Сомнительный аутсорсинг Шойгу — вопросы к министру и президенту
Бизнесмен не верит оправданиям Минобороны по аферам в ЖКХ
Воруют ли генералы Шойгу миллиарды на ЖКХ? — дискуссия на эту тему неожиданно развернулась на сайте ПАСМИ. Обвинения в создании схемы хищений на теплоснабжении армии в адрес чиновников Минобороны выдвинул предприниматель-энергетик Юрий Егоров, который обслуживает учебный центр РВСН. В день публикации интервью котельную его компании захватили силовики, а спустя сутки военное ведомство выступило с требованием опровергнуть доводы предпринимателя, обвинив его во лжи. Однако, Егоров, в свою очередь, нашел в письме Департамента информации МО массу недостоверных сведений. Свою позицию он обосновал в новом интервью ПАСМИ.
17 сентября на сайте «Первого антикоррупционного СМИ» был опубликован материал «Глобальная афера Минобороны: как генералы делают миллиарды на ЖКХ», основанный на интервью с Юрием Егоровым — учредителем ООО «Муниципальные энергетические системы» (ООО «МЭС»). Эта компания поставляет тепло в учебный центр ракетных войск стратегического назначения в городе Переславль-Залесский Ярославской области. На примере своего бизнеса предприниматель изучил схему, по которой в России расхищают миллиарды из бюджета. Суть схемы — в использовании военным ведомством компаний-прокладок для отмывания денег, которые выделяются для оплаты услуг ЖКХ.
На следующий день, 18 сентября, в адрес редакции пришло письмо от первого заместителя руководителя Департамента информации и массовых коммуникаций министерства обороны Алексея Комарова, в котором он заявил, что материал построен на ложных утверждениях. Юрий Егоров в интервью ПАСМИ прокомментировал доводы подчиненного Сергея Шойгу.
Силовая реакция
— Сначала я хотел бы сделать заявление. Скорость реакции на ваш материал меня удивила. Во-первых, я получил порядка 15 звонков с приглашением дать интервью разным изданиях. Во-вторых, 17 сентября, практически сразу после публикации интервью я получил информацию, что готовится захват нашей котельной. Я этому, конечно, не поверил, но 18 сентября утром котельная была захвачена.
— Что значит захвачена?
— Порядка 50 фигурантов в черной форме — рослые ребята с оружием, сотрудники МВД и приставы — вскрыли котельную, выгнали наш персонал и заняли здание. Котельная сейчас в использовании МУП «Теплосервис», которое получило свои «права», видимо, лично от губернатора Ярославской области Дмитрия Миронова. Это, конечно, мое предположение, но весьма обоснованное. В пользу этой версии говорят и скорость, и сам характер войсковой операции, когда были задействованы все структуры региона – главный пристав региона Виктор Сцинский, глава МВД региона Андрей Липилин, прокуратура. Я полагаю, что либо замминистра обороны генерал Дмитрий Булгаков, либо сам Шойгу позвонили губернатору Миронову. По-другому быть не может. Круг участников говорит о том, что это не уровень мэра, а другие отдельные структуры не могли бы это так реализовать.
В этой части мне представляется уместным задать вопрос президенту, вернее, главнокомандующему российской армии Владимиру Путину: Как, Владимир Владимирович, такое возможно в 21 веке? По факту, осуществлен захват котельной накануне отопительного сезона. Второе: а как возможно, чтобы без позиции собственника, без документов передавать имущество, особо опасный объект, который обеспечивает в/ч РВСН теплом, какому-то, хоть и «карманному» МУПу, которое имеет долгов примерно на 800 млн рублей всего за один год?
Еще один вопрос у меня к компетентным органам: наверное, правильно будет выяснить, кто лично из Минобороны звонил 17 сентября в середине дня в канцелярию Миронову в Ярославль? У меня есть подозрение, что это было именно так.
Лукавое министерство
— Теперь предлагаю перейти к ответам на письмо департамента.
Когда мне передали текст из Минобороны, подписанный Комаровым, я сразу вспомнил встречный вопрос президента Путина одному ретивому корреспонденту: «А сам-то понял, что спросил?»
Здесь такая же ситуация: подписант не понял, что он подписал. Единственное, с чем соглашусь, это с фразой в первом абзаце, что информация опубликована “в тенденциозной манере”. Именно о тенденции, которая существует с 2012 года, я говорил в своем интервью вашему изданию и буду продолжать освещать эту тему публично и дальше, пока не изменится ситуация.
Тенденция в том, чтобы использовать «прокладки» между Минобороны и компаниями-поставщиками услуг. Эти “прокладки” распоряжаются бюджетными деньгами, огромными тыловыми деньгами. Они не исполняют госконтракт и выводят деньги не по назначению. С 2012 года в качестве «прокладки» была “РЭУ”, потом – ГУ ЖКХ, затем – следующая… И эта тенденция не изменена.
В присланном тексте написано, что эти АО никогда не входили в структуру Министерства обороны, и являются полностью коммерческими организациями: “АО «Ремонтно-эксплуатационное управление» (АО «РЭУ») и АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (АО «ГУ ЖКХ») никогда не входили в структуру Минобороны России, так как являются полностью коммерческими структурами, — акционерными обществами”.
АО – это речь идет о “РЭУ”, “ЖКХ” и т.д. И здесь важно понимать, что «РЭУ» до того, как его переименовали в АО, было структурой министерства обороны — ремонтно-эксплуатационным управлением. И сменив название, эта контора не поменяла ни своего расположения — в Одинцово, ни своих обязанностей. То есть, говорить, что Минобороны никакого отношения к ним не имеет, и в структуру они не входили – это лукавство.
Забывчивый Шойгу
Читаем дальше: “Данные акционерные общества были созданы еще в 2009 году при реализации прежним руководством военного ведомства концепции перехода на обслуживание объектов Вооруженных Сил на основе аутсорсинга”.
Да, “РЭУ” было создано до того, как Сергей Шойгу стал министром, но дело в том, что Шойгу не изменил эту схему. Более того, в 2014 году сообщалось, что через АО «РЭУ» было похищено более 40 млрд рублей. И при этом Шойгу заявил, что аутсорсинг не будет ликвидирован, но будет сокращен. Но этого не случилось. Появилось другое АО на смену «РЭУ». С теми же позициями и проблемами – ГУ «ЖКХ».
Теперь я объясню, почему аутсорсинг Минобороны РФ не является аутсорсингом. В НАТО, например, объявляется конкурс на предоставление услуг ЖКХ для армии, а у нас эти АО не выбираются, а назначаются. Это принципиально разные вещи. Это продолжение прежней тактики или не до конца решенный вопрос? Позиция Минобороны сохранена, или до нее руки не дошли? Но ведь это — миллиарды!
Далее Комаров пишет, что “все деловые и контрактные отношения ООО «МЭС» с указанными организациями являются коммерческими и относятся к внутренней хозяйственной деятельности данных обществ, не имеющей никакого отношения к Вооруженным Силам и тем более к действующему руководству Минобороны России”.
Контрактные отношения с указанными организациями, действительно, относятся к нашей внутрихозяйственной деятельности. Но далее написана сакраментальная фраза, что Министерство обороны не имеет к этому никакого отношения. А это не так.
Дело в том, что эти АО, неважно как они называются, заключают госконтракт с Министерством обороны для того, чтобы обеспечивать теплоснабжение воинской части – это государственная обязанность. Далее, в этих контрактах предусматривается, что эти организации обязаны владеть теплосетями и теплоприемным оборудованием, которое располагается на территории воинской части, или иметь это имущество в государственно зарегистрированной аренде.
Но сегодня мы убеждаемся, что этого имущества у них нет, что подтвердилось в ходе судебных процессов по банкротству.
Они должны быть в курсе:
— президент России Владимир Путин
— спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко
— председатель Госдумы Вячеслав Володин
— директор ФСБ Александр Бортников
— генпрокурор Юрий Чайка
— главный военный прокурор Валерий Петров
— руководитель Главного военного следственного управления Александр Сорочкин
Меня как представителя бизнеса интересует конкретный вопрос: Сергей Кужугетович, может ли ваше министерство предоставить документы, удостоверяющие, что вот эти все АО, «прокладки», получили имущество Министерства обороны на законных основаниях в период их деятельности?
Если да, то тогда Министерство обороны имеет отношение к этим АО, и утверждения пресс-службы военного ведомства об обратном — это заведомо ложная информация. А если нет, то тогда что же это за государственный контракт? Как можно отдавать деньги неизвестно кому, если вы не контролируете исполнение условий госконтракта?
Военный сговор
Еще одно подтверждение того, что Комаров не понимает, что он подписывает: «МЭС пытается решить собственные финансовые проблемы за счет государственных бюджетных средств”.
Так это записано у нас в контракте! Мы, действительно, хотим теплоснабжать воинскую часть именно за счет государственных бюджетных средств. Не за свой же счет, как получается сейчас, когда нам три года не платят деньги.
И тут я хочу напомнить: контроль расходования бюджетных средств, выделенных этим АО, Министерством обороны осуществляется помесячно. То есть это не та практика, когда Минобороны выделило аванс на год вперед. Нет, бюджетные средства выделяются АО через Минобороны каждый месяц. Поэтому когда мы как организация-поставщик обращаемся к этому АО с претензией, что они нам не платят, и это нарушение контракта, а затем обращаемся в Минобороны, о том, что АО не платит нам бюджетные деньги (у нас много таких документов), но ситуация не меняется — это сговор. Получается, что Минобороны знает, что выделенные им бюджетные деньги разворовываются, и считает это нормой.
Теперь о еще одной лжи, под которой подписался господин Комаров: “Контракты теплоснабжения объектов военного городка № 1 и воинской части 74400 в Переславле-Залесском на 2017-2018 гг. были заключены ФГБУ «ЦЖКУ» с МУП «Спектр». В соответствии с постановлением администрации городского округа Переславль-Залесский Ярославской области в тот период именно МУП «Спектр» был присвоен статус единой теплоснабжающей организации города Переславль-Залесский. При этом МУП «МЭС» не является владельцем тепловых сетей и, соответственно, не имеет статуса гарантирующего поставщика. В настоящее время единой теплоснабжающей организацией на территории города является МУП «Теплосервис», с которым ФГБУ «ЦЖКУ» заключен контракт теплоснабжения до 31 декабря 2019 года”.
Этот вопрос с ярославскими МУПами давно закрыт: судами, а их было более 20, и даже двумя определениями Верховного суда установлена незаконность этих МУПов — сначала был «Энергетик», потом «Спектр», а сейчас – «Теплосервис». Это одна и та же контора, в тех же самых помещениях города Переславль-Залесский. Эти МУПы исчезают, как только наберут большое количество долгов. По сути, это та же самая схема, как с “прокладками” Минобороны. Но если в ведомстве Шойгу в этом замешаны военные генералы, то тема с прокладками МУПов – гражданская, и там свои руководители.
Так вот, незаконность этих МУПов помимо судов определили еще и надзорные органы. В письме сотрудника военной прокуратуры Западного военного округа, в частности, отмечается, что «статус единой теплоснабжающей организации приобретен МУП «Спектр» вследствие незаконных действий администрации городского округа Переславль-Залесский». Далее перечислены решения судов, по которым подлежат взыскать в пользу “МЭС” 46,8 млн рублей за услуги теплоснабжения. А еще дальше написано о недопустимости заключения военной частью госконтрактов с недобросовестными контрагентами, такими как «Спектр» и «Теплосервис». И об этом информирован прокурор Ярославского гарнизона.
То есть подчиненные главного военного прокурора Валерия Петрова выявили незаконность МУПов и указали на недопустимость заключения с ними контрактов, а Комаров пишет совершенно иное.
И я снова обращаюсь к министру обороны: на каком основании ваши сотрудники игнорируют решение судебных органов, Верховного суда и главной военной прокуратуры?
И еще на что я хочу обратить внимание — в конце своего письма Комаров пишет о решении суда от 30-го января о понуждении дать теплоноситель: “30 января 2019 года Переславским районным судом Ярославской области вынесено решение, согласно которому бездействие ООО «МЭС» по обеспечению населения микрорайона коммунальной услугой (горячим водоснабжением и теплоснабжением) и по уклонению от ремонта котельной было признано незаконным. В соответствии с данным решением суда ООО «МЭС» обязано произвести текущий ремонт автоматической газовой котельной, а также подавать теплоноситель надлежащего качества для нужд теплоснабжения и горячего водоснабжения…”
Между тем, 30-го января в России — зима и трещат морозы и если бы тепла не было, то люди просто бы замерзли… Но по логике Комарова, Егоров тепла не давал и суд его якобы заставил…
А теперь еще один вопрос к Министру обороны: кто подготовил эту информацию для замначальника Департамента коммуникации и средств массовой информации Минобороны РФ Комарова, изложенную в письме ПАСМИ от 18 сентября?
Складывается впечатление, что мы имеем дело со связкой между генералами Минобороны и генералами на гражданской территории. В этой части показателен захват котельной: он явно был согласован между этими двумя уровнями, иначе так быстро он бы не был осуществлен.
И в заключение я хотел бы предложить Минобороны организовать совещание с уполномоченным по защите прав предпринимателей Борисом Титовым и представителями бизнеса, о том, как построить «белые», цивилизованные отношения в системе теплоснабжения военных городков и военных объектов Минобороны во взаимодействии с частными компаниями. В русле сегодняшней политики президента это будет очень актуально.
Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях в Минобороны РФ — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».
Подробнее о коррупционных скандалах в Минобороны читайте в специальной подборке ПАСМИ.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале