Большинство госорганов при планировании бюджета на следующий год на 20% завышают заявленные траты. К такому выводу пришли в Минфине, проверив обоснованность притязаний на государственные средства. Повышенному аппетиту к казне, по словам экспертов, способствует действующее законодательство о госзакупках.
Всего Минфином было проверено 103 государственных службы и учреждения. Каждому из федеральных ведомств выставили оценки по 100-бальной шкале. Общий балл составил 89,7, что даже ниже средней оценки за 2011 год, которая составила 93 балла. В 56 случаях притязания на одну пятую заявленных средств госорганы так и не смогли документально обосновать.
Наименьшую оценку получили одни из наиболее финансируемых сфер: здравоохранения, обороны, архитектуры и строительства. Так, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития получила 52 балла из 100, Федеральная служба по оборонному заказу — 64,2 балла, а Российская академия архитектуры и строительных наук — 65,4 балла.
Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов считает, что необходимо изменить процедуру принятия бюджета. “Его должны готовить при оценке Счетной палатой реальных затрат федеральных служб. Только в таком случае может закончиться хищение миллионов”, — подчеркивает он.
К слову, от НАК с таким предложением уже обратились в правительство. “Сфера здравоохранения имеет наибольшие показатели по несоответствию заявленных средств из-за отсутствия правовой оценки их деятельности, а в оборонке слишком закрытая схема расчетов”, — поясняет полученные Минфином результаты г-н Кабанов.
Завышенные требования к бюджетным средствам со стороны госорганов не лишены правового основания, говорит вице-президент “Деловой России” Александр Осипов. “Действующий закон о госзакупках имеет дыры, позволяющие завышать реальные затраты. ФЗ-94 не регламентирует начальные цены на закупку товаров, в результате цена устанавливается произвольно”, — полагает эксперт.
По его словам, выходом из ситуации может стать только принятие Федеральной контрактной системы, в которой бы минимальная цена определялась путем независимой оценки.
Ничего неординарного не видит в результатах мониторинга и председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров. “Технология освоения бюджетных расходов не всегда ведется исходя из объективных обстоятельств. В расчеты служб зачастую входят затраты, которые учитываются условно и могут не понадобится в реальной деятельности. Наше законодательство всегда позволяло закупку по такой системе”, — говорит он.
По словам г-на Федорова, проблема несоответствия реально затраченных средств заявленным зачастую также связана и с грубыми нарушениями поставщиками товаров и услуг для федеральных учреждений. “В таких случаях нужно приостанавливать деятельность этих компаний и определять для них меру ответственности”, — резюмирует он.



