Эксперты о деле «Оборонсервиса»: дана команда интенсифицировать расследование
В деле «Оборонсервиса» появился новый, 10-й по счету эпизод. Речь идет о продаже по заниженной цене Объединенного комбината бытового обслуживания военных в Санкт-Петербурге.
Следователи взяли высокий темп: за последние три дня стало известно о трех новых эпизодах махинаций в Минобороны.
В четверг прошли обыски в компании «Красная Звезда». Ее бывший руководитель Марина Лопатина проверяется на причастность к незаконной продаже имущества «Воениздата» на 10 млн рублей.
В пятницу стало известно, что по итогам проверки деятельности экс-министра Сердюкова возбуждено первое уголовное дело. Пока еще неустановленные чиновники Минобороны злоупотребили полномочиями, отправив на вертолете солдат-срочников озеленять дачу на элитной базе отдыха в Астраханской области. Она якобы принадлежит Валерию Пузикову, мужу сестры Сердюкова. По данным СМИ, распоряжение о привлечении солдат к работам отдавал сам экс-министр.
Теперь выясняется, что в 2011 году чиновники Минобороны продали «Объединенный комбинат бытового обслуживания Ленинградского военного округа» в Санкт-Петербурге. По данным следствия, продажная цена была занижена на 31 миллион рублей.
Здания, земля и акции действующих предприятий Минобороны продавались по заведомо заниженной цене, а разницу участники мошеннических схем, как полагает следствие, получали от покупателей наличными в виде откатов.
С чем связана активность СК РФ? Мнение об этом высказал эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов: «Пожалуй, за исключением эпизода с использованием солдат-срочников, все остальные дела структурно схожи. То есть действовала одна и та же схема отчуждения армейского имущества. И то, что новые дела выявляются, указывает только на масштаб этого явления. Понятно, что открытие все новых и новых эпизодов и чрезвычайно активная работа следственного комитета имеют политическую мотивацию — дана команда или дан зеленый свет. Хочу отметить, что на фоне дела «Оборонсервиса» у нас как-то потерялись дела, связанные с деятельностью Минрегионразвития или, например, Минздравсоцразвития. Хотя, думаю, эти дела и не закрыты. Но дело в том, что борьба с коррупцией в России осуществляется не системно, а методом выявления слабого звена. Сердюков, так сложились обстоятельства, стал тем самым слабым звеном, которое, фактически, сейчас становится некой сакральной жертвой в борьбе с коррупцией».
Анонимные угрозы завести дело лично на Сердюкова источник газеты «Ведомости» в правоохранительных органах объяснил тем, что следователи очень надеются выжать из бывшего министра показания по поводу «Оборонсервиса». Ведь если свидетель-министр продолжит отмалчиваться, то доказать факт хищений при продаже недвижимости «Оборонсервиса» будет крайне сложно — тезис о занижении стоимости при оценке этих объектов может быть легко оспорен.
Нельзя исключать, что ради показаний Сердюкова против него могут быть возбуждены уголовные дела и еще по каким-либо аспектам деятельности Минобороны, пояснил близкий к военному ведомству источник газеты. Не секрет, что экс-министр централизовал принятие решений по всем значимым финансовым вопросам, так что в подписанных им бумагах при желании можно поискать и иные нарушения, указал собеседник издания.
Следователи задавали Сердюкову вопросы работах по благоустройству базы и строительстве дороги к ней на допросе 11 января. Как сообщил тогда адвокат Сердюкова Генрих Падва, экс-министр дал пояснения по этому вопросу. Ремонт дороги силами военных, по его словам, не может рассматриваться как хищение, поскольку она находится на балансе военного ведомства.
А озеленение «Житного», как отметил Падва, и вовсе можно считать «благотворительностью или спонсорской помощью, которую имело право оказывать оборонное ведомство».
Многих наблюдателей удивил эпизод, выбранный для «нападения» на бывшего министра обороны. «Использовать солдат в качестве рабской рабочей силы, начиная с прапорщика, заканчивая генералом, это нормальная форма» для российской армии, отметил председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов на минувшей неделе.
«Для того, чтобы свернуть большую тему на уровне начальников департамента, чтобы не развивать дальше историю с миллиардами, с Сердюковым надо что-то делать, поэтому принимаются такие шаги, некая банальная бытовуха, — пояснил эксперт. — За такое наказывать жестко не нужно, это реально условные сроки… Наказание, если будет, будет условным. Деньги не вернут, но департаменты будут на деньги подсажены. Это некая система. Это такой нормальный ответ, обществу показывают, что дело Сердюкова идет».
Руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН Борис Шмелев согласен с этой точкой зрения: «Очевидно, что на основе этой мелочевки какие-то серьезные обвинения предъявить Сердюкову невозможно. Мне кажется, что все-таки власть не готова и не хочет развернуть настоящую антикоррупционную борьбу».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале