Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Опасные связи губернатора Ткачева с олигархом Дерипаской

09.01.2013 / 13:40 Подробности

Ткачев и ДерипаскаВ настоящее время Следственный комитет и Верховный суд РФ рассматривают обращение уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Бориса Титова в интересах застройщицы из Краснодара Елены Афанасьевой. Она обратилась к омбудсмену с жалобой на то, что при содействии губернатора Краснодарского края Александра Ткачева подконтрольные олигарху Олегу Дерипаске структуры отняли у нее бизнес стоимостью $100 млн. При этом пострадала не только она сама, получив срок по сфабрикованному уголовному делу, но и более тысячи дольщиков.

Когда знакомишься с делом Елены Афанасьевой, возникает впечатление, что эта история взята из хрестоматийных книг по рейдерским захватам. Здесь прослеживаются все составляющие классического захвата:

— блокада бизнеса сверхприбыльного предприятия административными методами под формальным предлогом;

— уголовное дело с явными процессуальными нарушениями и арест предпринимателя;

— неправосудные судебные решения;

— имитация банкротства и вывод имущества по бросовой цене в пользу мнимых кредиторов.

При этом главные действующие лица – губернатор, крупный воротила бизнеса, а также множественные исполнители рейдерского захвата: сотрудники администрации, полицейские, прокуроры, налоговики и другие.

Это дело попало в поле зрения омбудсмена Бориса Титова после того, как было рассмотрено в конце прошлого года на заседании «Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции». Проанализировав материалы дела, эксперты Центра пришли к выводу о заказном характере уголовных дел против предпринимателя и наличии явных признаков рейдерского захвата.

«Труд» как яблоко раздора

Предприятие Елены Афанасьевой «Стройинтеркомплекс» успешно действовало с 1998 года без всяких претензий со стороны власти. К 2005 году в ее активах значились недостроенный торгово-офисный комплекс, десяток возводимых многоквартирных домов, а так же уже завершенные жилые комплексы. Общая стоимость бизнеса оценивалась в $100 млн.

Елена АфанасьеваПроблемы у Афанасьевой начались после приобретения учебно-спортивного комбината «Труд» — стадиона, расположенного в центре Краснодара на берегу реки. На его территории располагаются 19 объектов недвижимости, лесопарковая зона, которые Афанасьева решила перестроить в спортивно-развлекательный комплекс «Олимпийское кольцо». Судя по заявлению самой Афанасьевой, на проект, который обещал быть сверхприбыльным, положила глаз краевая администрация.

Из обращения Елены Афанасьевой к президенту РФ: «…на совещаниях у вице-губернатора Краснодарского края Ремезкова Александра Александровича я была извещена в присутствии губернатора Ткачева Александра Николаевича о том, что администрация Краснодарского края забирает у ООО «Стройинтеркомплекс» «УСК «Труд», как стало известно в последующем – в интересах Дерипаски Олега Владимировича».

Как предположила в своей жалобе сама Елена Афанасьева, отобрать стадион чиновникам надо было для того, чтобы скрыть незаконную продажу земель в рекреационной лесопарковой зоне стадиона, где некоторые первые лица региона построили коттеджи. А развал бизнеса – следствие ее принципиального отказа отдать стадион властям.

Власть создала проблемы дольщикам

В то время будущий президент Дмитрий Медведев еще не подал сигнал местным властям прекратить «кошмарить бизнес». Но действующий президент Владимир Путин уже объявил масштабную кампанию в защиту прав участников долевого строительства.

И тем не менее в 2005 году на «Стройинтеркомплекс», у которого в обороте было свыше 860 млн рублей дольщиков, обрушился каскад проверок.

«Первым делом провел проверку лицензирующий орган, — сообщила «Первому антикоррупционному СМИ» Анна Гримм, бывший начальник юридического отдела «Стройинтеркомплекс». – Нашли на одном из объектов кучку мусора, и на этом основании подали в суд на приостановление строительства. Потом подключились другие органы, включая прокуратуру, и также по формальным признакам добились приостановления строительства на других объектах. Когда мы спрашивали: «что вы делаете, ведь за нами сотни дольщиков стоят», — нам отвечали: «Обращайтесь на Красную, 35 – это здание краевой администрации». Говорили, что лично от вице-губернатора Ремезкова было распоряжение не давать лицензию», — свидетельствует Анна Гримм.

Губительным для предприятия шагом со стороны власти стала информационная кампания, которая внешне выглядела как упорная борьба за права дольщиков.

«В подконтрольных СМИ сообщалось о том, что в деятельности Афанасьевой выявлены многочисленные нарушения, что она скрылась с деньгами дольщиков, — сообщил «Первому антикоррупционному СМИ» бывший подполковник налоговой полиции, позднее консультант «Стройинтеркомплекса» Олег Евтушенко. – Но я сам когда-то многократно проверял эту компанию по долгу службы, там никогда не было финансовых нарушений, да и потом все деньги дольщиков вкладывались в строительство, которое, заметьте, велось без кредитов, что было редкостью по тем временам».

Между тем, администрация Краснодарского края назначила проверку Контрольно-ревизионного управления (КРУ).

«В заключении краевого КРУ было сказано, что никаких нарушений финансово-хозяйственной деятельности нет, — сообщила «Первому антикоррупционному СМИ» по телефону сама Елена Афанасьева. – Тогда губернатор Ткачев спросил ревизора: «Вы хотите сказать, что это самое чистое предприятие в крае?» Та ответила: «У нас претензий нет». Тогда была назначена повторная проверка, но и она не выявила финансовых нарушений. Поэтому уничтожали нас менее принципиальные надзорные структуры и по надуманным предлогам».

По мнению Евтушенко, Афанасьева «облегчила» задачу своим недоброжелателям тем, что замкнула на своей фирме функции управляющей компании (привлекает средства инвесторов), заказчика строительства и подрядчика. «Мошенники, которые заранее планируют обмануть дольщиков, обязательно эти функции разделяют, как и добросовестные компании, которые хотят просто застраховать бизнес», — уверен финансовый консультант.

Все это обернулось тем, что дольщики пошли возвращать свои средства, над завершением строительства нависла уже реальная угроза, — и Афанасьева решила продать бизнес. «Делала она это как раз в интересах дольщиков, — говорит Анна Гримм, — чтобы новый владелец завершил строительство, и оставшиеся дольщики не потеряли свои деньги».

Таким образом, так называемый первый каскад рейдерской атаки (блокада бизнеса административными средствами) был завершен.

Базовый элемент захвата

На этом фоне в деле и появилось ООО «Русско-Азиатская инвестиционная компания» (РАИнКО – «дочка», управлявшая до 2010 года непрофильными активами «Базового элемента», подконтрольного олигарху Олегу Дерипаске). Появилась фактически случайно: Анна Гримм встретила в магазине своего бывшего однокурсника Константина Серикова, который в то время работал юристом в РАИнКО. Тот сказал, что компания занимается покупкой бизнесов. Позднее, когда Афанасьева решила таки продать компанию, Гримм связалась с бывшим однокурсником.

Далее последовали длительные переговоры Афанасьевой с гендиректором РАИнКО Станиславом Карабутом (выходец из «Базэла»). Осмотрели строительные объекты, запросили все документы. Самолетом было отправлено в питерский офис РАИнКО до 30 коробок с копиями документов. Полгода изучали ситуацию – в итоге ни «да» ни «нет».

«Мне дали ясно понять, что с учетом моего конфликта с губернатором, весь бизнес достанется РАИнКО почти задаром, — говорит Елена Афанасьева. – Поэтому я решила продать свою долю в компании двум предпринимателям, которые тоже сделали предложение. Это некто Кесати и Синицов, которые заявили, что имеют связь с администрацией края, и там им прямо сказали: компания не будет работать, пока ею владеет Афанасьева».

Уголовный апломб

Что означало появление в этом деле Эдуарда Кесати (впоследствии осужденного за мошенничество по его темным делам в Сочи) – конкуренция фирме Дерипаски, продуманная многоходовка администрации или той же РАИнКО – пока не ясно. Но факт, что все это завершилось в пользу последних.

Елена Афанасьева сгоряча допустила роковую ошибку: чтобы избежать отъема бизнеса со стороны РАИнКО, переписала на малознакомого ей Кесати свою долю с условием того, что он вскоре рассчитается с ней, заплатив $40 млн. В договоре было условие: выполнение всех обязательств перед дольщиками.

Ни платить, ни строить Кесати не стал, а начал бурную распродажу имущества компании – от башенных кранов до аквариумных рыбок. А поскольку строительство домов не возобновилось, Следственное управление по Западному округу УВД Краснодарского края возбудило уголовное дело по факту мошенничества против сотрудников компании «Стройинтеркомплекс». И в частности – против Афанасьевой, которая к тому времени уже не имела отношения к компании. Правда, добивалась этого: видя, что Кесати просто гробит компанию, потребовала в Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Краснодарскому краю переписать вновь на нее долю в фирме (поскольку Кесати не заплатил денег и не выполнил обязательства перед дольщиками). Но ей отказывали по надуманному предлогу, дело растянулось на два с лишним года.

«Судя по всему, госорганы запутались окончательно, — делится с «Первым антикоррупционным СМИ» правовой эксперт «Центра общественных процедур» «Бизнес против коррупции» при общественной организации «Деловая Россия», адвокат Виктор Наумов. – С одной стороны, ее преследуют за то, что ее бывшая фирма не достраивает дома, с другой стороны, не возвращают долю в предприятии, не давая возможность достроить дома. Между тем, распродажа имущества компании – верный шаг к банкротству. И компанию, у которой миллиарды рублей в активах, начали банкротить из-за искусственно созданного долга в полмиллиона рублей!»

Тогда не на шутку взволновались дольщики и вышли к краевой администрации с плакатами: «Убрать руки от стадиона и квартир инвесторов!». На фоне масштабной кампании по защите прав дольщиков по всей стране краевая власть не могла оставаться безучастной – и начала действовать. Но действовала своеобразно. По телевидению и в краевых газетах сообщалось о «подвиге» местной власти: нашли наконец-то добросовестного инвестора – заключили соглашение с компанией… РАИнКО. Гендиректор Станислав Карабут уверенно говорил о том, что компания намерена инвестировать 1,2 млрд рублей в оздоровление предприятия и завершение строительства домов.

Кесати в то время уже был под стражей за мошенничество по его сочинским делам. Афанасьеву тоже поместили в СИЗО.

«Цель, видимо, была одна – помешать мне добиваться возврата своей доли в предприятии, хотя дело это было для меня беспроигрышное, — говорит Елена Афанасьева. Во всяком случае, ко мне в СИЗО приходили люди от РАИнКО и говорили: бери сейчас три миллиона долларов за свою компанию – и завтра будешь на свободе. Значит, они имели прямое влияние на следствие».

Правовое безумие

ТитовЧто больше всего удивляет юристов, имевших отношение к этому делу, так это неприкрытые и грубые нарушения законов со стороны судей и прокуроров. В том числе на это указывает и омбудсмен Борис Титов.

Вот каким образом имущество «Строинтеркомплекса» досталось фирмам, аффилированным с «Базэлом». Представьте: «Строинтеркомплекс» записан на Кесати, который сидит. Сидит и Афанасьева, которая через доверителей судится в арбитраже с налоговиками, требуя переписать на нее свою компанию, за которую не рассчитался Кесати. Тем временем представители РАИнКО отыскали бывшего мужа Афанасьевой, заинтересовали его – и тот подал иск о разделе имущества, претендуя на ½ «Строинтеркомплекса». И судья в итоге присудил ему (!) 100% доли предприятия, которое вообще на тот момент принадлежало Кесати! Не будем долго описывать всю схему, скажем просто, что юристы в шоке от такого решения. «Судья Ситников Ленинского суда города Краснодара объединил в одно производство два разных дела, находившихся в разных судах и на разных стадиях производства: о разделе имущества между супругами и о разделе долей между Афанасьевой и Кесати, — говорит адвокат Виктор Наумов. – Такого не может быть: выносить решение в апелляционной инстанции по делу, которое не было рассмотрено еще в первой инстанции! Как можно предположить, это было сделано им не случайно – в интересах неустановленного круга лиц».

Тем временем «неустановленный круг лиц» уже заключил с Афанасьевым сделку купли-продажи «Стройинтеркомплекса». В конце концов, все активы компании-застройщика были путем повторного банкротства за бесценок проданы дочерним фирмам РАИнКО, которое вскоре после этого было ликвидировано.

Не меньше вопросов и по уголовному делу в отношении Афанасьевой.

«Главный вопрос – это почему ей вменили в вину хищение 862 млн рублей средств дольщиков, в то время как эти деньги были потрачены на зарплаты, стройматериалы и обустройство стройплощадок, — сообщил «Первому антикоррупционному СМИ» адвокат Михаил Марков. – Мы требовали и на следствие, и в суде провести финансово-техническую экспертизу строительных объектов, но нам отказали».

Еще один парадокс, в который отказывались верить даже судьи кассационной инстанции: обвинительное заключение содержит два списка потерпевших, причем первый на 125 человек меньше второго (отсеялись невыгодные показания). При этом суд вызывал потерпевших по второму списку, а приговор составил на основании первого! Да и кто такие потерпевшие – больше тысячи человек? Это просто список всех дольщиков «Стройинтеркомплекса», большинство из которых давно живут в новых квартирах. В показаниях они просто отвечают на вопрос: «платили «Стройинтеркомплексу?» — «Платили». Все – потерпевшие…

«В этом деле вообще сплошной юридический сюрреализм, — продолжает Михаил Марков. – Как можно дважды человека осудить за одно и то же якобы совершенное хищение? Ее обвинили в хищении 862 млн рублей, и вменили в вину хищение еще 72 млн рублей – из тех же средств дольщиков! Получается, она украла у самой себя?! Одновременно обвинять в хищении одних и тех же денег невозможно! Поэтому я не сомневаюсь, что наша жалоба в порядке надзора в Верховный суд будет рассмотрена положительно».

Сейчас в самом деле многое зависит от позиции Следственного комитета РФ, который уже начал проверку уголовного дела в отношении Афанасьевой, и от Верховного суда РФ, который принял к рассмотрению надзорную жалобу. Потому что если весь этот «сюрреализм» не будет приведен в соответствие с реальностью, то в глазах предпринимательского сообщества будут напрочь дискредитированы несколько ветвей власти, загубивших один бизнес в угоду другому.

Александр Лабыкин

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале