Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

В Казани обсудили как затруднить жизнь коррупционерам

18.11.2016 / 08:39 Новости

Вопросы совершенствования антикоррупционной экспертизы стали одной из центральных тем состоявшейся в Казани научно-практической конференции «Актуальные вопросы противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации».

view_1892887_1828265
Научно-практическая конференция «Актуальные вопросы противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации», Казань
2d840ef264669dc7ebad0a25222a9f2d
Виталий Белинский

Как напомнил собравшимся референт Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции Виталий Белинский, такая задача главам субъектов Федерации поставлена в Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 год. В помощь регионам члены Экспертного совета, действующего при Управлении подготовили проекты соответствующих модельных актов. Готовятся и поправки в федеральный закон об антикоррупционной экспертизе.

Тему продолжил начальник Управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Александр Русецкий, который подчеркнул, что антикоррупционная экспертиза, как и многие другие новеллы российского законодательства успешно применяются на практике и существенно затрудняют жизнь коррупционерам. Этот российский правовой институт в какой-то мере является уникальным и не свойственным для многих других стран. Как подчеркнул прокурор, работа по профилактике коррупции начинается с формирования качественной правовой базы. Прокуроры влияют на это путем антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

 

d38869c46ae10d50d5fffab34ff1a910
Александр Русецкий

По своей сути антикоррупционная экспертиза представляет собой глубокий анализ нормативных правовых актов на предмет выявления в нормах права так называемых коррупциогенных факторов – то есть пробелов, особенностей правовых конструкций и иных пороков правового регулирования, позволяющих недобросовестным чиновникам, применяя эти нормы, извлекать свою коррупционную выгоду, напрямую не нарушая закон.

И у прокуроров есть эффективное средство борьбы с такими уловками – внесение требования об устранении коррупциогенного фактора. Работа на данном направлении, по мнению АлександраРусецкого, уже оказала серьёзный позитивный эффект на состояние законности.

Как сообщил докладчик, только за последние 9 месяцев прокурорами проведена антикоррупционная экспертиза более 700 тысяч нормативных правовых актов, из которых почти 42 тысячи содержали коррупциогенные факторы и более 38 тысяч противоречили федеральному законодательству.

Например, прокуратурой Республики Бурятия было выявлено, что правительство республики в своем постановлении установило завышенные и обременительные требования к детям-сиротам, обязывающие их представлять в органы опеки и попечительства документы, подтверждающие нуждаемость в жилом помещении и характеризующие трудную жизненную ситуацию. По требованию прокуратуры коррупциогенный фактор из нормативного правового акта исключен, чем права данной малозащищенной категории граждан восстановлены.

Прокурор отметил, что как правило, требованиям федерального законодательства не соответствуют устанавливаемые на региональном и муниципальном уровнях положения о порядке образования и деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов; перечни должностей, замещение которых предусматривает представление сведений о доходах и расходах, а также порядки представления указанных сведений.

Из-за региональных различий в нормативно-правовой базе не всегда обеспечивалось соблюдение установленного законом «О противодействии коррупции» принципа об унификации прав и обязанностей государственных и муниципальных служащих.

Например, не во всех регионах соблюден единый подход к антикоррупционным требованиям, предъявляемым к лицам, занимающим государственные должности субъекта Российской Федерации.

В настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации между прокурорами и независимыми экспертами (как правило, региональными торгово-промышленными палатами и региональными отделениями Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России») заключены соглашения о взаимодействии при проведении антикоррупционной экспертизы. Однако, по мнению Генпрокуратуры, с учетом объемов принимаемых нормативных правовых актов такой уровень взаимодействия еще недостаточен.

Поэтому с трибуны конференции прозвучал призыв ко всем институтам гражданского общества принять участие в этой работе

Анатолий Капустин

Первый заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации профессор Анатолий Капустин осветил роль и место антикоррупционной экспертизы в системе научного обеспечения реализации государственной антикоррупционной политики в субъектах Российской Федерации.

Заместитель директора Научного центра правовой информации при Минюсте России Виктор Астанин посвятил свой доклад латентным аспектам проблем и перспектив. антикоррупционной экспертизы.

О разработанном модельном законе субъекта Российской Федерации о дополнительных гарантиях независимой антикоррупционной экспертизы рассказал главный редактор журнала «Вестник антикоррупционной экспертизы», член Экспертного совета при Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции Александр Коробкин.

25b2916b5c49db617f52fa5ea48efee723
Александр Коробкин

Он напомнил, что из норм федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ следует, что порядок проведения экспертизы независимыми экспертами должен быть определен нормативными актами федерального уровня (в настоящее время все они приняты), а организация доступа независимых экспертов к проектам нормативных актов и детализация порядка рассмотрения проступивших заключений относится к компетенции тех органов, которым они адресованы (в том числе органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления).

Однако, отсутствие единых принципов и подходов к этой проблеме, а также низкая активность независимых экспертов, нежелание многих региональных чиновников «создавать себе лишние проблемы» в виде дополнительного этапа обсуждения проектов нормативных актов обуславливали ситуацию, при которой во многих субъектах Федерации не спешили совершенствовать региональное законодательство об антикоррупционной экспертизы, ссылаясь, в том числе, и на отсутствие «указаний сверху».

Такая ситуация вызывала справедливую обеспокоенность у большинства активно действующих независимых экспертов, обсуждалась на различных конференциях и форумах. Учитывая мнение научного сообщества, члены Экспертного совета при Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции выступили с инициативой включить соответствующие поручения в проект Национального плана противодействия коррупции.

Эти предложения получили поддержку Главы государства и 01 апреля 2016 года Президентом Российской Федерации В.В.Путиным был утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы, предусматривающий разработку и принятие в субъектах Российской Федерации нормативных правовых актов, устанавливающих дополнительные гарантии обеспечения независимой антикоррупционной экспертизы.

Каждый субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определить форму реализации этого пункта Национального плана. Это может быть как внесение изменений и дополнений в существующий закон (законы) субъекта Российской Федерации, регулирующий вопросы противодействия коррупции, принятие отдельного регионального закона, постановления правительства субъекта Российской Федерации или постановления высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. С точки зрения соблюдения юридической техники, наиболее рациональной формой является принятие такого акта в форме регионального закона (в том числе – в форме поправок в действующее региональное законодательство).

Чтобы обеспечить единые подходы к этому вопросу, членами Экспертного совета при Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции был разработан проект модельного регионального закона о дополнительных гарантиях независимой антикоррупционной экспертизы. Было организовано его широкое обсуждение с аккредитованными независимыми экспертами, региональными отделениями Ассоциации юристов России, профильными комиссиями общественных палат субъектов Российской Федерации, региональными общественными организациями, уставными целями которых является участие в противодействии коррупции, а также иными институтами гражданского общества антикоррупционной направленности.

4 июля 2016 года доработанный проект закона был рассмотрен на заседании рабочей группы Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции по взаимодействию с институтами гражданского общества. Рабочая группа решила направить проект в территориальные органы Минюста России для обсуждения с аккредитованными независимыми экспертами и последующего направления результатов обсуждения в соответствующие комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъектах Российской Федерации.

По мнению Коробкина, такое широкое обсуждение позволило определить единые подходы к регулированию вопросов независимой антикоррупционной экспертизы на уровне субъектов Федерации и, в то же время, учесть региональную специфику.

Как сообщил докладчик, проект модельного закона направлен на установление на уровне субъектов Российской Федерации дополнительных гарантий обеспечения проведения независимой антикоррупционной экспертизы субъектами гражданского общества, создание необходимых условий и инфраструктуры для организации независимой антикоррупционной экспертизы на региональном и муниципальном уровнях, формирование реального механизма содействия независимым экспертам в их деятельности.

Модельный закон предусматривает наделение одного из существующих в субъекте Российской Федерации органов государственной власти полномочиями по взаимодействию с независимыми экспертами, органами государственной власти органами местного самоуправления по вопросам организации независимой антикоррупционной экспертизы, оказанию независимым экспертам необходимой помощи в доступе к нормативным актам и их проектам для проведения экспертизы. Законом устанавливается норма, согласно которой в каждом органе государственной власти субъекта Российской Федерации назначается должностное лицо, ответственное за организацию антикоррупционной экспертизы и взаимодействие с независимыми экспертами.

Конкретизируются порядок и сроки рассмотрения заключений независимых экспертов и подготовки ответов на заключения, вводятся нормы, снижающие вероятность направления «отписок» или игнорирования заключений по формальным признакам.

Для обеспечения доступа независимых экспертов к проектам нормативных правовых актов предусматривается создание в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» специализированных региональных порталов антикоррупционной экспертизы для размещения на нем проектов региональных нормативных правовых актов и обеспечением возможности размещения на нем проектов муниципальных правовых актов (при этом учитывается, что соответствии с компетенцией органов местного самоуправления они вправе принять решение не пользоваться региональным порталом, а реализовать иной способ доступа независимых экспертов к проектам муниципальных правовых актов).

Как резюмировал Коробкин, реализация единых подходов к регулированию вопросов организации независимой антикоррупционной экспертизы на региональном уровне путем использования модельного закона позволит повысить качество ее проведения и обеспечить большую открытость правотворческой деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, создать надежные механизмы для их конструктивного взаимодействия с институтами гражданского общества.

Будет ли эффективной антикоррупционная экспертиза?

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале