожден. На данный момент г-н Малов полностью оправдан решением Верховного суда.
Практика привлечения к уголовной ответственности предпринимателей якобы за хищение субсидий и других государственных выплат сейчас становится распространенной, говорит глава секретариата ЦОП «Бизнес против коррупции» Сергей Таут. «Ведь частный интерес правоохранителям трудно обосновать. А вот когда фигурируют бюджетные деньги, то можно все обосновать заботой о госбюджете», — поясняет он. По его словам, только 30% дел, возбужденных против предпринимателей, доходит до суда, тогда как по общеуголовным — 98%. «Дела заводятся, чтобы покошмарить предпринимателей. Чтобы получить ту же субсидию, госорган тщательно проверяет бизнесмена. При этом МВД или ФСБ в некоторых делах вдруг решают сами по себе, что предприниматель что-то украл», — говорит Сергей Таут. Однако за воспрепятствование предпринимательской деятельности в год наказывают не более 15 чиновников, тогда как по статье «Мошенничество» ежегодно сидит около 13 тыс. предпринимателей.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале