Минздрав решил побороть коррупцию с помощью новых рецептов
Привычные россиянам традиционные рецептурные бланки уходят в прошлое: через полгода врач не сможет указывать в рецепте название рекомендуемого препарата, а только его международное непатентованное название. В Минздраве новые порядки объясняют борьбой с коррупцией. По мнению экспертов, коррупция из поликлиник переместится в аптеки, которые станут предлагать покупатели препараты «своих» производителей. Получателям льготных лекарств придется довольствоваться наиболее дешевыми дженериками.
Министерство здравоохранения выпустило приказ «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения», согласно которому врач не сможет указывать в рецепте название препарата. Об этом сообщается в среду на официальном сайте ведомства.
Документом предусматривается назначение и выписывание лекарственных препаратов только по международному непатентованному наименованию (МНН). И лишь при его отсутствии — по группировочному наименованию, а в случае отсутствия у препарата МНН или группировочного наименования — по торговому наименованию. В настоящее время приказ находится на государственной регистрации в Минюсте России. Вступление документа в силу планируется с 1 июля 2013 года.
Как пояснили в пресс-службе Минздрава, целью нововведения является устранение коррупционного фактора при назначении лекарств. А именно — исключение возможности выписки пациентам определенных препаратов на основании договоренности врача с фармкомпанией. Что, кстати, прямо запрещено п. 2. ч. 1 ст. 74 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», но, тем не менее, получило в стране широкое распространение.
За подобный подход не раз высказывалась и ФАС. По мнению руководителя профильного департамента Тимофея Нижегородцева, на рынке присутствует большой спектр препаратов одного МНН, при этом цена на различные аналоги, выпускаемые различными фармкомпаниями под разными брендам, может отличаться в разы и даже на порядки. В результате пациент лишается возможности лечиться более дешевым лекарством только потому, что врач, которому он доверяет, назначает из всей линейки то, что выгодно фармкомпании.
«Если в рецепте будет написано не конкретное название лекарства, а действующее вещество, — решать, препарат какого именно производителя предлагать покупателю, будет уже аптека, — говорит глава Аптечной гильдии Елена Неволина. — Да, от возможного «сотрудничества» фармкомпании с недобросовестным врачом мы уходим. Но остается много «но».
По мнению участкового терапевта одной из поликлиник Подмосковья, введение МНН усложнит жизнь пациентов и работу врачей. По ее словам, сегодня, когда фармацевтический рынок такой большой и все уже давно забыли непатентованные названия, привыкнув к коммерческим, переход на МНН вызовет большую путаницу. Потому, что «не каждый врач помнит сегодня», что рокситромицин — это «Рулид», азитромицин — «Сумамед», а метамизол натрия — всем хорошо знакомый «Анальгин». И не каждый фармацевт быстро сориентируется во всем этом.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале