Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Если вашим бизнесом заинтересовалась налоговая. 10 принципов «диалога» с ведомством

24.01.2017 / 05:27 Советы юриста

Сергей Лимонов, руководитель группы компаний «Право в экономике».

Каждая организация воспринимает общение с представителями налоговых органов как риск, опасность и конфликт. Это абсолютно верная реакция. Любые действия налоговиков носят фискальный и обвинительный характер. Тенденций к изменению вектора в сторону оказания помощи добросовестным налогоплательщикам пока не наблюдается.

Предприниматель должен быть готов обеспечивать свои права за счет взвешенного отношения к ситуации, наличия знаний и соответствующего инструментария. Важно понимать следующие принципы и особенности:

  1. Недопустимо легкомысленное и халатное отношение к общению с налоговыми органами. Необходимо контролировать «конфликтную ситуацию», а не бездумно от нее избавляться.
  2. Недопустимо полностью игнорировать налоговый орган. Реакция на обращения обязательно должна быть, даже если это встречный запрос о причинах обращения к налогоплательщику.
  3. Налогоплательщик должен реагировать только на документально оформленные требования инспекторов. Устные договоренности не являются основанием для действий.
  4. Каждое действие налоговиков должно быть законодательно обусловлено проводимым мероприятием и полномочиями. «Налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц» (пп. 11 ч. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ).
  5. Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. При этом, отзыв жалобы лишает лицо, подавшее соответствующую жалобу, права на повторное обращение с жалобой по тем же основаниям. Обжалование действий должностных лиц в суде возможно только если было реализовано право на обжалование действий в вышестоящий налоговый орган.
  6. Жалобы на действия налогового органа должны быть документально подтвержденными. Мнение о неправомерности действий должно быть озвучено в момент их совершения и зафиксировано в соответствующих процессуальных документах (акт, протокол, решение и т.д.).
  7. Налогоплательщик и его сотрудники постоянно имеют право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ).
  8. В России НЕТ уголовной ответственности за отказ от дачи объяснений. «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом» (ст. 51 Конституции РФ).
  9. Налогоплательщику не может быть запрещено хранить первичные учетные документы вне места регистрации организации или иного места осуществления деятельности. В России НЕТ уголовной ответственности за отсутствие первичных учетных документов.
  10. Налогоплательщик обязан предоставлять документы в налоговый орган только один раз. Повторные требования ранее предоставленных документов недопустимы (п. 5 ст. 93 и п. 5 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ).

Для принятия правильных решений в ходе взаимодействия с налоговыми органами предпринимателю важно иметь объективное представление о состоянии бухгалтерского и налогового учета в организации, а также услышать мнение квалифицированных юристов о проводимом мероприятии. Рядом с каждым бизнесом должен быть юрист, который специализируется на взаимодействии с налоговыми органами.

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале