Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Не складывается, да и доверия нет

22.01.2012 / 21:00

Реформирование МВД, начавшееся в 2011 году, не находит отклика в сердцах населения. Граждане считают реформу просто сменой названия и не ждут от обновленного состава МВД улучшения их профессиональных и человеческих качеств. Однако опрошенные Sodei.ru эксперты в своих мнениях разделяются. Некоторые народные избранники, например, убеждены в высоком качестве проходящих мероприятий, но отмечают, что результатов ждать пока рано. При этом представители общественности и бизнеса соглашаются с населением и приходят к выводу, что реформа в своих истоках могла содержать стратегическую ошибку.

Проведенное в конце 2011 года РООСБК «Содействие» социологическое исследование однозначно говорит о том, что население недовольно реформированием МВД в 2011 году. Граждане видят среди сегодняшних полицейских взяточников и не верят в их исправление. Первое антикоррупционное СМИ Sodei.ru проанализировало мнение населения и попросило экспертов высказать их точку зрения на результаты опроса.

Отношение к сотрудникам полиции

Как показало исследование, сотрудникам МВД доверяет полностью всего 8% населения Москвы. Частичное недоверие к полицейским составило 43% на фоне 42% полного недоверия к правоохранителям. Из недоверяющих сотрудникам большая часть опрошенных (24%) считают, что полицейские коррумпированы, а остальные (18%) сомневаются в их компетентности.


С мнением населения соглашается член координационного совета объединения предпринимателей «За честный рынок» Роман Жигульский. «Изменение вывески ничего не принесло, все осталось прежним. То, что произошло – это не реформа: была милиция бездельников, а стала полиция бездельников», — считает он.

Поддерживает позицию граждан и эксперт Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, председатель Совета Института развития свободы информации Иван Павлов. «У МВД пока только паспорт поменяли, а бьют, как говорится, не по паспорту, а по морде. У населения память еще свежа о прежних сотрудниках, им не доверяют», — комментирует г-н Павлов.

«Люди видели, что сотрудники МВД имеют нечистые доходы, живут на широкую ногу. Естественно, сейчас они не верят, что все изменилось. Конечно, волшебной палочки нет, чтобы изменить все сразу, но для того, чтобы процесс пошел в нужную сторону, созданы все нормальные условия», — говорит член фракции «Единая Россия», член комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Владимир Васильев. «Мне кажется, что люди, которые заинтересованы в наведении порядка, не будут все критиковать, а попробуют занять свое место в этом процессе», — добавляет он.

 

Оценка деятельности министра внутренних дел Рашида Нургалиева

Не лучше граждане оценивают и самого главу ведомства — министра внутренних дел Рашида Нургалиева. При этом даже той информации, которую получает о нем население, не всегда достаточно, чтобы объективно охарактеризовать работу главного полицейского страны. Почти половина опрошенных (46%) вообще не смогли ничего сказать о г-не Нургалиеве. Из них 20% просто ничего не знают о нем, а 26% затруднились оценить его работу. При этом 37% респондентов отметили, что министр является неэффективным руководителем. К слову, на общем фоне хорошим менеджером его назвали только 17%.


Оценка участия главы МВД Рашида Нургалиева в реформировании ведомства

Объективно оценить вклад главы ведомства в реформу москвичи также не смогли. Всего 16% отметили его работу как положительную. Отрицательных оценок оказалось гораздо больше — 39%, из них 15% посчитали, что министр вообще не должен был принимать участие в проведении реформы. Остальные 45% опрошенных не смогли ответить на вопрос о нем.


«Сам Нургалиев – это только винтик всей системы, от него мало что зависит, он ничего не решает», — считает представитель бизнес-сообщества Роман Жигульский.

Депутат Владимир Васильев убежден, что критика руководства – явление нормальное. «Большую ответственность всегда несут реформаторы, нежели те, кто поддерживает систему на плаву. Поэтому к их работе больше присматриваются, больше критикуют», — говорит он.

«Объективной информации об этапах реформирования нет. И о том, кто ей занимается, по сути, тоже. То, что мы получаем из СМИ – это пропаганда, пропаганда этой самой реформы, но это не информация. Населению нужны не пустые слова, а объяснение происходящего. Когда кого-то снимают и не говорят за что – это опыт, который ничему не учит», — комментирует председатель Совета Института развития свободы информации Иван Павлов.

Отношение к реформированию МВД

Сами результаты реформирования МВД более половины населения оценивает отрицательно (54%). Из них большая часть (45%) полагает, что изменений никаких не произошло, а 9% заметили изменения в худшую сторону. Для сравнения, положительные результаты в процессе реформирования МВД отметили 14% респондентов.


Иван Павлов считает, что населению на данном этапе может быть сложно объективно оценить ход реформы. «Сейчас очень мало времени прошло, чтобы говорить о какой-то динамике или стагнации в реформировании. Но народ, действительно, не обманешь. Он не чувствует перемен и не знает, кому доверять», — говорит эксперт.

Член фракции «Справедливая Россия», доктор юридических наук Татьяна Москалькова считает естественным, что население не видит улучшения в работе людей в погонах. «Сегодня еще рано говорить о результатах реформы, но есть все основания полагать, что они будут. Законы еще только вступают в силу, должно пройти время. Что-то начнет функционировать только в 2012 году», — говорит она. «Года три должно пройти, чтобы мы могли увидеть новую, технически оснащенную полицию, с высокими нормами профессиональной этики», — добавляет г-жа Москалькова.

Поддерживает коллегу и депутат от «Единой России» Владимир Васильев. «Когда реформа только началась, общественный градус негатива по отношению к МВД был настолько высок, даже, возможно, выше, чем реальный, что до сих пор не все удалось сгладить. К тому же у нас, надо сказать, никто никогда не ждет хорошего, люди просто не верят, что могут произойти положительные изменения, и продолжают замечать только плохое», — считает он.

Кирилл Кабанов, глава Национального антикоррупционного комитета (НАК), считает реформу верным ходом, но, поддерживая мнение граждан, замечает ошибки в самых основах реформирования. «Подход к реформированию изначально правильный. Например, Медведев каждые полгода обещал дорабатывать закон «О полиции». Однако есть некие стратегические моменты, которые были изначально опущены, их не учли. Дело в том, что вся правоохранительная система коррумпирована, и проводить переаттестацию было нелогично. Поэтому многое осталось на прежнем уровне, и говорить о результатах пока преждевременно», — говорит он.

 

Оценка уровня коррупции в МВД в процессе реформ

Заявление Рашида Нургалиева об отсутствии коррупционеров в обновленных рядах сотрудников МВД после проведения реформы также не подтвердилось ответами граждан. Больше половины (52%) склоняются к тому, что уровень коррумпированности сотрудников правоохранительного ведомства остался на прежнем уровне. Снижение уровня коррупции заметили 12% опрошенных, а его повышение – 8%.


Непосредственно с фактами коррупции в период реформирования МВД в 2011 году сталкивались 37% москвичей, из них 10% — постоянно.


Общая статистика при этом показывает, что в той или иной форме за свою жизнь с коррупцией сталкивалось целых 75% процентов населения, из них 25% сталкиваются  с ней регулярно.


Поддерживает позицию опрошенных граждан член координационного совета объединения предпринимателей «За честный рынок» Роман Жигульский. «Приходить в полицию так и осталось опасно, они ничем не помогут, потому что помогать – невыгодно. Чем они занимаются – я не знаю и не могу пойти к ним со своими проблемами, им интересно лишь то, что им приносит прибыль», — считает он.

С законодательной точки зрения объясняет ситуацию депутат от «Справедливой России» Татьяна Москалькова. «Дело в том, что в основах начала реформы стояло полное разрушение. К началу реформы милиция получала самую маленькую зарплату, зато властные полномочия были огромны. Это и порождало коррупцию. На тот момент государство само загоняло сотрудников МВД в рамки, невольно сотрудник был сориентирован на выживание в неудобных условиях. Именно поэтому нужно было начать реформу», — заявила она.

Напоминает про критическое отношения население к сотрудникам МВД и единоросс Владимир Васильев. «Негативный градус был высок, я повторюсь, и прошло не так много времени, чтобы люди поменяли мнение. Тем не менее, сейчас состав сотрудников МВД существенно изменился и улучшился. Они прошли отбор, в том числе и психологическое тестирование, была введена система аттестации, система поручителей, система ротации руководителей, система декларирования доходов», — говорит депутат.

Возможно ли снизить уровень коррупции среди полицейских?

С 1 января 2012 года вступил в силу закон «О социальных гарантиях сотрудникам внутренних дел», создающий новую модель социального обеспечения полиции. Теперь правоохранители смогут получать более высокую зарплату за счет ежемесячных надбавок и регулярных премий, а также будут иметь льготы при приобретении жилья. Но вот снизит ли уровень коррупции в МВД объявленное увеличение заработной платы и социальных льгот, гарантии нет. По этому вопросу мнение населения разделилось почти пополам. 41% респондентов считает, что мздоимство в ведомстве останется на прежнем уровне. 46% считают, что понижение уровня коррупции при повышении выплат и льгот возможно, но 38% из них склоняются к тому, что снижение окажется незначительным.


«Где-то такая мера может избавить от коррупции, где-то нет, — зависит от сложившихся связей на конкретной территории», — говорит глава НАК Кирилл Кабанов.

Депутат Татьяна Москалькова не соглашается с позицией населения. «Закон о социальных гарантиях для сотрудников полиции только вступил в силу. Деньги еще не начислены. Поднимется зарплата, работа полицейского будет более привлекательной. Мы ожидаем, что тогда и необходимость в использовании своих должностных полномочий у сотрудников полиции отпадет», — считает она.

«Если будут соблюдаться социальные гарантии, появится новый класс людей, которые будут иметь достаточный доход, условия для жизни, они будут сами хотеть защищать права граждан, они будут бороться со злом несмотря ни на что. Это и есть цель реформы», — соглашается с коллегой член комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Владимир Васильев.

Мнение народа

Несмотря на отсутствие видимых результатов реформы сегодня, подавляющее большинство населения считает, что добиться целей превращения милиции в полицию реально. И даже сами предлагают варианты. Например, целых 60% москвичей посчитали, что необходимо принимать более грамотные меры по реорганизации, такие как улучшение кадровой политики, изменение условий службы в МВД и повышение уровня контроля за деятельностью сотрудников.

 

Владимир Васильев, член фракции «Единая Россия» поддерживает мнение населения по поводу увеличения контроля за деятельностью сотрудников органов и считает, что выбранное направление реформы – верное. «Реформа МВД шла и идет непросто, как и любая реформа. Было общественное обсуждение законопроекта «О полиции», прошла переаттестация, были приняты такие нормы, которых до сего дня не было. Многое в этой реформе – это большой шаг вперед. Очень важно, что в основу реформы было заложено участие общественности. Это и контроль, и участие в работе. В этом направлении и нужно продолжать», — говорит он.

Еще 15% населения назвали важным для достижения целей реформы ужесточение мер пресечения правонарушений, а 8% предложили и вовсе сменить власть в стране.

Представитель предпринимательского сообщества Роман Жигульский согласился с 8% населения и предложил дождаться выборов 4 марта. «Сегодняшней власти невыгодно сносить свою же опору, поэтому ничего реформировать реально она не может. А вот реальные изменения возможны только после смены власти», — сказал он.

«Сейчас правовая основа выходит на партнерскую модель отношений между человеком и правоохранительными органами. Также созданы дополнительные меры контроля за деятельностью сотрудников МВД, например, теперь участковые обязаны отчитываться перед населением, а сотрудники МВД обязаны предоставлять материалы СМИ. Изменился и функционал полиции. Произошла передача функций другим органам, например функций медицинских вытрезвителей, техосмотра и других. Сегодня они формально еще не переданы, работа в этом направлении идет. Скоро все это начнет полностью исполняться, и будет совершенно другая картина», — считает член фракции «Справедливая Россия» Татьяна Москалькова.

Глава НАК Кирилл Кабанов с народными избранниками не согласен и предлагает начать реформу с «очистки совести». «Тут важно смотреть, что с момента начала реформы не было проведено никаких правовых карательных мер. Такие дела, как, например, дело Магнитского, остались на прежнем месте. А нужно было, в первую очередь, решить все старые вопросы», — считает общественник.

 

Споров и противоречий вокруг реформы МВД возникает немало. Как показал анализ исследования, население оценивает реформу крайне негативно и не ждет в ближайшем будущем существенных улучшений. Позитивных результатов сегодня не ждут и эксперты, прогнозируя еще как минимум несколько лет ожидания счастливого момента. Но в остальном мнения профессионалов разошлись, причем на настолько значительное расстояние, что становится ясно: к единому взгляду на эффективность реформирования они придут нескоро. Эта тенденция и порождает все большее желание разобраться в проблеме до конца. Как началась реформа МВД и куда она ведет? Именно эти вопросы станут темой дальнейших исследований Sodei.ru совместно с экспертным сообществом.

Надежда Россихина

Художник: Константин Брансвик

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале