Сообщить о коррупции Рубрики
Подписывайтесь на наш Telegram

ТОП 5

Как зам Бортникова и полковники-миллиардеры заметали следы — банковские игры ФСБ 76311 По-тихому не получилось: кто вырастил и кто сдал полковника ФСБ Черкалина 67398 Молятся в ФСБ, ЦБ и везде: кто отправится вслед за Черкалиным 39531 Судья приняла сторону сына Чайки — получила иммунитет от ошибок 32457 Ошибка президента: ФСБ и борьба с коррупцией 28142

Павел Кабанов: Гражданское общество должно стать сильнейшим борцом с коррупцией

Как общественные организации могут бороться с коррупцией? Какова значимость такой борьбы в регионах? В каких регионах «общественников» допускают во власть в части контроля над чиновниками, а в каких все наглухо закрыто? Почему инициатива не наказуема, а даже необходима для борьбы с коррупцией в регионах? В чем коренная проблема коррупции в нашей стране? Эти и другие темы обсудили в беседе с Павлом Кабановым, директором НИИ противодействия коррупции Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова, членом экспертного совета при управлении президента РФ по вопросам противодействия коррупции.

ПАСМИ: С начала 2011 года и далее раз в два года в России утверждают «Национальный план по противодействию коррупции». Президент России утверждает стратегии, подписывает указы, но в России воровать меньше не стали. В чем коренная проблема коррупции в нашей стране?

— Действительно, начиная с 2008 года, на федеральном уровне принимаются планы по противодействию коррупции сроком на 2 года. Хотя само антикоррупционное планирование появилось значительно раньше – в конце ХХ века, только на региональном и муниципальном уровнях в форме среднесрочного антикоррупционного планирования – антикоррупционного программирования. Оно использовалось как универсальное комплексное средство противодействия коррупции.

Наличие таких документов как «Стратегия противодействия коррупции» и «Национальный план противодействия коррупции» лишь формируют общее направление государственной политики противодействия коррупции. Национальная стратегия направлена на отдаленную перспективу – устранение причин коррупционного поведения в российском обществе, а национальные планы определяют последовательность применения конкретных мер по устранению этих причин.

В истории России противодействие коррупции, как правило, развивалось по двум направлениям – борьба с коррупционными преступлениями и профилактика коррупционного поведения в обществе. При этом предпочтение отдавалось уголовно-правовым средствам. Профилактические меры по устранению причин коррупционного поведения являлись лишь средствами сопутствующими этой борьбе. Действительно, борьба с коррупцией более конкретна и более демонстративна – «поймали» с поличным правоохранительные органы чиновника, показали его по телевизору и все – создано общественное мнение, что с коррупцией бескомпромиссно борются, при этом демонстрируется «политическая воля».

При этом можно отследить статистическим инструментарием тенденции и направления этой борьбы, корректировать интенсивность работы правоохранительных органов по привлечению к ответственности за коррупционные преступления. Но большинство сторонников «борьбы» забывают о том, что коррупционное преступление имеет свои глубинные причины и условия. Без их устранения принципиально невозможно уменьшить коррупцию в органах социального управления.

Понимание того, что наиболее предпочтительны меры по профилактике коррупционных правонарушений, появилось недавно. В связи с этим в государственных учреждениях были созданы подразделения и органы специальной компетенции по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в полномочия которых входит реализация антикоррупционных профилактических мер в сфере социального управления.

Работа этих подразделений направлена на устранение причин коррупционного поведения и не связана с публичными разоблачениями и скандалами. Но, я уверен, от этого она не становится менее значимой!

Устранение конкретных причин коррупции более длительная работа, чем изобличение конкретных коррупционеров. Результаты такой работы внешне кажутся незаметными и само собой разумеющимися. Например, дефицит мест в детских дошкольных учреждениях формирует возможность руководителей этих учреждений устанавливать «поборы» с родителей и иных лиц под различными предлогами: «на игрушки», «на охрану», «на ремонт» и т.д. И как бы часто правоохранительные органы не «вылавливали» руководителей таких учреждений, а органы управления образованием не меняли в них руководителей – дефицит будет коррупционным фактором в этой сфере до тех пор, пока не будет ликвидирован. И, надо понимать, что устранение дефицита мест в детские сады – это более длительный и дорогостоящий процесс, чем «ловля» коррупционеров из сферы дошкольного образования. Однако, он более результативный, а, следовательно, должен быть приоритетным в государственной политике противодействия коррупции.

ПАСМИ: Как вы оцениваете работу комиссий по противодействию коррупции, которые должны быть созданы в каждом регионе (указ президента № 364)? Почему губернаторы создают аффилированные комиссии? Какими должны быть эти комиссии, чтобы реально бороться с коррупцией?

— Вопросы эффективности деятельности комиссий по координации работы по противодействию коррупции в регионах РФ являются одним из приоритетных направлений исследований для современных специалистов. Основная цель их деятельности – управленческая – обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики противодействия коррупции в регионе. Дополнительная функция этих комиссий – контроль служебного (должностного) поведения и урегулирование конфликта интересов в отношении чиновников.

Указом президента РФ предусмотрено, что в состав комиссии могут входить: а) руководители органов исполнительной власти региона, органов местного самоуправления; б) представители аппарата полномочного представителя президента РФ в регионе; в) руководители территориальных органов федеральных государственных органов; г) руководитель общественной палаты региона; д) представители научных и образовательных организаций; е) представители общественных организаций, уставными задачами которых является участие в противодействие коррупции.

Наш НИИ проводил исследование реализации положений указа президента РФ №364 от 15 июля 2015 года в субъектах Российской Федерации, результаты исследований были представлены на заседании экспертного совета при управлении президента РФ по вопросам противодействия коррупции и на заседании рабочей группы по взаимодействию со структурами гражданского общества президиума Совета при президенте РФ по противодействию коррупции. По результатам исследования мы подготовили рекомендации по оптимальной структуре комиссий. Во-первых, мы рекомендовали главам регионов исключить из состава комиссии сотрудников прокуратуры и представителей судейского сообщества для устранения потенциального конфликта интересов, поскольку они осуществляют прокурорский и судебный контроль за исполнением антикоррупционного законодательства в регионе. Во-вторых, обосновали необходимость увеличения в составе комиссий представителей институтов гражданского общества, включая и журналистов. Сейчас в составе комиссий в среднем 15% общественников. Какой-либо афиллированности комиссий с главами субъектов РФ мы не обнаружили.

ПАСМИ: Какие регионы РФ наиболее открыты для взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества в сфере борьбы с коррупцией?

− Анализ структуры комиссий показал, что успехи во взаимодействии власти и общественности наблюдаются в Ханты-Мансийском автономном округе – 35,48%; Республике Крым – 30,76%; Красноярском крае – 29,41%; Тамбовской области – 26,66%; Ростовской области – 25%.

Самым «закрытым» регионом стал Забайкальский край. Там в составе комиссии нет ни одного представителя гражданского общества. Незначительное количество общественников в составе комиссий по противодействию коррупции насчитывается в Республике Северная Осетия-Алания – 4%; Ямало-Ненецком автономном округе – 4,16%; Амурской области – 4,34%; Московской области – 5,26%; Республике Калмыкия – 5,88%.

ПАСМИ: Вы выступаете за то, чтобы губернаторы имели соответствующие полномочия для борьбы с коррупцией. Но, не секрет, что сами губернаторы становятся крупнейшими коррупционерами. Например, сейчас большие вопросы к Никите Белых, Александру Хорошавину. На самом деле не только в этих регионах есть проблемы. Какие органы и какие меры помогут приструнить власти в регионах?

− Так уж сложилось, что я выступаю за расширение полномочий губернаторов в сфере организации противодействия коррупции в регионах. Полагаю, что именно они должны обеспечивать реализацию государственной политики противодействия коррупции на муниципальном уровне и обладать полномочиями по отрешению от занимаемых должностей лиц, замещающих муниципальные должности, в том числе и в связи с утратой доверия. Все полномочия губернаторов должны обязательно отражаться в региональном антикоррупционном и ином законодательстве, а в конституционном (уставном) законодательстве региона за ними должна быть закреплена обязанность организации противодействия коррупции в регионе.

Безусловно, обвинения в совершении тяжких коррупционных преступлений губернаторов дискредитирует не только их самих, но и организацию противодействия коррупции в регионе. Хотя, судя по имеющимся у нас документам, в Кировской и Сахалинской области организация профилактики коррупции в органах публичной власти была на достаточно высоком уровне. Привлечение к уголовной ответственности глав субъектов РФ – это еще и показатель эффективности деятельности правоохранительных органов, которые способны качественно работать в отношении лиц с высоким статусом. Однако, большинство глав субъектов Российской Федерации – это добросовестные чиновники, которым следует больше доверять в вопросах организации противодействия коррупции.

Ограничение коррупции в органах публичной власти российских регионов – это еще и задача институтов гражданского общества. Здесь важнейшим инструментом выступает общественный контроль. И «контролировать» чиновников должна региональная Общественная палата, общественные советы при органах государственной власти региона, Общественные палаты (советы) органов местного самоуправления муниципальных образований.

Однако каких-либо крупных антикоррупционных инициатив от региональных институтов гражданского общества пока не поступает. По-прежнему основным контролером за деятельностью региональных органов власти остаются органы прокуратуры. Они осуществляют прокурорский надзор за чиновниками и соблюдением антикоррупционного законодательства.

ПАСМИ: А есть ли у общественных организаций возможности вести реальную борьбу с коррупцией?

− Противодействие коррупции – это сложная и ответственная задача, решаемая множеством структур. В их число попали и институты гражданского общества.

О важности участия общественных организаций и иных институтов гражданского общества в формировании и реализации государственной политики противодействия коррупции говорится как в федеральном, так и региональном антикоррупционном законодательстве. Формы такого участия определяются федеральным и региональным законодательством.

Одной из основных форм участия общественных организаций в сфере противодействия коррупции выступает общественный контроль за исполнением антикоррупционного законодательства в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных организациях и учреждениях с использованием всего арсенала средств, предусмотренных законодательством об общественном контроле. Вторая форма − участие общественников в деятельности федеральных, региональных и муниципальных антикоррупционных комиссий (советов). Третья форма − проведение независимой общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Четвертая форма предполагает совместный контроль общественников и представителей органов публичной власти в осуществлении контроля за исполнением антикоррупционного законодательства. Пятая форма − осуществление антикоррупционного просвещения населения с использованием средств массовой коммуникации. Для реализации этих форм необходима инициатива от самих общественных организаций.

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале

ТОП 5

Как зам Бортникова и полковники-миллиардеры заметали следы — банковские игры ФСБ 76311 По-тихому не получилось: кто вырастил и кто сдал полковника ФСБ Черкалина 67398 Молятся в ФСБ, ЦБ и везде: кто отправится вслед за Черкалиным 39531 Судья приняла сторону сына Чайки — получила иммунитет от ошибок 32457 Ошибка президента: ФСБ и борьба с коррупцией 28142

Виллы для родных и госконтракты для друзей — щедрый чекист из дела Голунова

У семьи помощника главы УФСБ по Москве нашли недвижимость и бизнес в Словакии

Глава Росалкоголя - преступление без наказания

Заявителя по делу экс-главы Росалкоголя Чуяна обвиняют в миллиардных махинациях

Запутанные схемы и сложные отношения российских водочных королей

Десять лет коррупции Игоря Чуяна: ошибка Путина и провал ФСБ

Топ расследований ушедшего года — дело Росалкоголя

Когда глава Росалкоголя пресечет нелегальные доходы Чуяна, разыскиваемого СКР

Рынок паленого алкоголя остается под контролем обвиняемого в коррупции экс-главы РАР

Депутат Бифов хочет вернуть себе титул «водочного короля»

Парламентарий пытается лоббировать назначение «нужных» людей на ключевые должности алкогольной сферы

Читать все материалы

Борис Титов против белгородских силовиков: как судят энергетиков

Колония за воплощение реформ, придуманных правительством РФ

Коррупционный спрут советника Бастрыкина

Обвиненного в теракте следователя Музраева называют тайным правителем Волгограда

«Россия» — разворованные земли, запуганные жители

Кооперативный сговор в Ставрополье — взгляд изнутри

Борьба с коррупцией — оценивает общество

«Левада-центр»: россияне не считают аресты высокопоставленных чиновников борьбой с коррупцией

Репутацию Шойгу подкосила коррупция в Минобороны

Анализ общественного мнения показывает, что глава военного ведомства теряет былую популярность

Общество требует чистки рядов силовых ведомств России

Подавляющее большинство уверено, что правоохранительные структуры поражены коррупцией

Иностранный агент vs кремлевский проект — кто кого?

Сравниваем уровень одобрения антикоррупционной деятельности ОНФ и «Трансперенси Интернешнл»

Читать все материалы

Сколько стоит увидеть Путина или тусовка на миллиард

Госкомпании и чиновники не пожалели бюджетных денег на участие в ПМЭФ

Чекист-миллиардер в деле журналиста Ивана Голунова

ФБК нашел связь между сотрудниками ФСБ, московскими чиновниками и ритуальным бизнесом

Обвиненный в убийстве Вороненкова экс-следователь заявил о клевете Максаковой

Оперную диву просят привлечь к уголовной ответственности — эксклюзив PASMI

Коррупционные скандалы в Минобороны

Путин уволил с военной службы фигуранта дела о хищении 460 млн рублей Минобороны

Путин произвел кадровые перестановки в Росгвардии и Минобороны РФ

Замначальника отдела военного НИИ получил срок за взятку

Застройщику Минобороны грозит банкротство из-за долгов Альфа-банку

Читать все материалы

Полицейский-землевладелец в деле журналиста Ивана Голунова

У организатора задержания автора антикоррупционных расследований нашли миллионную недвижимость