Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Давление муниципалитетов и естественных монополий на бизнес снизится в 2017 году

12.12.2016 / 09:01 Новости

В 2017 году снизится давление муниципалитетов и естественных монополий, а в деревнях стоит ожидать нашествия мошенников. Таков главный итог VIII конференции бизнес-омбудсменов, завершившейся в Москве. Системные и частные проблемы российского предпринимательства два дня обсуждали руководство ФАС, Генпрокуратуры, таможни, налоговой службы и представители бизнес среды.

invest14

«Сначала душат мэры, потом душат сети»

Все бизнес-сообщество страдает от произвола правоохранителей — в прошлом году заведено 255 тысяч уголовных дел в отношении предпринимателей. До суда дошло лишь 15%. «Где остальные?», — спрашивает у зала уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов и сам же дает ответ: «Остальные ведутся годами и используются лишь для давления на бизнес».

Тема уголовных дел и арестов красной нитью прошла через все два дня конференции правозащитников. Однако Дальний Восток выбивается из этой картины. Как показал опрос «Агентства стратегических инициатив» (АСИ) , бизнес этого региона страдает в первую очередь от давления муниципалитетов. «Сначала душат мэры, потом душат сети», — так охарактеризовал ситуацию директор АСИ Андрей Никитин.

Бизнес сможет увольнять губернаторов?

Избавиться от излишней опеки власти реально. О том, как это сделать правозащитникам, рассказал Андрей Никитин. Инструмент, ограничивающий административный произвол, уже готов и сделан с участием бизнес-сообщества. Начиная со следующего года, заработает всероссийский рейтинг инвестпривлекательности территорий. Нужно отметить, что он составляется уже два года. «Мы хотели, чтобы губернаторы добровольно улучшали место в рейтинге. Увы, не захотели. Теперь будут обязаны», — пояснил Никитин.

К чему же обяжут чиновников? В этом году выделены направления, где можно быстро снизить число избыточных барьеров. Постановка на кадастровый учет займет 38 дней вместо 80, получение разрешения на строительство — 129 дней вместо 210, пуск газа после заключения договора — 15 дней.

Планы легко осуществимы. «Это не печь хлеб, это просто бумажки пообрезать» нужно», — уверяет Андрей Никитин. Подобный рейтинг уже работает в Тюменской области. Главы муниципалитетов, занявшие первые пять мест, поощряются материально. Те, кто занял две последние строки, увольняется. Та же модель с 2017 года заработает и в отношении губернаторов. Причем кроме объективных оценок будет и субъективная. Предприниматели смогут оценивать работу чиновников, причем, делать это анонимно, чтобы избежать мести за «плохую» оценку.

Верхний предел тарифов – вранье!

С такой эмоциональной фразы начал свое выступление Игорь Артемьев, глава Федеральной антимонопольной службы. Ежегодно правительство ограничивает рост тарифов в коридоре 6-8%. На деле отсутствие общей для всей методики определения цены приводит к тому, что тарифы рассчитывают по себестоимости. «Себестоимость — это грузовик документов сделали в каждом регионе свой, где обоснуют себестоимостью все, начиная от кредитов руководителям», — сетует Артемьев.

Рост тарифов может уничтожить любой бизнес быстрее, чем коррумпированные правоохранители. Артемьев приводит простой пример, — в Кировске Ленинградской области стоимость электричества в прошлом году выросла на 74%. Результат – предприятие, производящее высокотехнологичную продукцию на экспорт в Европу, собирается закрываться.

Представитель республики Алтай не удержался и сообщил, что такая ситуация не только в Ленобласти. На Алтае все еще хуже, электричество дешевле 7 рублей за киловатт не бывает, а «предприятия региона не выигрывают тендеры, так как наши предложения из-за стоимости тарифов неконкурентноспособны».

Единый тариф

Ответ Артемьева обрадовал Алтай, но огорчил центральные регионы. ФАС установит общий тариф для всех регионов. Это значит, что в регионах с дешевой энергией он вырастет. Впрочем, пилюлю глава ФАС подсластил и сахара не пожалел. Он предложил омбудсменам включиться в работу ведомства по определению единой методики расчета тарифов. Если исправить 500 подзаконных актов, то станет возможно сделать тарифы прозрачными, а значит не просто их повышать в рамках коридора, но и снизить. В итоге Игорь Юрьевич сорвал такую овацию зала, что слегка покраснел от смущения. Если совместный проект станет явью, то о коррупции в сфере тарифов на газ, тепло, электричество и воду можно будет забыть.

Отмена налоговой тайны и перемещение мошенников в деревни

«Бизнес не доверяет друг другу. Мы дошли до того, что записываем на видео переговоры и подписание договоров». Так начала свой вопрос к Даниилу Егорову, заместителю руководителя УФНС, представитель Кемеровской области. Вопрос же был прост, — не пора ли отменить налоговую тайну?

Добросовестным предпринимателям бояться нечего, а вот мошенника можно будет вычислить за пять минут. Егоров попытался перевести вопрос в русло бизнес-этики, мол пускай бизнес-сообщество само разбирается. На что Борис Титов отметил, что «выдвигать требования ко всему бизнес-сообществу — то же самое, что просить всех физкультурников не употреблять допинг». В итоге было решено заняться разработкой вопроса об отмене налоговой тайны.

Второй вопрос — введение новых кассовых аппаратов. Данные о каждом чеке будут доступны в интернете. Причем всем. Любой покупатель сможет проверить свой чек онлайн и уличить магазин в мошенничестве.

«В ритейле серьезные искажения. Либо наращивать штат и запускать в ритейл группы оперативного контроля, которые «искаженно» себя ведут. Либо проверять дистанционно. Мы сразу увидим, кто не бьет чеки, кто бьет левые чеки», — так описывает идеологию проекта Егоров.

И вокруг этого прекрасного начинания развернулись самые жаркие споры. Интернет есть далеко не везде. В итоге решили, что в населенных пунктах с числом жителей менее 10 тысяч система работать пока не будет. Как заметил Титов, это вызовет переезд мошенников из крупных городов в деревни и села, но честные предприниматели при этом не пострадают.

Это не отходы! Наши люди так живут!

«Калининград делает мебель. На этикетку, сделанную из импортной бумаги нужно заполнять декларацию. На краску, которая нанесена на этикетку нужно заполнять декларацию, указывая, сколько миллиграмм краски нанесены на этикетку. Наши товары перемещаются из России в Россию», — зачем и почему попытался выяснить правозащитник из Калининграда у Татьяны Голендеевой, второго лица в российской таможне.

Увы, но поменять ничего не получится, таково требование Белоруссии, активно сжимающей возможности западного региона. Дело в том, что в Калининград импортные комплектующие поставляются без пошлины. А вот при поставке готового товара «на большую землю» все их необходимо задекларировать. Новый таможенный кодекс для ЕврАзЭС будет подписан 26 декабря. До этого момента никаких споров с Белоруссией не будет. Потом — будет видно. Таков ответ ФТС. Впрочем, за поражением бизнес-сообщества последовала победа.

О том, насколько чиновники оторваны от жизни, показал вопрос представителя Владивостока. Таможня задерживает партии шин б/у, называя их опасными отходами.

Голендеева ответила жестко: «Не нужен нам этот мусор». Обычно невозмутимый эксперт Настя Алехнович открыла глаза высокопоставленному чиновнику: «Это не отходы! Наши люди так живут!». Итогом спора Алехнович и Голендеевой станет предстоящий пересмотр положений по ввозу использованных японских шин на Дальний Восток.

Сближение прокуратуры и правозащитников

У бизнеса, участвующего в госзакупках, есть одна большая проблема. Чиновники не хотят платить. Образуются долги по зарплате, а следом — уголовное дело. Александр Буксман, первый замгенпрокурора, нашел решение. Он проверил исполнение госконтрактов и был сильно удивлен. «Мы не ожидали такого масштаба проблемы. 30 миллиардов долгов государства перед бизнесом. 22 уже погасили».

Однако, задолженность гасится и снова копится. Цифра вновь приблизилась к 30 миллиардам.

Главное действие прокуратуры — наказание прокуроров, мешающих бизнесу. При этом наказывают и прокуроров субъектов Федерации, — отличился прокурор ЯНАО.

В целом, бизнес-сообщество, за исключением ямальского, работой прокуратуры не просто довольно. Правозащитники хотели бы вернуть право ареста прокуратуре. Как бы ее не ругали на Ямале, статистика показывает, что с передачей права на арест суду количество таких мер пресечения как арест выросло. А вот общее общее количество уголовных дел после отъема полномочий следствия у прокуратуры растет по 15% в год, что отметили такие адвокаты как Кучерена, Тарло и Гриб.

«Слухи о расформировании Следственного комитета остаются слухами», — с грустной улыбкой отметил Буксман.

«Что не мешает нам везде заявлять свою позицию об усилении полномочий прокуратуры», — ответил ему Борис Титов.

В целом общение бизнес-ообщества и власти в этом году было стократ успешнее чем в «тучные нефтяные». Похоже новый тренд на поддержку, а не на травлю бизнеса появился как минимум в четырех ведомствах, — налоговой, прокуратуре, ФАС и таможне.

О том, как чиновники выполнят свои обязательства, читайте в отчете со следующей конференции, которая пройдет либо в Краснодаре, либо в Крыму.

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале