ФСБ обнаружила IT-программу недолива топлива на заправках Ставрополья
В Ставропольском крае 24 человека стали фигурантами уголовного дела об организованном преступном сообществе, действовавшем с 2012 года и занимавшемся с помощью вирусных программ недоливом топлива на АЗС. Сумма хищений — несколько миллионов рублей.
Дело, по которому проходят преимущественно операторы местных АЗС, следственный отдел УФСБ России по Ставропольскому краю возбудил еще 2 июня 2017 года — по ч. 3 ст. 273 УК РФ (создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ). Чекисты получили информацию о том, что в Ставрополье действует организованная группа, которая внедряет на АЗС вредоносные программы, позволяющие недоливать бензин марок АИ-92 «Экто», АИ-95 «Евро», АИ-95 «Экто», АИ-98, а также дизельное топливо марки «Евро». В ходе расследования был задержан некий Андрей Витченко.
Он дал признательные показания, рассказав, что разработчик терминалов самообслуживания АЗС Денис Заев создал программу недолива горючего, установленную на ряде колонок АЗС по договоренности с менеджерами этих автозаправок, пишет «Коммерсант».
Управление же вредоносной программой, по словам Андрея Витченко, осуществлялось с сервера, местонахождение которого ему неизвестно. Действовать программа начинала после того, как операторы АЗС на кассовых аппаратах набирали необходимую комбинацию символов. После смены они же программу отключали. При этом вредоносная программа сама уничтожала следы своей деятельности. «Сэкономленные» таким образом бензин и дизтопливо еще раз продавались на АЗС, но уже за наличный расчет. Потребители недолива не замечали, поскольку он составлял около 5% от оплаченного объема.
Показания Витченко привели к арестам операторов и менеджеров на 17 АЗС, расположенных в девяти районах Ставропольского края. Фигурантам сначала было предъявлено обвинение по ст. 273 УК РФ, однако в конце августа 2017 года УФСБ инкриминировало им также ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере), а затем и ч. 1, 2 ст. 210 УК РФ (создание организованного преступного сообщества или участие в нем).
Теперь версия следствия сводится к тому, что Андрей Заев руководил организованным преступным сообществом (ОПС) и организовал внедрение вредоносной компьютерной программы, а также контролировал объемы похищенных нефтепродуктов. Задачами другого важного фигуранта, менеджера ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» Михаила Ковалевского, по материалам дела, были вовлечение в преступную группу менеджеров своей компании, внедрение вредоносной программы, сбор полученных наличных денежных средств и их распределение между членами ОПС. Аналогичная роль, по версии следствия, отводилась и территориальному менеджеру АО «НК «Роснефть» — Ставрополье» Олегу Колпакову.
Всего за пять лет, по данным следствия, обвиняемые похитили благодаря недоливу на автозаправках несколько миллионов рублей. Однако в материалах дела в качестве потерпевших указаны лишь автобаза правительства Ставропольского края, АО «Концерн «Энергомера»», управление Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю и АО «Ставропольгоргаз». Их убытки от махинаций на АЗС оцениваются соответственно в 120 тыс. рублей, 26,6 тыс. рублей, 31,1 тыс. рублей и 58,1 тыс. рублей.
По словам адвоката Заева Руслана Закалюжного, расследование так и не дало ответа на вопрос, где расположен сервер с вредоносной программой, «содержащий информацию об объектах преступных устремлений группы». Не удалось следствию обнаружить и следы использования компьютерной программы.
Напомним, что в мае 2015 года стало известно о хищении топ-менеджерами нефтебазы в Новосибирске более 14 млн тонн топлива, которое предназначалось для Арктической группировки вооруженных сил.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале