Добьют ли малый бизнес?
В России растет армия бедных. Средний класс сжимается до состояния в 9-10%. По оценке экономистов, если посчитать прожиточный минимум, взяв за основу не 10 тысяч рублей, а в связи с девальвацией 22 тысячи рублей, то реально нищих в России окажется 80 млн человек. Это практически половина нашей страны. Кроме того, напомним, по официальным данным Росстата, реальные доходы граждан падают в течение двух последних лет. Это один из показателей глубокого системного кризиса.
В этой ситуации должна быть организована поддержка малому и среднему бизнесу, вместо этого его «душат». Налоговая нагрузка, парафискальные платежи (страховые взносы), запредельная отчетность, давление со стороны контролирующих органов — все это загоняет малый и средний бизнес в тень. Сегодня теневой сектор экономики России продолжает расти, более того, по последним соцопросам простые люди стали лояльнее относиться к серым схемах ведения бизнеса.
Страховые взносы критичнее налогов
Чиновники Федеральной налоговой службы (ФНС) знают о проблеме малого бизнеса, но в один голос заявляют, что являются лишь исполнителями, а основную стратегию формирует Минфин. «Понимаю остроту проблемы, но ФНС только исполнители», — уточняет Константин Новоселов, заместитель начальника контрольного управления ФНС. По его мнению, в ряде случаев малый бизнес, находящийся на упрощенной системе налогообложения, платит больше, чем компании на общей системе. Например, ставка налога на «упрощенку» — 6%, а отдельные торговые предприятия, а также компании по оказанию услуг в общей системе налогообложения платят 3%, 2% и даже меньше.
Чиновник подчеркнул — для предпринимателей проблема страховых взносов намного критичнее, чем проблема налоговых платежей. «Когда-то страховые взносы были 14%. На мой взгляд, эта была достаточно комфортная величина для малого бизнеса. Тогда не было большого теневого сектора, например, по зарплате. После того, как несколько лет назад малый и средний бизнес втянули в общую систему по страховым взносам в 30%, естественно, часть предпринимателей просто закрылась», — рассказал Новоселов. По его мнению, теперь как минимум стоит задача вернуть все обратно.
Есть платежи, которые малый и средний бизнес вынуждены вносить в бюджет, хотя они не считаются налогами. «Разве налоговая нагрузка у нас равномерная?», — задает риторический вопрос Тамара Шокарева, президент Ассоциации прямых продаж. Она пояснила, что ресурсы в малом бизнесе не такие огромные, как в крупных компаниях, которые могут позволить себе нанять и финансистов, и бухгалтеров для ведения учета. «Малый бизнес использует “упрощенку” не потому, что желает платить больше налогов, а по причине упрощенного администрирования. Если мы хотим развивать малый бизнес, надо сбалансировать нагрузку на него», — считает эксперт. Ее мысль подтверждают бухгалтеры. «Бухгалтер, работающий на общем режиме, требует себе высокую зарплату, — налоги достаточно сложно администрируемы, особенно НДС. Предпринимателю проще заплатить 6%, чем оплачивать работу бухгалтеров», — рассказала представитель профессии.
Основная проблема, которая препятствует развитию малого бизнеса и выходу его из тени — высокая фискальная нагрузка, считает Шокарева. Особенно это актуально для тех, кто еще «не набрал обороты». Предпринимателей с низким доходом в России достаточно много. «Уровень жизни во многих регионах невысокий, и доход на уровне 10-15 тысяч рублей в месяц рассматривается как хорошее подспорье к личному подсобному хозяйству», — уточнила Шокарева.
Малый бизнес малому бизнесу рознь, — отмечает Миляуша Пинская, директор Центра налоговой политики и налогового администрирования Финансового университета при правительстве РФ. По расчетам ее Центра, за прошлый год объем выплаченных налогов от общего оборота компаний малого бизнеса в сфере образования составил 17%, в строительстве — 0,71%, в сфере добычи полезных ископаемых — 86%, в сельском хозяйстве — 1,41%, в области транспорта и связи — 1,42%.
Налоги по спецрежимам составили 3,2% от общего объема налогов, по «упрощенке» — 1,82% от общего объема налогов, по ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог) – 0,61% от общего объема налогов, рассказала эксперт. Погоду в формировании общего бюджета малый бизнес не делает. Другой вопрос — парафискальные платежи. «Это неналоговые платежи, которые не вошли в перечень налогового кодекса: страховые взносы, лицензии, разрешения, взаимодействие с пожарными и так далее. Вот эта нагрузка действительно велика», — резюмировала Пинская.
Крым как пример для всей России
Малый бизнес при правильной поддержке со стороны государства должен перерастать в средний. Прекрасный показатель — Крым, где за два года при особой системе налогообложения бизнес активно выходит из тени, при этом растут доходы бюджета. Отметим, что в Крыму патентная система налогообложения. Крупных налогоплательщиков в этом субъекте РФ всего 5% и основное наполнение бюджет получает именно благодаря малому и среднему бизнесу. Отметим, что в Крыму установлены пониженные ставки. По патенту ставка налогообложения всего 1%. Также качественно снижены ставки по упрощенной системе налогообложения. По словам Ирины Кивико, министра финансов Республики Крым, система сработала на отлично. Бизнес активно выходит из тени, создаются новые предприятия. Так, до принятия закона в упрощенной системе налогообложения было 14736 компаний, а на 1 ноября 2016 года – уже 55000 компаний. Таким образом, за два неполных года количество компаний выросло в 3,7 раза. В патентной системе до принятия закона находилось 3604 компании, на 1 ноября 2016 года – 32678 компании. Рост в 9 раз! Этот прорыв сопровождается и ростом платежей в бюджет. Также в Крыму выводится из тени заработная плата. «Упрощение бухгалтерской отчетности, отсутствие необходимости покупать кассовые аппараты приносит много положительных эмоций людям», — отметила Кивико.
Практика налогообложения, действующая в Крыму, показала, что соразмерная фискальная нагрузка становится хорошим стимулом для выхода бизнеса «из тени». Предприниматели готовы вести бизнес легально при условии адекватной налоговой истории со стороны государства. Пример более чем показательный! Что касается всей России, то разумная налоговая политика необходима нашей стране как воздух. И так как ФНС представляет собой лишь исполнительную функцию, то все претензии малый и средний бизнес направляет к Минфину как к органу, определяющему вектор налоговой политики.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале