Выявление конфликта интересов как основа предупреждения коррупции
Конфликт интересов стал главной темой заседания экспертного совета при управлении президента РФ по вопросам противодействия коррупции, которое состоялось 27 декабря в Москве. В мероприятии приняли участие специалисты администрации президента РФ, представители Генеральной прокуратуры и Минтруда России, научных институтов и профильных ассоциаций, экспертное и журналистское сообщество.
Необходима наработка практики в вопросе конфликта интересов
«Все последние события, выступления президента РФ, соответствующие положения Национального плана о противодействии коррупции говорят о том, что тема конфликта интересов — одна из самых актуальных в сфере антикоррупционной борьбы», — отметил во вступительном слове Олег Плохой, руководитель управления по противодействию коррупции. По его словам, в ходе реализации требований законодательства проводится анализ, выявляются проблемные вопросы. Отметим, что новая формулировка принята в октябре прошлого года. «В связи с этим нужна наработка практики, выработка методических подходов к вопросам конфликта интересов», — подчеркнул Плохой.
По его словам, в текущем году почти 5 тысяч служащих уведомили службы профилактики о возможном конфликте интересов. За 9 месяцев 2016 года проведено 1800 проверок, связанных с конфликтом интересов, около 200 человек привлечены к ответственности и 154 человека уволены с занимаемых должностей.
Как выявляют конфликт интересов
Алексей Конов, директор Центра противодействия коррупции РАНХиГС, рассказал о направлениях совершенствования данного института и практики его применения. По его словам, нужно проводить просветительскую работу среди государственных служащих. Он также обратил внимание на необходимость использования специального программного обеспечения с целью выявления конфликта интересов.
Отличный пример такой практики существует в госкорпорации «Росатом». Компания выявляет конфликт интересов на ранней стадии с помощью специальной компьютерной программы. Владимир Ответчиков, заместитель директора департамента защиты активов госкорпорации «Росатом», привел яркие примеры работы электронной системы. Специальная подсистема позволяет выявить наличие прямой аффилированности, а в некоторых случаях — скрытой (проще говоря — наличие родственных связей) и наконец — наличие корпоративных связей.
Подсистема анализирует все этапы закупочной деятельности, что помогает принимать превентивные меры еще до момента заключения договора и начала его исполнения. По мнению представителя госкорпорации, личная заинтересованность приобретает более латентный характер. Именно поэтому «Росатом» уделяет первоочередное внимание проблеме выявления скрытой аффилированности.
Где наиболее часто встречается конфликт интересов
О результатах надзорной деятельности в 2016 году рассказал Александр Русецкий, начальник управления Генпрокуратуры России по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. «За девять месяцев 2016 года прокурорами было выявлено 1800 нарушений антикоррупционного законодательства, связанных с конфликтом интересов. Внесено 757 представлений, по результатам рассмотрения которых, свыше 500 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 21 служащий уволен в связи с утратой доверия», — уточнил он. По его словам, наиболее распространенными ситуациями конфликта интересов по-прежнему остаются случаи в области госзакупок. Как правило, это связано с наличием супружеских или родственных отношений, а также личных отношений другого плана. «Подобные случаи также часто выявляются при предоставлении субсидий аффилированным организациям, в выделении земельных участков под строительство объектов недвижимости», — рассказал представитель прокуратуры.
Исходя из Национального плана по противодействию коррупции, Минтруд России должен обеспечить подготовку методических рекомендаций по рассмотрению типовых ситуаций и мер предотвращения и урегулирования конфликта интересов. «Чтобы выявлять конфликт интересов необходимо собирать максимальное количество информации о деятельности служащего», — считает Дмитрий Баснак, директор департамента развития государственной службы Министерства труда и социальной защиты РФ. По его мнению, зачастую даже мельчайшие детали могут показать, есть или нет аффилированность.
О действиях, а точнее бездействии некоторых региональных властей в сфере противодействия коррупции, рассказал Павел Кабанов, директор НИИ противодействия коррупции. Он обратил внимание на необходимость обеспечить независимость органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Самостоятельные органы по профилактике коррупционных и иных правонарушений есть лишь в четырех субъектах: в Крыму, в Республике Саха, в Воронежской области и в Приморском крае. В остальных субъектах эти органы в составе общей компетенции.
Ввести декларацию конфликта интересов
О возможностях использования механизмов выявления конфликта интересов на государственной службе, которые давно применяются в коммерческих организациях, рассказал редактор журнала «Вестник антикоррупционной экспертизы» Александр Коробкин. Речь идет о декларации конфликта интересов. По мнению эксперта, каждый чиновник при заполнении декларации о доходах и расходах должен подписывать еще и данную декларацию. В ней нужно привести 10-12 типовых факторов, например, отсутствие родственных связей, неучастие в аффилированных закупках и прочее, за которые чиновник должен расписаться. «Когда человек осмысленно подпишется под декларацией, он не сможет впоследствии сказать, что он чего-то не знал», — уточнил суть инициативы Коробкин.
Сергей Илий, заведующий отделом проблем коррупции Академии Генеральной прокуратуры РФ также считает, что нужно разрабатывать типовые ситуации возникновения конфликта интересов. «Желательно, чтобы эти ситуации были подведены под определенную нормативно-правовую базу», — уточнил он.
О конфликте законодательства в оценке конфликта интересов рассказала Элина Сидоренко, профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики МГИМО. Она предложила разрабатывать единые критерии применительно к тому, что такое конфликт интересов и какой должна быть ответственность. «Сегодня ответственность в разных субъектах и разных органах различна», — уточнила Сидоренко.
Таким образом, экспертное сообщество и специалисты обозначили вектор дальнейшей работы над совершенствованием законодательной базы, сошлись во мнении о необходимости использования информационных технологий при выявлении и урегулировании конфликта интересов.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале