Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Алексей Гордеев рассказал о борьбе со взятками и откатами

Интервью главы Воронежской области — последнее в должности губернатора

Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев. Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

В 2017 года на сайте ПАСМИ стартовал третий этап спецпроекта «Интервью с губернатором», и одним из первых, приславших заочное интервью, стал Алексей Гордеев. 25 декабря он покинул пост губернатора Воронежской области и был назначен постпредом президента в ЦФО. Публикуем последнее интервью Гордеева в должности губернатора.

Формат спецпроекта «Интервью с губернатором» предполагает как личную встречу с главой региона, так и ответы на редакционные вопросы и вопросы читателей. Алексей Гордеев от личной встречи отказался, прислав  текст, который готовили специалисты и который подвергался цензуре.  Мы не можем не опубликовать даже такие ответы губернатора Воронежской области на вопросы редакции.

 

Эффективна ли борьба с коррупцией в Воронежской области?

О реализации антикоррупционной политики

Сегодня в Воронежской области выстроена система эффективного взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества по вопросам противодействия и профилактики коррупции.

В регионе создана надежная правовая база, которая постоянно совершенствуется в соответствии с требованиями времени и рекомендациями федерального центра. Так, в 2016 году были внесены изменения в закон «О профилактике коррупции в Воронежской области», которые позволяют уточнить ряд значимых вопросов и наряду с прочим содержат требование о подготовке ежегодного доклада о ходе работы по противодействию коррупции. Доклад рассматривается на заседании профильной комиссии (не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным), размещается на портале Воронежской области (www.govvrn.ru) и направляется на опубликование в СМИ и федеральные государственные органы (по их запросам). Считаю, это важный шаг в обеспечении открытости и доступности информации о проводимой антикоррупционной политике в регионе.

Наряду с этим, в Воронежской области продолжается укрепление системы антикоррупционных подразделений. Наш регион — один из первых среди субъектов РФ, где были предприняты шаги к реализации поручений Президента РФ по итогам заседания Совета по противодействию коррупции, которое состоялось в январе 2016 года. В частности, в прошлом году создано управление по профилактике коррупционных и иных правонарушений правительства Воронежской области. Это важнейшее подразделение находится в непосредственном подчинении губернатора и обеспечивает деятельность созданной ранее комиссии по координации работы по противодействию коррупции.

Утверждены Регламенты проведения проверки в исполнительных органах государственной власти и мониторинга организации работы по противодействию коррупции в органах местного самоуправления Воронежской области. Так, в текущем году в соответствии с планами-графиками уже проведены проверки в 12 исполнительных органах государственной власти Воронежской области и 6 муниципальных образованиях, по результатам которых даны соответствующие рекомендации.

В целом, считаю, что проводимая в регионе работа по противодействию коррупции соответствует всем основным нормативным требованиям, принятым в Российской Федерации. Она позволяет решать комплекс задач и способствует повышению правовой культуры в обществе, внедрению в общественное сознание необходимости соблюдения правовых норм.

О работе со СМИ и общественниками

У нас наработаны успешные практики вовлечения в антикоррупционную деятельность институтов гражданского общества.

Очевидно, что одним из существенных факторов снижения действия коррупциогенных факторов является проведение общественной экспертизы. На сегодняшний день в регионе проекты законов, указов и других управленческих решений правительства и исполнительных органов государственной власти области направляются в региональные Общественную и Торгово-промышленную палаты для проведения независимой экспертизы. Полученные в результате рекомендации учитываются при доработке проектов правовых актов.

Следует отметить также сложившуюся в Воронежской области практику формирования состава комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Список их участников подбирается таким образом, чтобы исключить порядок подчиненности. В комиссиях работают представители общественных палат и профсоюзных организаций, высших учебных заведений.

Наряду с этим, ведется работа с представителями бизнеса. Управление по профилактике коррупционных и иных правонарушений правительства области активно взаимодействует с Торгово-промышленной палатой Воронежской области по вопросу внедрения в практику предпринимательского сообщества антикоррупционной модели поведения. В частности, речь идет о стимулировании организаций активнее участвовать в деятельности по предупреждению коррупции и следовать нормам Антикоррупционной хартии российского бизнеса.

Важным направлением антикоррупционной деятельности в регионе считаю сотрудничество с социально ориентированными некоммерческими организациями. В настоящее время в Воронежской области более десяти общественных организаций участвуют в профилактике и противодействии коррупции, в том числе четыре — с уставными задачами по противодействию коррупции. Семь организаций привлечены к мониторингу и совершенствованию антикоррупционного законодательства.

Например, представители Воронежского регионального отделения общероссийской общественной организации «Центр противодействия коррупции в органах власти» входят в состав Рабочей группы по профилактике коррупционных проявлений в сфере бюджетных правоотношений и осуществления закупок для обеспечения государственных нужд при Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Воронежской области.

В рамках проекта «Народный контроль: убитые дороги» Воронежской областной общественной организации «Наше общее дело» осуществляется контроль за ходом работ по ремонту улично-дорожной сети на территории г. Воронежа. Инициатива способствует снижению рисков коррупционных проявлений при приемке работ представителями заказчика.

При поддержке правительства Воронежской области с 2013 года действует Региональный Центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства, созданный на базе Воронежской региональной общественной организации «Центр содействия интересам граждан в жилищно-коммунальной сфере „Жилищный контроль“».

Одним из основных факторов, влияющих на формирование антикоррупционного правосознания в обществе, является информационная открытость. Поэтому крайне важно, что в настоящее время СМИ региона активно участвуют в обсуждении установленных правонарушений коррупционного характера.

О профилактике коррупции

Первоочередное значение в решении этих задач, безусловно, имеет антикоррупционное просвещение. И начинать говорить на тему противодействия коррупции нужно как можно раньше. В октябре 2016 года в регионе приняты поправки к закону, согласно которым воспитание нетерпимости к коррупции должно входить в образовательные программы всех учебных учреждений Воронежской области.

В самом начале текущего года был утвержден план проведения мероприятий по антикоррупционному просвещению в Воронежской области. Например, на странице профильного Управления в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» размещены рекомендации и проекты документов, изданы соответствующие методические материалы, подготовлены и разосланы памятки по вопросам профилактики коррупционных правонарушений. Во все программы повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих Воронежской области включены соответствующие темы для изучения. В 2016–2017 годах обучение по ним прошло уже более 400 должностных лиц.

К тому же для улучшения обратной связи с населением на сервисе «Общественная приемная» официального портала органов власти Воронежской области (govvrn.ru) размещена информация о телефонах горячей линии (раздел «Сообщить о факте коррупции по телефону (473) 212-65-79»). На телефоне приемной граждан губернатора и правительства Воронежской области установлено и функционирует в круглосуточном режиме звукозаписывающее устройство с автоответчиком.

Эффективным инструментом в деле повышения правового сознания и противодействия коррупции служат общественные приёмные губернатора Воронежской области, которые действуют во всех районах области и города Воронежа. Руководители и отдельные должностные лица исполнительных органов госвласти области на постоянной основе проводят здесь личный прием граждан. Графики приема размещаются на информационных стендах и публикуются на официальных сайтах государственных органов области, а также на официальном Портале органов власти Воронежской области.

Наряду с этим, в помещениях ИОГВ области расположены информационные стенды, где размещены нормативные правовые акты антикоррупционной направленности, сведения об ответственности за совершение коррупционных правонарушений, контактная информация правоохранительных органов. Как правило, недалеко от стенда находится почтовый ящик для приема сообщений от граждан о фактах коррупционных правонарушений.

В редакциях районных газет проводятся «прямые линии» по вопросам антикоррупционного информирования и просвещения. Руководители органов государственной власти области выступают в средствах массовой информации, сообщая обо всех актуальных вопросах своей деятельности, в том числе и антикоррупционной направленности.

О чиновниках и конфликте интересов

Как я уже сказал, антикоррупционная политика в регионе постоянно совершенствуется, поэтому ее правовое обеспечение, соответствующие региональные программы и планы также регулярно корректируются.

Так, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 01.04.2016 № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016–2017 годы» распоряжением правительства Воронежской области от 21.09.2016 № 595-р внесены изменения в программу «Противодействие коррупции в Воронежской области на 2015–2017 годы». Они направлены, прежде всего, на достижение конкретных результатов в работе по предупреждению коррупции, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. При этом особое внимание уделено вопросам соблюдения лицами, замещающими государственные должности Воронежской области и должности государственной гражданской службы, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов.

В регионе, конечно, и раньше проводилась такая работа. В частности, 15 февраля 2016 года принято постановление правительства Воронежской области № 81 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов». На сегодняшний день все гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы в правительстве Воронежской области и высшие должности гражданской службы области категории «руководители» в ИОГВ региона, в обязательном порядке сообщают о случаях возникновения личной заинтересованности.

В 2016–2017 годах на заседаниях комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов рассмотрено 18 уведомлений о возможном конфликте интересов, во всех случаях он не был подтвержден. В адрес руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований за это время поступило 21 уведомление о возможном конфликте от лиц, замещающих должности муниципальной службы. По девяти были приняты меры по урегулированию конфликта интересов.

Правительству Воронежской области удалось добиться положительных результатов на одном из важных направлений антикоррупционной деятельности — минимизации государственного вмешательства в частноправовые отношения. Проведена значительная работа по подготовке и внедрению административных регламентов исполнения государственных функций и стандартов предоставления услуг.

В соответствии с рекомендациями профильного Управления был актуализирован Перечень должностей с коррупционными рисками. Как следствие, по данным антикоррупционного мониторинга, в текущем году выросло число гражданских служащих, подающих сведения о доходах. На регулярной основе проводятся проверки поступающей информации. Например, в 2017 году по результатам проверок к 16 лицам были применены меры дисциплинарной ответственности в виде объявления замечания или выговора.

Необходимо сказать, что за последние два года в регионе увеличилось число проверок в отношении лиц, замещающих должности гражданской службы, и этому в значительной степени способствовало формирование системы антикоррупционных подразделений в Воронежской области.

О том, что думают люди

Мероприятия по изучению общественного мнения по вопросам оценки уровня коррупции в регионе проходят регулярно. Например, в марте — апреле 2016 и 2017 годов проводились социологические исследования «Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Воронежской области», которые позволили дать комплексную оценку восприятия населением этого явления.

Так, половина опрошенных полагает, что уровень коррупционных проявлений в регионе средний, соответствует общероссийским значениям; треть считает его высоким. Учитывая тот факт, что лишь каждый пятый респондент (22%) заявлял о наличии у него личного опыта попадания в коррупционную ситуацию, можно заключить, что общая картина во многом формируется под влиянием СМИ. Поэтому сегодня субъектам антикоррупционной деятельности необходимо больше усилий направлять на информирование населения о проводимой работе и пресекать распространение заведомо ложной информации по коррупционной проблематике.

При этом, как правило, граждане понимают, что для реализации полного спектра антикоррупционных мер у губернатора нет необходимых полномочий. Но здесь хочу заметить, что в Воронежской области антикоррупционная деятельность основывается на тесном взаимодействии всех заинтересованных ведомств.

Помимо того, профильное Управление на постоянной основе проводит опросы посетителей Портала Воронежской области в сети Интернет об эффективности антикоррупционных мер, принимаемых в Воронежской области. Результаты опросов ежемесячно анализируются.

Итоги изучения общественного мнения обязательно учитываются при разработке комплекса мероприятий по профилактике и предотвращению коррупции в регионе.

В начале октября этого года вопрос о результатах изучения общественного мнения об эффективности противодействия коррупции в регионе был рассмотрен на заседании Комиссии. По итогам обсуждения управлению региональной политики правительства Воронежской области, региональным Торгово-промышленной палате и Общественной палате рекомендовано продолжить проведение среди всех социальных слоев населения социологических исследований для оценки уровня коррупции в Воронежской области и эффективности принимаемых мер.

Безусловно, мы и в дальнейшем будем опираться на эти и другие социологические исследования на тему борьбы с коррупцией. Считаю это неотъемлемой частью процесса планирования и корректировки антикоррупционной политики в регионе.

Об информации и помощи муниципалитетам

Распространение информации о таких случаях — обязательная часть антикоррупционной деятельности в регионе. В соответствии с нормами законодательства во всех органах государственной власти, государственных органах Воронежской области созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. В муниципальных образованиях Воронежской области сформировано 386 таких комиссий. Случаи правонарушений, приводящих к конфликту интересов, рассматриваются на заседаниях конфликтных комиссий. Информация об их деятельности публикуется на тематических страницах ИОГВ Портала Воронежской области, где размещаются протоколы заседаний.

Наряду с этим, правительством Воронежской области постоянно ведется работа по информационному освещению всего комплекса мероприятий, направленных на противодействие коррупции, осуществляется мониторинг доступности для населения распространяемых сведений.

Органам местного самоуправления в регионе оказывается разносторонняя помощь, в том числе правового, информационного и образовательного характера.

В первую очередь хотел бы отметить, что антикоррупционная работа, которая проводится в муниципалитетах, находится под постоянным контролем правительства области. В частности, ее результаты рассматриваются на заседании координационного совета по вопросам местного самоуправления в регионе. По итогам обсуждения главам администраций муниципальных образований Воронежской области даются рекомендации о способах совершенствования антикоррупционных мероприятий.

Наряду с этим, в районах проводятся семинары-совещания для депутатов представительных органов и муниципальных служащих органов местного самоуправления по вопросам противодействия коррупции.

За счет средств областного бюджета были организованы курсы повышения квалификации по программам организации противодействия коррупции и профилактики коррупционных правонарушений в Институте регионального законодательства.

Правительством Воронежской области подготовлены и изданы специальные методические материалы для работников органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что для полного искоренения коррупции, как и для решения многих других проблемных вопросов, необходима консолидация усилий всего гражданского общества. В Воронежской области мы активно работаем в этом направлении.

 

 

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале