Россия — на 92-м месте в рейтинге верховенства закона
Международная неправительственная организация World Justice Project презентовала рейтинг верховенства закона Rule of Law Index 2016. Его цель – дать представление о том, насколько люди в разных странах ощущают торжество правосудия в своей повседневной жизни. В тройку лидеров списка вошли Дания, Норвегия и Финляндия. На 113-м месте расположилась Венесуэла. Россию составители Rule of Law Index 2016 поставили на 92-е место – между Эквадором и Узбекистаном.
Ситуация в стране в Rule of Law Index 2016 оценивается по восьми критериям. Согласно рейтингу, хуже всего в России дела обстоят с ограничениями государственных полномочий, основными правами, порядком и безопасностью, а также с уголовным судопроизводством. Неважно у нас с коррупцией, прозрачностью органов высшей власти, регулирующими органами и гражданским судопроизводством. В сводной таблице с результатами по всем критериям ни одной оценки «хорошо» у России нет. И по сравнению с 2015-м она съехала в рейтинге на 6 пунктов вниз.
Для сравнения: в ведущих европейских странах, а также Австралии, Сингапуре, Японии, США и некоторых других, все хорошо абсолютно по всем восьми параметрам. При этом Россию в рейтинге верховенства права опережают такие курьезные «конкуренты», как Украина, Молдавия и Кыргызстан, не говоря уже о вошедшей в топ-20 Эстонии, в которой – констатируют составители рейтинга – ситуация с правоприменением вообще близка к идеальной.
В профессиональной среде мнения по поводу результатов рейтинга разделились. «Исходя из приведенных параметров становится понятна причина именно такого места России в этом рейтинге. В УК РФ и иные законы постоянно вносятся изменения для усиления борьбы с коррупцией. Не так давно, например, ответственность взяточников была даже смягчена – появился новый состав Мелкое взяточничество до 10 000 руб. (ст. 291.2 УК РФ). А ВС РФ дал рекомендации, как применить к уже осужденным новые нормы, улучшающие их положение. Но результаты неудовлетворительные», – пишет юрист Людмила Давидович.
Не стоит верить подобным рейтингам, потому что они носят субъективный характер и зависят от того, кто их составляет и кто спонсирует соответствующие международные неправительственные организации, считает частнопрактикующий юрист Владимир Калашников: «Конечно же, Россия не является идеальной страной в плане верховенства и соблюдения закона. Однако очевидно, что ставить РФ в один ряд с такими менее развитыми странами как Эквадор и Узбекистан – неправильно. Так же как и делать из Грузии страну, в которой главенствует закон. Такое впечатление, что рейтинг составляли люди, которые не только никогда не были в этих странах, но и мало что читали о них. Критерии составления рейтинга весьма абстрактны, непонятно каким образом эти критерии анализировались, на основании какой информации и откуда она была получена».
Действительно, методика составления рейтинга вызывает вопросы. В Rule of Law Index 2016 оцениваются только 113 из 252 стран мира. Например, удивляет отсутствие в нем Израиля и Саудовской Аравии, Швейцарии и Ирландии, или есть, например, Эстония, но нет Латвии и Литвы. Зато в изобилии присутствуют африканские страны и карликовые островные государства с экзотическими названиями.
По данным составителя рейтинга, организации World Justice Project со штаб-квартирой в столице США Вашингтоне, рейтинг основывается на ответах, взятых из репрезентативной выборки из 1000 респондентов в трех крупнейших городах страны, а также опроса юристов-практиков и ученых. В частности, в России опросы проводились в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. В общей сложности было опрошено 1000 человек.
Также свой вклад в составление российской части рейтинга внесли эксперты. Среди тех, кто согласился на публикацию данных о себе – юристы международной юридической фирмы «Русин и Векки» Антон Лужанин и Наталья Присекина (учредитель компании – американский гражданин Джонатан Русин, отмечающий в своем послужном списке сотрудничество с Госдепом США), выпускник МАИ и Колумбийского университета, глава московского адвокатского бюро «Маргулян и Ковалев» Эдуард Маргулян, главный редактор из Московской Хельсинкской группы Николай Костенко.
Однако несмотря на вероятную ангажированность рейтинга, есть над чем задуматься. «Больше всего удручает, что соседями России в данном рейтинге являются такие государства как Эквадор и Узбекистан. Конечно, какое-то влияние на формирование данного рейтинга оказала политика, но все-таки, не надо обвинять ее во всех грехах. Ведь проблемы в государстве в сфере, попавшей под анализ организации World Justice Project, существуют», – отмечает юрисконсульт Виталий Шишкин.
По его словам, нельзя сказать, что в России нет эффективных законодательных механизмов по борьбе с коррупцией, взяточничеством и другим злом. Чувствуется и обеспокоенность федеральной власти в сфере коррупции, постоянно совершенствуется нормативная база по предотвращению коррупции в государственных, муниципальных и правоохранительных органах. В последнее время мы стали невольными свидетелями активной борьбы с коррупцией в высших эшелонах власти. Вспомнить хотя бы аресты губернаторов Сахалинской области и республики Коми, разоблачения в центральных аппаратах МВД, Следственного комитета России.
«Однако уровень восприятия коррупции остается высоким в стране по сравнению с другими странами и с этим не поспоришь, – полагает юрист. – Кроме того, нуждается в качественном реформировании система нашего правосудия. Она далека от идеала, в обществе присутствует недоверие к российским судам, люди часто недовольны волокитой, нет уверенности в торжестве закона и беспристрастии служителей Фемиды».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале