Общие суды реформируют по аналогии с арбитражными
Председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев на брифинге после заседания пленума высшей инстанции предложил новую реформу судоустройства в России, сообщает «Коммерсантъ». Речь идет о создании межрегиональных судебных округов для судов общей юрисдикции по аналогии с вертикалью арбитражных судов. По мнению экспертов, реформа позволит ослабить влияние исполнительной власти регионов на суды.
Инициатива не затронет арбитражные суды
Лебедев предлагает создать в системе судов общей юрисдикции пять апелляционных и девять кассационных судебных округов. По его мнению, такая реформа «даст больше гарантий независимости судей и объективности». Глава ВС при этом пообещал, что эта инициатива не затронет арбитражные суды, в системе которых действуют 21 апелляционный и 10 окружных кассационных судов. Границы инстанций не совпадают с административно-территориальным делением.
В настоящее время апелляционная и кассационная инстанции общих судов сосредоточены в судах субъектов РФ. В них обжалуются решения районных судов. Лебедев предлагает «каждую инстанцию разделить, чтобы она была самостоятельной», поскольку «инстанции разные, но суд-то — один коллектив». Вместе с тем о полном разделении не идет речи. В пресс-службе ВС пояснили, что из судов субъектов России выведут только кассацию, а апелляционные коллегии для пересмотра решений районных судов сохранятся.
Цена вопроса — 4 миллиарда рублей
Будущие кассационные суды, как предполагается в проекте реформы, будут пересматривать решения всех нижестоящих инстанций: от мировых судей до республиканских, краевых и областных судов и апелляционных судов. По словам Лебедева, реформа не потребует переназначения всех судей общих судов. Вакансии, по его словам, будут заполняться лишь во вновь создаваемых судах. Для апелляционных судов потребуется порядка 170 судей, а для кассационных — 790 судей. Лебедев оценил затраты на создание и размещение судов в 4 миллиарда рублей.
По данным источника издания в судебной системе, апелляционные суды предлагается создавать примерно по часовым поясам (при том, что их в России не 5, а 11), а кассационные — в границах федеральных округов (их не 9, а 8). в Москве, по словам Лебедева, такие суды создаваться не будут.
Источники издания в администрации президента подтвердили, что идея обсуждается давно, но конкретный проект реформы пока не прорабатывается в государственно-правовом управлении. Его обсуждали на совете судей в рамках проекта «итогового доклада». Член президиума совета судей, судья Конституционного суда в отставке Михаил Клеандров с проектом не знаком, но оценил его как «хорошую и перспективную» идею. По его словам, реформа потребует больших материальных ресурсов и кадровой базы.
Реформа ослабит влияние регионов на суды
Глава аналитической службы «Инфралекс» Ольга Плешанова считает, что построение общих судов по модели арбитражных ослабит влияние исполнительной власти регионов на судопроизводство. По ее словам, в первое время реформа скорее всего не затронет арбитражную систему, «однако, параллельное существование двух аналогичных систем может сделать логичным вопрос об их объединении». По ее словам, исходя из общей тенденции к укрупнению судов скорее всего будут доминировать общие суды.
В мае этого года один из авторов Конституции РФ проректор МГУ Сергей Шахрай отмечал, что судебная реформа 1864 года «сознательно “разводила” границы судебных округов с границами губерний и этот подход обеспечивал независимость судов от губернских властей». В современной же России, по его словам, этот принцип не действует, поскольку общие суды полностью вписаны в границы субъектов.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале