Коррупция тормозит развитие Дальнего Востока
На что тратит деньги Минвостокразвития и куда уходят сотни миллиардов бюджетных рублей
Неэффективное расходование бюджетных средств, нарисованная статистика и отчетность, бумажные проекты, неподкрепленные реальными делами и десятки нарушений, выявленных Счетной палатой. Все это о сегодняшней работе министерства по развитию Дальнего Востока.
Ишаев вместо Шойгу
Говоря о сегодняшних трудностях Дальневосточного региона большинство экспертов, отмечают две основные причины: слабый контроль над использованием богатейших природных ресурсов и географическую удалённость от федерального центра с одной стороны и традиционно существующую возможность сепаратного экономического сотрудничества с ближайшими соседями – Китаем, Японией, Южной и Северной Кореей.
Многочисленные коррупционные скандалы середины девяностых – начала двухтысячных, связанные с распределением «рыбных» квот, контрабандой леса и практически открытой торговли земельными участками в Хабаровском крае, Амурской области и на Камчатке стали поводом для создания новой государственной структуры – Министерства по развитию Дальнего Востока. Учитывая, что, прежде всего, новое ведомство должно было взять на себя контрольные функции и борьбу с коррупцией, очень многое зависело от личности руководителя. И первоначальное предложение кандидатуры тогдашнего министра МЧС Сергея Шойгу казалось практически идеальным. Принципиальность и организаторские способности Шойгу мало у кого вызывали сомнения, как и его жесткая позиция в отношении разного рода злоупотреблений. Однако по странному стечению обстоятельств практически уже принятое решение было коренным образом изменено.
Глава МЧС принял руководство Московской областью, а начальником нового министерства был назначен экс-губернатор Хабаровского края, а затем полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе РФ Виктор Ишаев, ранее не раз, упоминавшийся в громких коррупционных скандалах. Изначально предполагалось совмещение должности полномочного представителя и министра. То есть контрольные функции в работе нового министерства должен был осуществлять сам министр…
Такое, мягко говоря, странное кадровое решение, по мнению экспертов, стало одной из основных причин возникновения целого ряда конфликтов с местными политическими и бизнес элитами. Специалисты Центра научной политической мысли и идеологии считают, что уже первые шаги министра показали, куда будет направлен основной вектор развития нового федерального ведомства.
Так финансово-хозяйственные расходы нового министерства в 2012 году Виктор Ишаев оценил в 721,6 млн. рублей — такую сумму он указал в июльском письме к премьеру Дмитрию Медведеву. Самая большая статья первоочередных расходов — капитальный ремонт административных зданий (457,6 млн. рублей).
На зарплату в оставшиеся пять месяцев 2012 года было предусмотрено почти 101,9 млн. рублей, это вторая по величине статья расходов. В министерстве указали, что в эту сумму входят премии, а средний оклад сотрудника министерства составит 105 тыс. рублей. На страховые взносы персонала предусмотрено 30,8 млн. рублей, командировочные составят 59,3 млн. рублей.
Первого министра смыло наводнением
Нужно ли удивляться тому, что при столь «бодром» старте Виктор Ишаев продержался в новой должности совсем недолго. В 2013 году на Дальний Восток обрушилось стихийное бедствие. В результате крупнейшего за последние 115 лет наводнения, было подтоплено 37 муниципальных районов, 235 населенных пунктов и более 13 тысяч жилых домов. Общая площадь затопленных территорий составила более 8 миллионов квадратных километров. Пострадали не менее 135 тысяч человек, 32 тысячи были эвакуированы. Были повреждены 1,6 тысячи км дорог, 174 моста и 825 социальных объектов.
30 августа в регион прибыл Владимир Путин, который осмотрел район паводка с вертолёта и выслушал отчеты глав пострадавших регионов.
На следующий же день Виктор Ишаев был освобождён со всех занимаемых постов. Характерно, что в официальной формулировке особо отмечалось, что эта отставка никак не связана с наводнением.
На пост министра Минвостокразвития был назначен сопредседатель «Деловой России» Александр Галушка, ранее известный не как политик, а как эффективный организатор и бизнес-менеджер. На пост полномочного представителя президента по Дальневосточному округу был назначен заместитель председателя правительства Юрий Трутнев.
Коррупция поразила систему управления
Казалось бы, со сменой руководства в Минвостокоразвития должны были, наконец, приступить к плановой работе. Тем более что задачи перед ведомством стояли самые насущные – ликвидация последствий наводнения требовала практически круглосуточной работы.
Кроме того Путин определил Дальний Восток, как особую территорию ускоренного развития. И казалось бы для этого были все основания. Вскоре после своего назначения новый полномочный представитель заявил, что ДВФО сегодня демонстрирует лучшие в стране темпы экономического роста. Однако, по словам вице-премьера, новые формы ускоренного развития не смогут поменять экономическую ситуацию в регионе, если не решить закоренелые проблемы – прежде всего, проблемы коррупции.
А уже в 2015 году на заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ и Министерства по развитию Дальнего Востока всё тот же Юрий Трутнев отмечал: «Коррупция, неэффективное использование бюджетных средств поразили системообразующие отрасли Дальнего Востока, то есть как раз те отрасли, на базе которых Дальний Восток мог бы наиболее эффективно развиваться». Прежде всего, имелась в виду добыча полезных ископаемых, лесопромышленный комплекс, рыбная промышленность.
Превышение лимитов на семь миллиардов
В ходе проверки исполнения бюджета за 2015 г. Счетная палата России выявила финансовые нарушения в работе министерства по развитию Дальнего Востока на сумму в 455 млн. руб. По данным того же контрольного ведомства в 2016 году на балансе Минвостокразвития остались неизрасходованными 355 млн. руб. Также внимание аудиторов привлекли 43 млн. руб., полученные инвесторами на Дальнем Востоке в виде субсидий из федерального бюджета на сторонние цели.
Надзорное ведомство выявило нарушения бюджетного законодательства при заключении соглашений с инвесторами. Как сообщается, в 2015 году министерство подписало с тремя инвесторами долгосрочные соглашения о предоставлении субсидий, превышающих на дату их подписания лимиты бюджета на 7,35 млрд руб.
Министр и его зам — партнеры по бизнесу
Как утверждают в самом министерстве такая ситуация действительно имела место, в рамках госпрограммы «Социально-экономическое обеспечение Дальнего Востока и Байкальского региона». На реализацию инвестпроектов Байкальского региона правительством было зарезервировано 650 млн. руб. Неиспользованные в 2016 году 355 млн. руб. должны были быть направлены на те же цели в 2017 году.
В Минвостокразвития также признали, что средства федерального бюджета в размере почти 845 тыс. руб. были ошибочно направлены инвестором на уплату налога на прибыль вместо сбора за экологический ущерб.
По мнению экспертов Российского подразделения Transparency International, такого рода нестыковки явно указывают на наличие коррупционных схем в работе ведомства. Кроме того существует вероятность коррупционного «конфликта интересов».
Заместителем министра более двух лет является Сергей Качаев. Как утверждают эксперты Transparency International Александр Галушка и Сергей Качаев являются партнёрами по бизнесу — совместно владеют ООО «Центр менеджмента оценки и консалтинга» (ООО «МОК-Центр»), которое занимается оценочной деятельностью.
В мае 2017 года российское отделение «Transparency International » направило заявление в администрацию президента с просьбой проверить соблюдение министром развития Дальнего Востока Александром Галушкой запретов и ограничений в части соблюдения законодательства о противодействии коррупции, однако ответа на заявление пока нет.
Бумажные планы без реальных инвестиций
Но вернёмся к заключениям Счётной палаты. По мнению аудиторов Минвостокразвития неравномерно расходовало средства в 2016 году: большая часть перечислений из федерального бюджета (72%) была произведена в IV квартале, причем 46% из них — в декабре.Нарушение вполне характерное.
Специалисты считают, что, как и в случае с Минкавказа оно указывает на составление, так называемых «бумажных проектов» не подтвержденных реальными инвестициями. Главная цель таких документов «выбить» федеральное финансирование, ну а дальнейшее его распределение происходит по уже отработанным схемам. Так в отчете Счетной палаты указано, что Минвостокразвития приняло на себя обязательства при заключении соглашения о предоставлении субсидий на 2017 и 2018 годы с АО «Рудник им. Матросова» в рамках реализации инвестпроекта «Строительство горнодобывающего и перерабатывающего предприятия на базе Наталкинского золоторудного месторождения» в Магаданской области. При этом соответствующие лимиты бюджетных обязательств были доведены до министерства только в 2017 году.
«Министерством допущены нарушения требований нормативных правовых актов по реализации госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», в том числе в части непредставления обязательных сведений в составе отчетности об исполнении госпрограммы», — говорится в сообщении палаты.
Намек от Путина
Для поддержки бизнеса и инвестиций на Дальнем Востоке существует четыре базовых механизма: территория опережающего развития (ТОР), Свободный порт Владивостока, инфраструктурная поддержка инвестпроектов, а также деятельность «Фонда развития Дальнего Востока» (ФРДВ). Источниками финансирования, помимо федерального бюджета, являются внебюджетные средства и региональные бюджеты.
По состоянию на 1 января 2017 года для поддержки правительством было отобрано 13 инвестпроектов. Спустя месяц на включение в госпрограмму было подано еще 26 заявок с объемом частных инвестиций более 600 млрд. руб. Наибольшее число заявок относятся к сфере сельского хозяйства и животноводства. Четыре заявки поступило от проектов в сфере туризма, и столько же связаны с переработкой нефти и газа.
Развитию дальневосточного региона сегодня, действительно, уделяется большое внимание. На него возлагаются огромные надежды в контексте общего социально-экономического развития России. Как отметил Владимир Путин на заседании Госсовета, которое прошло 6 сентября во Владивостоке развитие Дальнего Востока должно стать действительно приоритетным.
По словам президента, несмотря на то, что вроде бы на бумаге и представлены ошеломительные планы, пока движется все очень не быстро. Это касается и инвестиций, и транспортной доступности, и оттока населения, и бизнеса. Очень хочется надеяться, что недвусмысленный «месседж» руководителя государства будет услышан и принят к исполнению в министерстве по развитию Дальнего Востока.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале