Антикоррупционная политика: итоги недели 19-25 июня
Закон недели
21 июня Госдума в третьем чтении приняла поправки, позволяющие органам Федеральной госохраны защищать персональные данные объектов их деятельности и членов семей высокопоставленных чиновников.
Персональные данные, подлежащие опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральными законами, будут доступны и впредь, однако некоторые сведения будут предаваться гласности исключительно с личного разрешения.
Помимо членов семьи, непосредственно проживающих с объектом охраны, президент РФ своим распоряжением сможет внести в особый список любого родственника фигуранта.
Руководитель PR-службы московского офиса Transparency International Глеб Гавриш сообщил «Первому Антикоррупционному СМИ», что новые поправки к закону «О Федеральной охране» существенно затруднят работу организаций и журналистов, занимающихся антикоррупционными расследованиями.
— Перед нами встают два барьера. Засекречен даже полный список лиц, подлежащих охране. Таким образом, обращаясь в какой-либо реестр за сведениями об имуществе фигуранта расследования, мы не сможем узнать, по какой причине она отсутствует. Из-за того, что гражданин засекречен или по иным причинам. Кроме того, формулировка поправок такова, что речь может идти об очень дальних родственниках, так как понятие «член семьи» никак не конкретизировано.
Известно, что президент своим секретным указом может внести любого чиновника и его родственников в список охраняемых лиц, после чего вся информация о нем пропадет. И мы не будем знать почему.
Пока не очень понятно, как будет действовать этот закон, но мы постараемся найти способ продолжить антикоррупционную деятельность. В принципе, существуют другие инструменты повышения прозрачности. Разумеется, наша деятельность будет затруднена. Например, если супруга высокопоставленного чиновника будет заниматься бизнесом и обладать дорогостоящей недвижимостью, обществу будет сложнее об этом узнать.
Будут вывешиваться те же декларации, но без адресов и прочих личных данных. Мера объективно обоснована. Есть определенные угрозы по отношению к должностным лицам
Я бы не хотел спекулировать на этой теме, но я не вижу причин, по которым президент России решился бы не подписать этот закон.
Председатель Национального антикоррупционного комитета и член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Кирилл Кабанов сообщил ПАСМИ, что решение правильное.
— Будут вывешиваться те же декларации, но без адресов и прочих личных данных. Мера объективно обоснована. Есть определенные угрозы, в том числе информационные, по отношению к должностным лицам. Список засекреченных лиц опубликован на сайте президента РФ. Я считаю, что ничего страшного не произошло.
Глава комитета Госдумы по безопасности Василий Пискарев подтвердил ПАСМИ, что доступ к данным госохраны по-прежнему будут иметь все органы государственной власти, уполномоченные контролировать соблюдение антикоррупционного законодательства.
— Новые правила никак не ограничат доступ к информации об имуществе объектов государственной охраны. Информация о доходах и расходах охраняемых лиц должна в обязательном порядке размещаться в открытом доступе, как того требует антикоррупционное законодательство. Закрытыми будут только сведения об их месте проживания и месте пребывания для недопущения противоправных посягательств и исключения возникновения причин и условий, порождающих угрозу безопасности объектов государственной охраны.
Назначение недели
18 июня президент РФ Владимир Путин освободил от занимаемой должности начальника ГУ МВД Ростовской области Андрея Ларионова. Одновременно генерал-лейтенант был переведен на должность первого заместителя начальника департамента службы и кадров МВД РФ.
Эта информация вызвала недоумение и в Москве, и в Ростове, так как во время работы Андрея Ларионова областное МВД сотрясалось от постоянных скандалов. Помимо хищения оружия, сотрудники службы собственной безопасности МВД обвинялись в подлогах, пытках, угрозах в отношении представителей власти и сотрудников полиции. Кроме того, поборы работников местного ГИБДД достигли небывалого распространения.
Однако самым резонансным сообщением стало заявление экс-заместителя главы ГИБДД Александра Оцимика. Он обвинил Ларионова в вымогательстве миллиона рублей за возможность занять эту должность. По словам Оцимика, позже ему пришлось раскошелиться еще на 500 тысяч рублей, за благоприятную характеристику, необходимую для перевода на другое место работы. Свои показания бывший замглавы ГИБДД готов подтвердить на полиграфе.
Сегодня Александр Оцимик отбывает десятилетний срок за покушение на своего начальника — руководителя ростовского управления ГИБДД Сергея Моргачёва. Он также сейчас находится под судом по обвинению в превышении служебных полномочий. Есть сведения, что Моргачев заставил подчиненных за свой счет отремонтировать два помещения для приема гостей в здании УГИБДД Ростова.
Почему кадровую политику министерства доверили генерал-лейтенанту, под управлением которого произошло рекордное количеств ведомственных скандалов, «Первому Антикоррупционному СМИ» объяснил председатель координационного совета Межрегионального профсоюза «Московский профсоюз полиции» Михаил Пашкин.
— От перестановки мест слагаемых сумма не меняется. В МВД на скандалы, в принципе, наплевать. Они к общественному мнению не прислушиваются. В статье девятой в «Законе о полиции» сказано, что оно является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции. Как только был принят этот закон, наш профсоюз неоднократно, сотни раз, предлагал на любых выборах, будь то президентские или муниципальные, ставить урну для голосования о деятельности полиции. Населению можно было бы задавать всего один вопрос — доверяете ли вы начальнику местного отделения МВД? Если больше половину ответят отрицательно, его надо увольнять по недоверию населения, такая статья есть.
Если каждый начальник главка будет знать, что раз в пять лет его могут уволить без пенсии и выслуги лет, вот тогда вполне вероятно, что они будут больше думать о народе, чем о своем кармане. Редкие кадровые изменения не помогут, необходимо, чтобы исчезла возможность спрятать проворовавшегося начальника в другом округе.
Инициатива недели
Закон о национальном реестре коррупционеров одобрен Госдумой и поступил на утверждение в Совет Федерации. Законодатели уверены, что это поможет снизить коррупцию, не допустив до госуправления бывших взяточников и, напугав, чиновников, только собирающихся “взять на лапу”.. Доступ к реестру будут иметь кадровые службы органов власти, местного самоуправления, госкорпораций и других организаций с государственной долей не менее 25%. Коррупционер будет числиться в реестре около двух лет. Механизмы выхода из «черного» списка в случае ошибки или окончания срока действия пока дорабатываются.
Отвечая на вопрос корреспондента ПАСМИ о том, попадет ли в реестр коррупционеров Анатолий Сердюков, депутат Анатолий Выборный ушел от ответа. По его мнению, в случае с Сердюковым произошел сбой работы правоохранительной системы. «Правоприменитель кричал о трех, пяти, пятнадцати миллиардах рублей. И мы все ждали результат, но в итоге ничего не случилось. Если Сердюков виноват, вопрос к следствию, — почему его не посадили? Следствие ничего не разъяснило», — сказал он.
Депутат Антон Гетта был более откровенен. «Не должно быть исключений и «исключительных» при попадании в реестр, когда будет принято решение, что человек виновен», — подчеркнул он. Добавив, что правительство должно разработать именно такие механизмы в реестре. «Если этого не произойдет, то все мы перестанем верить в этот закон. Тогда в реестр будут попадать только те, кого ставят «на вид» в нашей кинокомедии», — неожиданно резюмировал депутат.
Цифра недели
29 млн рублей будет потрачено на изучение общественного отношения к деятельности Государственной думы РФ. Именно столько денег выделено компании «Левада-центр» для проведения общероссийского исследования. Парламентарии переживают, что россияне стали меньше им доверять.
Кандидат социологических наук Андрей Покида, Директор Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС сообщил ПАСМИ, что стоимость проведения соцопроса, вызвавшая резкую критику в соцсетях. вполне обоснована.
— Я видел этот лот на сайте госзаккупок. В соцопросе примет участие 1200 респондентов, причем он будет не один, а целый комплекс исследований в течение месяца, предусматривающий количественное и качественное изучение аудитории. Я считаю, что сумма не завышена, поскольку предусматривает очень большое количество работ.
Стоит отметить, что телефонный опрос в отличие от личного показывает несколько более высокий уровень ответов на так называемые социально-значимые вопросы. Однако говорить о динамике изменения отношения к Госдуме говорить нельзя, так как неизвестны методики, которые применялись.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале