Лоббизм и коррупция: как не перейти грань?
Сегодня в мире процесс лоббирования интересов, и, прежде всего бизнес-структур, остановить нельзя. Это надо принять как факт. Лоббирование существует во всех странах мира и Россия не исключение. Но в одних странах этот процесс узаконен и заключен в официальные юридические рамки, в других — нет. США как родоначальники так называемого «цивилизованного лоббизма» еще в 1946 году приняли закон о регулировании этого процесса. Однако коррупция так и не искоренена в Штатах.
«Вася Пупкин» или о лоббизме по-русски
В России нет закона о лоббистской деятельности. Но работа в этом направлении ведется. Так в Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 год говорится о создании правовой основы деятельности лоббизма, а также о последовательном введении в практику «института лоббизма». Законопроекты о лоббистской деятельности вносятся с начала 90-х годов, однако, результатов нет, — рассказывает директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин. Он считает, что если в России будет урегулировано лоббирование, то значительные потоки средств выйдут из тени, а в этом не заинтересованы широкие слои бюрократов и те, кто взаимодействует с ними по коррупционной схеме. «Этим группам лиц не выгодно, чтобы эти деньги официально видело государство, поэтому даже если примут закон о лоббизме, он реально работать не будет, а будет носить общий характер», — резюмирует эксперт. Член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Николай Рыжак убежден, что закон о лоббизме необходим и работу в этом направлении надо вести более активно. Однако депутат предупредил, что должен присутствовать здоровый протекционизм, а не лоббизм в виде землячества, кумовства, национального признака и так далее. «Эти аспекты должны быть четко прописаны в законе антилоббизма», — подчеркивает Рыжак.
Лоббизм — это доведенная до полной потери узнаваемости коррупция, — считает Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации. По мнению эксперта, весь ужас коррупции, исключив ее моральный аспект, заключается в том, что абсолютно посторонний человек может повлиять на судьбы огромных масс людей. «Лоббизм переводит эту процедуру в публичную сферу. И все знают, что пришел «Вася Пупкин», который платит деньги за то, чтобы конкретным слоям населения стало хуже. С одной стороны, люди понимают, кого им винить в своих бедах. Ведь это конкретный лоббист, который действует в интересах определенных структур. А с другой стороны, они могут объединиться, нанять себе лоббиста и противодействовать, защищая себя. То есть лоббизм сохраняет платность и создает конкурентную среду. Другое дело, что на практике это перерождается в ту же самую коррупцию: и у людей не всегда бывают деньги, и информационная прозрачность относительная, и лоббисты оказываются в позиции адвокатов, когда продвигают заведомо преступные интересы и это не является для них ничем предосудительным», — рассказал Делягин. Эксперт уверен, что в России институт лоббизма не сработает.
С лоббизмом или без него?
Сравним Китай и Америку на предмет коррупции. В Китае нет института лоббизма, но есть смертная казнь за коррупцию. В Америке есть официальный институт лоббизма и есть смертная казнь, которая, по сути, за коррупцию не применяется. «В китайской культуре взятка не является чем-то предосудительным. Это нормальная деловая транзакция. И тот уровень коррупции, о котором мы знаем, для Китая это некоторое чудо», — объясняет Михаил Делягин, к слову известный китаевед. По его мнению, коррупция так и не искоренена в Штатах. Неужели наказание куда эффективнее в борьбе с коррупцией, нежели великая идея с легализацией лоббизма? «Коррупция не искореняется наказанием, она искореняется изменением норм и правил», — убежден Делягин.
Лоббизм вопреки всему
Впрочем, лоббизм скомпрометировал себя и на Западе. Он стал синонимом продажности и коррупции. Для него даже придумали новый термин — Government Relations (GR). Это тот же лоббизм, потому что «специалист по отношениям с государством» пропихивает свои интересы внутри государства. «Это вопрос подхода конкретной страны. В России без института лоббизма прекрасно работают GR-специалисты», — подтверждает мысль и Дмитрий Абзалов, президент Центра стратегических коммуникаций. По его мнению, узаконивание лоббизма похоже на историю с узакониванием проституции: регламентировать «серый» сегмент, который все равно будет существовать. «Компании всегда будут стараться выстроить связи с властью, даже в Кремниевой долине. Но даже в США очень большие перегибы и институт лоббизма прикрывает более серьезный массив, который находится ниже», — рассказал эксперт. Он также добавил, что в США лоббисты регистрируются в сенате и без регистрации данной деятельностью заниматься нельзя. «Лоббистские структуры должны отчитываться, поэтому этот институт даст некую прозрачность. Станет понятно, кто является истинным инициатором того или иного законопроекта», — уверен Абзалов. Впрочем, эксперт уверен, что институт лоббизма в России если и будет, то за горизонтом мая 2018 года, то есть после президентских выборов. Но он должен четко регулироваться, потому что практика США показывает, что этот закон далеко не однозначен.
А как же запрет Трампа?
Не так давно новоизбранный президент Штатов Дональд Трамп заявил, что введет для официальных лиц пятилетний запрет на лоббизм в США и пожизненный — на лоббизм от имени иностранных правительств. Эксперты уверены, что Трамп поступает вполне правильно. По мнению Михаила Делягина, это шаг по возвращению к нормальной демократии и суверенитету США. «Сейчас американский госслужащий, находясь при должности, поступает на содержание той или иной корпорации и в качестве вознаграждения получает работу в этой корпорации. Это извращенная форма подкупа. И если такой сотрудник поступает в корпорацию в качестве лоббиста, то использует свои связи в интересах корпорации. Это своеобразная приватизация части государственной машины. Это вещь неприятная, вызывающая огромный протест в США, снижающая эффективность госуправления», — уточняет Делягин. Павел Салин уверен, что Трамп играет на антиэлитных настроениях населения США. «Американское население разочаровано в элите. Люди уверены, что их судьба решается в обход их интересов из-за лоббизма», — считает эксперт.
Лоббизм и простые люди
Может ли лоббизм быть эффективным с точки зрения общественного интереса? Конечно, может. Например, тем же лоббизмом является поддержка малообеспеченного населения. «Фермеры в США активно проводили работу для того, чтобы обеспечить себя дополнительным спросом. В результате население Америки получило карточную систему продовольствия. За этими результатами стоит жесткий лоббистский ресурс, но на выходе все остаются довольны», — объясняет Дмитрий Абзалов. Вывод простой: если в результате лоббирования выигрывают не только владельцы бизнеса, но и простые люди, то закон о лоббировании должен в России быть. Но на практике такой исход дел крайне маловероятен. На практике Россия все больше становится антисоциальным государством, где интересы простых людей учитываются по остаточному принципу. Нищенский МРОТ, введение «Платона», повышение стоимости парковки в городах, увеличение акцизов на топливо при падении цен на нефть, сжимание среднего класса до 10%, нищенские зарплаты в регионах, коммерциализация образования и медицины, все это говорит о том, что вводить лоббизм на законодательном уровне в России не просто вредно, а даже преступно.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале