Эксперты сомневаются в эффективности судебной реформы за 4,4 млрд рублей
Нововведения отдалят суды от населения, а усиление независимости судей и снижение коррупции — под вопросом
Верховный суд внес в Госдуму законопроект, суть его заключается в создании кассационных и апелляционных судов как отдельных инстанций, на которые будут возложены пересмотр и проверка решений судов общей юрисдикции.
Во главу угла судебных нововведений поставлено максимальное обеспечение независимости и самостоятельности тех, кто пересматривает принятые решения. В Верховном суде уверены: если жалоба будет рассматриваться не в регионе, где был принят обжалуемый вердикт, то решение суда второй инстанции станет итогом максимально независимого рассмотрения. Журналисты РБК опросили экспертов, чтобы выяснить, насколько оправданы ожидания от судебной реформы.
Ниже коррупция, больше независимости
Глава комитета Госдумы по законодательству единоросс Павел Крашенинников считает, что нововведение послужит снижению уровня коррупции в судах. «Это очень системный, важный закон. Он носит антикоррупционный характер, поскольку региональное начальство даже думать не будет о том, чтобы давить (на судей)», — сказал депутат журналистам РБК.
С коллегой по нижней палате парламента согласны член комитета по законодательству, представитель Госдумы в Верховном суде Николай Брыкин и первый зампредседателя комитета по законодательству Юрий Синельщиков (КПРФ), который отметил, что эти суды не будут закреплены за субъектом, чтобы не могли на них влиять губернаторы и мэры.
Ближе к ВС, дальше от народа
В свою очередь федеральный судья в отставке Сергей Пашин видит результатом судебной реформы концентрацию власти в Верховном суде. «Это средство ослабить региональные элиты. Власть председателей областных, краевых и приравненных к ним судов серьезно уменьшится и сосредоточится в Верховном суде», — заявил эксперт РБК.
Он также опасается, что изменения позволят «раздать начальнические места некоторым особо заслужившим людям» и тем самым «перекроить карту» влияний.
При этом эксперт полагает, что близость новых судов к Верховному в этом случае лишь усложнит доступ гражданам к правосудию. «Суды станут ближе к Верховному суду, но дальше от населения. Для людей это крайне неудобно, они иногда с трудом и в районный суд добираются. А здесь, чтобы присутствовать на рассмотрении апелляционной жалобы, придется ехать даже не в губернский город, а еще дальше», — говорит судья в отставке.
Пашин уверен, что независимость и самостоятельность судов в результате реформы никак не увеличатся, поскольку нужна независимость от судебного начальства, которое в очередной раз просто поменяется.
В свою очередь, ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Кирилл Титаев склоняется к мнению о том, что все же независимости у судов прибавится, но проблемы российского судопроизводства решены не будут.
«Что касается дел об административных правонарушениях и уголовных дел, то здесь существует базовое предубеждение в пользу государства — так называемый обвинительный уклон. И в этом смысле реформа может оказаться не столь эффективной, насколько на нее рассчитывают. Даже сейчас, когда дела пересматриваются, казалось бы, совершенно независимой инстанцией по отношению к нижестоящему суду, судьи уверенно принимают сторону обвинения. Даже если доказательства, представленные обвинением, не до конца убедительны», — указывает эксперт.
Суть реформы
Верховный суд предлагает законодателям создать девять кассационных судов, которые будут рассматривать жалобы на решения, вступившие в законную силу. Находиться такие суды будут в центрах вновь создаваемых кассационных округов — в Калуге, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Казани, Перми, Кемерово и Владивостоке.
В свою очередь подача и рассмотрение апелляций, то есть решений, не вступивших в законную силу, станет возможна лишь в пяти апелляционных округах. Желающие оспорить судебный вердикт смогут это сделать в Воронеже, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Томске. Воронежский и Краснодарский апелляционные суды будут иметь филиалы в Иваново и Сочи соответственно.
Обойдется создание новых судов, как полагает Верховный суд, в 4,4 млрд рублей, при этом около 3 млрд рублей придется на дополнительные бюджетные ассигнования.
В то же время количество судей в регионах уменьшится приблизительно на тысячу из более чем 22 тысяч людей в мантиях. Судьям будет предложено перейти в новые инстанции или уйти в отставку, получив выходное пособие. Порядка 1,7 тысячи госслужащих в судах, возможно, будут сокращены.
Павел Крашенинников полагает, что в первом чтении законопроект от Верховного суда будет принят на весенней сессии Госдумы, но сама реформа, видимо, растянется на продолжительное время. Поскольку, помимо принятия закона о кассационных и апелляционных судах, потребуется изменение процессуального законодательства. Поэтому воплощения реформы в жизнь вряд ли стоит ожидать в 2019 году, считает депутат.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале