А суд ни при чем

Ознакамливаться с материалами проверки силовиков заинтересованные лица могут несмотря на наличие в них конфиденциальной информации. Об этом Конституционный суд сообщил известному блоггеру Алексею Навальному, который просил высшую судебную инстанцию проверить нормы Уголовно-процессуального кодекса, а также законов о полиции и персональных данных.

Рассматривать на предмет соответствия основному закону страны жалобу борца за права миноритарных акционеров в КС не стали. В определении, которое опубликовал у себя в блоге г-н Навальный, профессиональные судьи сослались на то, что оспариваемые нормы не должны препятствовать заинтересованным лицам изучать документы полицейских. Сам блоггер обратился в высшую судебную инстанцию из-за того, что правоохранительные органы отказываются знакомить его с материалами доследственной проверки, проведенной по делу о буровых установках, купленных дочкой ВТБ.

Изучить материалы дела не получается не только у известного блоггера. Правозащитные организации также нередко сталкиваются с неправомерной деятельностью следственных органов. Глава общественного движения “За права человека” Лев Пономарев отмечает, что разборки с органами в его практике случались. “Бывали случаи, когда людям не предоставляли материалы. Мы пишем письма, обращения, в регионах чаще всего проблему удается решить”, — говорит г-н  Пономарев.

Чем ниже уровень “заказа”, тем больше вероятность того, что дело можно разрешить, констатирует правозащитник. С похожими случаями сталкивался и юрист Фонда “Общественный вердикт” Антон Звездкин. “Складывается ситуация, когда органы сами решают, показывать документы или нет. Захотят — дадут, не захотят — не дадут”, — поясняет он.

Конечно госорганы не в каждом случае трактуют закон по-своему  -  ведь за такие вольности может наступить суровая ответственность. Так, представитель «Комитета за гражданские права» сообщил Sodei.ru, что правоохранительные органы обычно работают честно. «Документы нам всегда предоставляют. В органах понимают, что если они не предоставят, мы обратимся в надзорные органы», — пояснили в Комитете.

Надежда Россихина