Сергей Канаев: В России есть круговая порука. Коррупционная схема отработана десятилетиями
ГИБДД вскрыла схему получения мошенниками «красивых номеров» на портале госуслуг. В Москве работали порядка 30 человек, которые вбрасывали электронные заявки через единый портал госуслуг в дни выдачи «красивых» номеров. Речь идет о так называемых номерах «первой сотни». Далее номера выставлялись на продажу в интернете. Стоимость варьировалась от нескольких десятков тысяч рублей до миллиона и выше. О «красивых» номерых, отмене техосмотров, «натуральном возмещении» по ОСАГО и взятках сотрудникам ГИБДД рассказал Сергей Канаев, руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР).
— Недавно вскрытая схема получения «красивых номеров» показала, что электронные системы — не панацея. Как вы оцениваете работу ГИБДД: кто-то же передает информацию по поводу дней выдачи «красивых» номеров? Почему ГИБДД только сейчас занялась этой темой, она процветает десятилетиями?
— Если звезды загораются, значит это кому-то нужно. Сама схема не новая. И сайт госуслуг от этой схемы не избавит. Представьте, есть сотрудник ГИБДД, который знает, когда опубликуют «красивые» номера. Теперь ему нужно несколько подельников для того, чтобы эти номера покупать. То есть нужны автомобили, на которые можно будет зарегистрировать эти номера. И те, кто занимается этими схемами – у них целые автосалоны. Красивый номер даже за 500 тысяч рублей гарантирует всем участникам прибыль. Поэтому пока не будет легальной продажи через аукцион или просто продажу, серый рынок «красивых» номеров будет процветать.
Приезжаешь, например, в Северную Осетию, а там выставка номеров у ГИБДД и цена прямо на них прописана: от 15 до 300 тысяч рублей
Схему вскрыли именно в Москве и именно сейчас, потому что все зависит от руководства. Новый глава ведомства в Москве — Виктор Васильевич Коваленко всегда добивается поставленных целей. Например, до этого он сократил количество угонов автомобилей на 25%. То есть теперь ведомству дали «зеленый свет». Считаю, эту практику можно перенести и на другие регионы нашей страны, потому что приезжаешь, например, в Северную Осетию, а там выставка номеров у ГИБДД и цена прямо на них прописана: от 15 до 300 тысяч рублей. Это даже не смешно. Или пример Татарстана, где «красивые» номера отдавали на мусоровозы. Знаете, сколько денег на этом заработали?! Эти коммунальные машины покупали из-за номеров. Это золотой фонд Татарстана. Поэтому продажу «красивых номеров» нужно легализовать.
— Давайте про техосмотры. Сегодня существует схема: водитель обращается к страховщику, который делает страховку и диагностическую карту без машины. 70% автовладельцев прибегают к «серым» схемам. Не так давно Минпромторг РФ вышел с инициативой ввести электронные талоны технического осмотра и отслеживать процедуру его прохождения по спутнику. Как решить проблему «серого» рынка техосмотров?
— На самом деле нет статистики, которая бы показывала, сколько ДТП случается по причине неисправности автомобиля. Когда техосмотр был в руках ГИБДД, количество ДТП по причине технической неисправности автомобиля было 0,32%. Когда техосмотры передали в страховые компании – 0,28%.
Когда техосмотр был в руках ГИБДД, количество ДТП по причине технической неисправности автомобиля было 0,32%. Когда техосмотры передали в страховые компании – 0,28%
На сегодняшний момент определить, что та или иная авария, произошла по причине технической неисправности очень сложно. Нужно проводить транспортно-трасологическую экспертизу. Эта экспертиза может не установить причинно-следственную связь, потому что каждый водитель обязан соблюдать определенную дистанцию для того, чтобы предотвратить ДТП. В России из-за погодных условий и плохих дорог у водителей гораздо больше проблем, чем из-за технических неисправностей.
Сегодня страховщики зарабатывают дополнительную сумму на функции техосмотра. Станции технического обслуживания такой вариант устраивает — они получают деньги за то, чтобы ничего не делать, ведь они просто отдают диагностические бланки.
— Вы выступаете за официальную отмену техосмотра?
— Да. Оставить техосмотр только для общественного транспорта, грузовых автомобилей, в общем — для юридических лиц.
— Новые поправки в законе об ОСАГО установили так называемое «натуральное возмещение ущерба» как приоритет перед денежной компенсацией. Нововведение актуально для тех автовладельцев, кто приобрел ОСАГО после 28 апреля 2017 года. Как оцените поправки?
— ОСАГО до сих пор коррумпированная схема. Натурального возмещения не будет. Новые поправки, по мнению самих страховщиков, не заработают по нескольким причинам. Во-первых, в законе не предусмотрен износ автомобиля. Как поставить на 15-летний автомобиль новые запчасти?! Это не эквивалентно по стоимости. Поэтому натуральное возмещение с учетом российского автопарка может распространяться максимум на 30% автомобилей. Поэтому поправки заработают в пробном варианте, далее потребуется изменение законодательства.
Натуральное возмещение может обернуться коррупционной составляющей со стороны автосервисов, которые хотят через страховщиков зайти на этот рынок. Может появиться серьезная проблема с мошенниками, с организованными группировками
Новый вариант закона об ОСАГО не устраивает автолюбителей, потому что качество сервиса лучше не станет. Этот вариант не нравится и самим страховщикам, потому что помимо убытков, которые они несли, сейчас возрастают еще и риски. Это не устраивает и станции технического обслуживания, потому что они тоже не получат объем машин, на который рассчитывали.
Также нововведение может обернуться коррупционной составляющей со стороны автосервисов, которые хотят через страховщиков зайти на этот рынок. Может появиться серьезная проблема с мошенниками, с организованными группировками, которые зачастую работают с органами судебной власти, с ГИБДД, с органами исполнительной власти, с бизнесом. При принятии новых поправок повезло только им. Почему? Потому что у мошенников ничего не изменилось: они как занимались этим «бизнесом», так и будут заниматься. Желание страховщиков убрать с рынка автоюристов, которые защищают автовладельцев, когда страховые компании не доплачивают, тоже не решается. Поэтому ОСАГО останется в подвешенном состоянии.
— Сами страховщики предпочитают сделать машину, нежели заплатить за восстановление поврежденных частей. В этой ситуации автоюристы – это мошенники или помощники?
— Страховщики жалуются на потребителей, которые, по их мнению, «хотят срубить бабла со страховой компании», дескать, по этой причине потребитель против натурального возмещения.
Но сами страховщики с 2002 года постоянно повышают тарифы, при этом выплаты падают. Например, после аварийного случая владельцу автомобиля надо ехать в дилерский центр, а страховщики дают ему только полцены. Автовладельцу остается взять деньги или обратиться в суд. 9 из 10 возьмут деньги и загонят машину на ремонт «в гаражи». Да, автовладельцу хватило денег на ремонт, но страховщики прекрасно знают, что они не доплачивают. Поэтому, когда к автовладельцу приходят юристы и «выкупают» страховые случаи — это нормальная практика.
Поясню на конкретном примере. Страховая компания выплатила бы автовладельцу 50 тыс рублей, юрист платит ему 100 тыс рублей, а сам зарабатывает — 130 тыс рублей. Юрист включает в эту сумму экспертизу и собственные услуги, в частности, подготовку документации. Поэтому обижаться страховщикам нужно на себя, а не на автоюристов. Этот бизнес, по сути, сформирован самими же страховыми компаниями: одни не платят, другие с удовольствием переходят в юридические компании, сливая тех, кто остался в страховых компаниях.
— Взятки инспекторам ГИБДД: можно ли не давать? Можно ли научить сотрудников ГИБДД не брать?
— Бороться с коррупцией бессмысленно, ее проще легализовать. Также как в некоторых странах легализована проституция. Чаевые в ресторане, «благодарность» врачам – это тоже коррупция. И водитесь, договариваясь с инспектором, платит ему «благодарность». Все это надо легализовать.
В России есть круговая порука в перечислении средств от начальников маленьких отделений до вышестоящего руководства. Коррупционная схема отработана десятилетиями
— Если посмотреть на наших соседей, например, на Беларусь, то там ГАИ взяток не берет. Как так? У них же это не легализовано?
— В Беларуси есть заинтересованность на уровне руководства страны — не брать взятки. В России на уровне руководства страны такая задача не ставится, этот вопрос даже не стоит в повестке министра внутренних дел. В России есть круговая порука в перечислении средств от начальников маленьких отделений до вышестоящего руководства. Коррупционная схема отработана десятилетиями.
Главный бич здесь – организованная преступность. С этим надо бороться, разрывая звенья одной цепи. ФСБ отлично знает, как это можно сделать. Поэтому необязательно расформировывать ГИБДД, чтобы победить коррупцию, достаточно сделать нормальный контроль и организовать социальную поддержку сотрудникам.
В Беларуси нет коррупции, потому что там возбуждают уголовные дела против сотрудников ГАИ. Как только начали «сажать» инспекторов – проблема исчезла. В России сотрудников ГИБДД редко лишают свободы, а если и сажают, то на три-пять лет с сохранением «кассы». Уровень «вор в законе».
— Какие коррупционные схемы больше всего волнуют автовладельцев России? Что их реально достало?
— Самое главное, что волнует автовладельцев – это дороги. Ни ОСАГО, ни ГИБДД, ни «красивые номера» так не волнуют, как дороги и то количество денег, которое в них «закатано». Причем подвески у автомобилей крепче не становятся после наших дорог.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале