Государство не на шутку взялось за улучшение условий содержания заключенных. Будущие колонии и тюрьмы, по заверениям властей, совсем скоро будут мало чем отличаться от европейских. Правозащитники реформу пенитенциарной системы поддерживают, но до конца так и не верят в ее осуществимость.
По планам ФСИН, к 2017 году планируется реконструкция всех действующих следственных изоляторов и ввод в эксплуатацию 26 новых. До 2020 года государство также собирается провести реконструкцию в существующих колониях. К слову, «зоны» — лагеря за колючей проволокой, где осужденные живут в общих бараках, — в ведомстве и вовсе собираются закрыть. Вместо них будут всего два вида исправительных учреждений: тюрьмы для матерых уголовников и колонии-поселения для тех, кто совершил не столь тяжкие преступления.
Отремонтированные исправительные учреждения будут обеспечены высокотехнологичным оборудованием, например, видеонаблюдением и электронной блокировкой перемещений. При этом архитектурные проекты зданий и условия содержания, как обещается, будут отвечать европейским стандартам. Увидев одно из исправительных учреждений, директор ФСИН заявил, что «колонии в ходе реформирования не должны становиться санаториями», — сообщается на сайте ведомства.
Как поясняют в пресс-службе ФСИН, впервые реформирование идет настолько масштабно. «Реформы проводятся с учетом европейского опыта. Комиссии будут принимать построенные и отремонтированные помещения, чтобы все нормы соблюдались», — говорит полковник внутренний службы ведомства Александр Кромин.
Председатель президиума Общероссийской общественной организации «Совет общественных наблюдательных комиссий» Мария Каннабих не берется предугадывать итог реформы. «Сейчас условия в разных исправительных учреждениях, естественно, различаются. Как все будет в итоге выглядеть — я не знаю, и никто не знает», — говорит г-жа Каннабих.
«Средства нужно вливать не в строительные и ремонтные работы, а в улучшение кадров», — отмечает глава общественного движения «За права человека» Лев Пономарев. По его словам, деньги на ремонт все равно разворовываются. «Нужно провести чистку в самом ведомстве и в тюрьмах и нанять адекватных людей. Если реформа будет вестись под контролем ФСИН — ничего не изменится вообще», — заключает г-н Пономарев.
Адвокат МКА «Князев и партнеры» Георгий Тер-Акопов считает, что некоторые изменения есть уже сейчас: становится чище, меняется сантехника. «Но до сих пор не хватает соблюдения нормальных условий гигиены заключенных. Вряд ли у нас будут соблюдаться европейские условия», — говорит он.
По его мнению, сегодняшняя реформа — это опять освоение бюджетных денег. «Я не уверен, что к 2020 году будут достигнуты нормы именно 2020 года. Сегодняшние нормы тогда будут никому не нужны, в тюрьмах будут сидеть уже другие люди, и общество будет другим. Сейчас вряд ли кто-то это отследит, а работа наблюдательных комиссий — это фикция, все сделано для вида, и результаты никто не гарантирует», — добавляет г-н Тер-Акопов.
Напомним, что согласно Уголовно-исполнительному кодексу, на одного осужденного в исправительных колониях должно приходиться не менее 2 кв. метров, в тюрьмах — 2,5 кв. метров, в женских колониях — 3 кв. метров, в воспитательных колониях — 3,5 кв. метров. Эксперты говорят, что в целом по России эти требования выполняются. По европейским нормам, для заключенного в многоместной камере должны выделяться 4 кв. метра, а в одиночной камере — 6 кв. метров.
Надежда Россихина



