Московские следователи усомнились в законности действий руководства НПО имени Лавочкина
СКР начал проверку по материалам прокуратуры Московской области и ФСБ, которые выявили в Научно-производственном объединении (НПО) имени Лавочкина факты необоснованных, по их мнению, 332,5 млн рублей премиальных выплат адвокатскому бюро «Третьяков и партнеры».
Подозрительные гонорары «успеха»
Информацию о том, что следователи начали проверку, «Коммерсанту» подтвердили как в следственном ведомстве, так и в «Роскосмосе», который является основным акционером объединения. Подробности ни в СКР, ни в госкорпорации не сообщают.
Как рассказали несколько источников в космической отрасли, проверке подвергалась оперативная информация о действующей на предприятии системе выплат так называемых гонораров успеха сотрудникам адвокатской конторы «Третьяков и партнеры». По данным проверки, адвокатская контора, чей офис находится недалеко от метро «Сухаревская» в Москве, в 2016 году практически стала монополистом по представлению интересов НПО в его судебных спорах со своим основным акционером — ГК «Роскосмос» (госкорпорации принадлежит 95,7% НПО имени Лавочкина).
Привлечение конторы «Третьяков и партнеры» для оказания юридических услуг проверяющие связали с назначением 9 января 2016 года на пост советника гендиректора НПО Екатерины Аверьяновой, которая несколько позже заняла должность руководителя дирекции правового обеспечения объединения. Новый топ-менеджер посчитала, что юристы НПО не справляются с судебными тяжбами с «Роскосмосом», и убедила гендиректора Сергея Лемешевского в необходимости привлечения сторонней адвокатской конторы. Как поясняют источники, Аверьянова свой выбор в пользу «Третьякова и партнеров» пояснила результатами мониторинга интернета и статистикой отмены судебных решений.
В ходе переговоров с главой адвокатской конторы Игорем Третьяковым, по версии проверяющих, руководитель правовой дирекции установила размер премиальных («гонорара успеха»), которые привлеченным юристам полагались в случае победы в суде или значительного снижения размера денежных претензий со стороны «Роскосмоса». Размер премии составил 8% от суммы «выигрыша».
За два года, по данным проверяющих, между НПО и адвокатской конторой было заключено 23 договора на оказание юридических услуг. Причем, как рассказывают источники «Коммерсанта» в ракетно-космической отрасли, проверка выявила, что все они были заключены с нарушением федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и положения о закупках ГК «Роскосмос». В частности, положение предусматривает, что без конкурентных процедур возможны закупки на сумму не более 500 тыс. рублей. Чтобы обойти это ограничение, установили ревизоры, услуги в договорах дробились, а это уже противоречит требованиям федерального закона.
Кроме того, по данным проверки, не проводилось предварительное согласование договоров с профильными подразделениями предприятия, что нарушает внутренние требования НПО.
Прокуроры и чекисты также пришли к выводу, что «гонорары успеха» выплачивались адвокатам из бюджетных средств, направляемых на выполнение госконтрактов, и включались в себестоимость продукции НПО в качестве накладных расходов, что в результате уменьшало чистую прибыль объединения. При этом сами договоры не облагались НДС, в них не был прописан порядок расторжения и ответственности сторон, отсутствовало обоснование стоимости услуг и т. п.
Проверяющие выявили и случаи, когда премии, по их мнению, выплачивались и вовсе без оснований. Так, в октябре 2016 года по одному из арбитражных дел контора «Третьяков и партнеры» получила от НПО премию в размере 18,2 млн рублей, хотя решение суда, за которое она была выплачена, кассационная инстанция затем отменила, отправив дело на новое рассмотрение. Также прокуроры и чекисты установили, что работы по контрактам с адвокатской конторой выполняли либо сотрудники юридического отдела объединения, либо юридическое некоммерческое партнерство, работники которого не имели адвокатского статуса. При этом, отмечают источники в ракетно-космической отрасли, прокуратура ранее уже указывала на недопустимость подобной практики, однако и после ее вмешательства НПО выплатило адвокатской конторе 154,6 млн рублей, общая же сумма выплат за два года составила 332,5 млн рублей.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале