ФАС на торговую сеть? Или почему проще «договориться»…
Заработали ли поправки в законе о торговле?
Летом 2016 года в предвыборной гонке были приняты поправки в так называемый закон о торговле. Инициатором выступила депутат Ирина Яровая. Главный смысл поправок был в том, чтобы защитить производителей от поборов торговых сетей. Но что получилось на практике? «Скажу честно, после внесения новых поправок в закон о торговле, все ожидали, что жизнь наладится — получилось хуже», — рассказал Андрей Даниленко, председатель правления «Союзмолоко». Он убежден, что торговая сеть никогда не откажется от своей прибыли и всегда придумает, каким образом дополучить ресурсы. «Если раньше это было хоть как-то упорядочено, то сейчас стало менее упорядочено», — считает Даниленко. Например, по новым поправкам ограничены рекламные акции в магазине. Но для регионального завода рекламная акция в магазине более важна, чем для крупной компании, у которой ежедневно идет федеральная реклама по всем каналам. По мнению Ирины Гехт, члена Совета Федерации, производителей начали обирать по другим схемам: через благотворительные фонды, через договоры доверительных поставок и так далее.
«Я не знаю ни одну страну в мире, где бы торговые сети жили в мире с поставщиками», — поясняет Андрей Даниленко. Эксперт предлагает перенять в России опыт независимых арбитражей как единственный позитивный. Это место, где можно оперативно выносить и решать споры. Что же происходит сейчас в случае спорного вопроса между производителем и торговой сетью? На деле — поставщик подает в ФАС на какую-то торговую сеть, а ФАС рассматривает дело полгода. За это время производитель «вылетает» из сети и разоряется. «Поэтому отечественный производитель не будет подавать никуда жалобу, он лучше мирно договорится», — уверен Даниленко.
С мечтами о многопрофильной торговле
Между тем в России не развита торговая сеть в общем понимании. «Организованная торговля развита всего на 25%. Поэтому у нас конкуренция идет от спроса, и все конкурируют за торговую полку, а не за производителя. Это в корне неправильно. Поэтому торговые сети имеют выгодную позицию в отношении производителей. Если мы хотим, чтобы ситуация поменялась, надо развивать торговую сеть в общем понимании. Это принципиальный момент», — рассказал Владимир Волик, директор департамента регулирования рынков АПК Минсельхоза РФ. Чиновник также отметил, что Минсельхоз работает над внесением поправок в законодательство о расширении многопрофильной торговли. Речь идет о передвижной торговле, киосках, семейных магазинах, мини-форматах и так далее.
Сейчас организация данной стороны торговли отдана на откуп субъектам. «Каждый субъект делает с многопрофильной торговлей то, что горазд. Альтернативы нет, и это проблема. А надо развивать больше других форматов торговли, тогда и для торговых сетей будет больше конкуренции. И они бы так не зажимали производителей», — прокомментировал проблему Андрей Даниленко. Он также предложил создавать производителям кооперативы, как в других странах. Суть такова: производитель является членом крупного кооператива, и этот же кооператив является и переработчиком. Мировая практика показывает успешность такого объединения. Неужели в России люди не могут объединиться? Еще как могут. «В Советском Союзе прекрасно действовали Потребкооперативы», — уточняет Ирина Гехт. Причина в недоработанном законодательстве, — объясняет Даниленко. «Сегодня быть членом кооператива менее выгодно, чем учредителем акционерного общества, потому что каждый член кооператива несет индивидуальную ответственность за всю деятельность кооператива. Соответственно невыгодно даже становиться членом кооператива», — пояснил Даниленко.
Битва «гигантов»
Из печальной истории о кооперативах становится ясно, что у нас и Минсельхоз не дорабатывает законодательство. В свою очередь чиновник оправдал позицию ведомства разделением сфер деятельности. По его словам, торговля – это сфера Минпромторга, а производство – сфера Минсельхоза. «Мы вместе с Минпромторгом развиваем другие формы торговли. Мы создаем систему, при которой у торговых сетей появится больше конкуренции. Причем эта конкуренция будет за производителя, а не за полки. Для этого мы создаем специальные логистические центры, специальную инфраструктуру. Наша задача сделать так, чтобы у производителя был выбор куда пойти с продукцией, кроме того как в торговую сеть. Эта система требует больших инвестиций и времени. Должно пройти еще лет пять, в лучшем случае, если мы все договоримся о создании соответствующей инфраструктуры», — пояснил проблему Владимир Волик. Кстати, Минфин режет все бюджеты, в том числе и у Минсельхоза. «Денег немного», — резюмировал чиновник. И добавил, что бюджет на сельское хозяйство в этом году составил 215 млрд рублей, а если найдут дополнительные средства, то 240 млрд рублей.
«Подарок» от Минфина – консолидация субсидий
Денег на сельское хозяйство в России действительно выделяется немного по сравнению с объемами поддержки села в Европе и США. Но есть и другая проблема – как они распределяются. К примеру, бытует мнение, что российские агрохолдинги забирают львиную долю господдержки. «Для того чтобы получать господдержку, ты должен соответствовать определенным требованиям и критериям, ты должен иметь определенную инфраструктуру, да что там греха таить — юристов и финансистов. Поэтому у агрохолдингов естественно больше возможностей. При этом существует отдельное направление поддержки КФХ, которая идет целевым образом на малые формы», — обличает проблему Даниленко. На поддержку начинающих фермеров выделяют 3,8 млрд рублей, на поддержку КФХ — 3,2 млрд рублей, — приводит данные Евгений Ахпашев, директор департамента пищевой, перерабатывающей промышленности Минсельхоза РФ. Он пояснил, что со следующего года в рамках консолидации субсидий будет ограничение в выдаче лимита господдержки и агрохолдингам.
«Выдача на одного получателя будет лимитирована. Поэтому подвижки будут», — заверил Ахпашев. Любой аграрий скажет, что он за максимальное упрощение системы господдержки, за снятие бюрократизации. «Коллеги из Минсельхоза сейчас находятся в дилемме, потому что стоит жесткое условие Минфина об изменении со следующего года форм поддержки в виде консолидации субсидий», — рассказывает о новой проблеме для аграриев Андрей Даниленко. Речь идет о слиянии строк. «Если раньше было 56 направлений поддержки, то сейчас хотят сузить до 7-8 направлений», — уточнил он. Участники рынка переживают, что это сузит доступность денег. «Это очень серьезный вопрос, с которым мы обращаемся и к Госдуме, и к Совету Федерации. Мы понимаем, что Минфин хочет сделать маневренность, с другой стороны мы боимся, что потеряется прозрачность», — обращает внимание на проблему Даниленко. Будет ли разрешен этот спор теперь уже между тремя участниками: производителями, Минсельхозом и Минфином покажет время. Главное, чтобы очередные «поправки» оставили поддержку для отечественного производителя, потому что продовольственную безопасность нашей стране могут гарантировать только они.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале