Адвокат: Преграды со стороны следствия, во многом, остались в 90-х
Огромное внимание СМИ сегодня приковано к проблемам, с которыми сталкиваются адвокаты при работе по уголовным делам. Защитники «медийных» арестантов нередко рассказывают о том, как трудно добиться разрешения следователя на визит к заключенному, о «глухоте» судей на процессах, об очередях в изоляторах… Но действительно ли адвокатам приходится так тяжело сегодня в своей профессии? Своим мнением по этому поводу с ПАСМИ поделился адвокат Центральной коллегии адвокатов Москвы, профессионал с более чем двадцатилетнем стажем, Глеб Горбунов.
По его мнению, нередко сами адвокаты не проявляют должной настойчивости и профессионализма, сталкиваюсь с теми или иными трудностями в происходящих ситуациях.
Очереди в СИЗО
Как оказалось, очереди в СИЗО – явление не новое. Особенно для «Лефортово».
«Аналогичная ситуация была в 90-х годах. Правда, в «Матросской тишине» такого не было никогда. А в «Бутырку» приходилось приходить в пять утра и записываться в очередь. В «Лефортово» всегда было мало кабинетов. Безусловно, увеличение количества кабинетов (во ФСИН сейчас решают этот вопрос. Прим. ПАСМИ) решило бы проблему. Адвокаты, как и следователи, должны иметь возможность заходить в СИЗО и работать в нормальных условиях, а не позорится перед всей страной в очередях. В Москве достаточно ресурсов для создания надлежащих условий. Масштабные стройки ведутся. Средств на них хватает. Необходимо достаточного финансирования для решения этой проблемы. Такой ситуации нет ни в одном регионе Российской Федерации, где мне приходилось бывать по работе в последнее время», — рассказал адвокат.
Преграды со стороны следствия
На действия следователей жалуются многие защитники. Однако, не всегда «злой следователь» нарушает права адвоката и оказывает давление на подзащитного. Нередко адвокатам не хватает профессиональных навыков, должной настойчивости, чтобы добиваться желаемого результата. В частности, встречаться с подзащитным, преодолевая любые преграды.
«Я имею возможность сравнивать разные периоды. Что касается недопуска к клиенту со стороны следователей, то в нынешнее время при достаточных квалификации и опыте адоката, такие случаи встречаются не столь часто. Они остались в 90-х годах. А в 21 веке, такой случай в моей практике был только один. Адвокатам нужно проявлять настойчивость и компетентность», — уверен господин Горбунов.
С тем же, что в Москве суды необоснованно часто выбирают меру пресечения в виде заключения под стражу, адвокат согласен. В средствах массовой информации, в основном, обсуждается тема «бедных» предпринимателей, которых отравляют в СИЗО. Но Глеб Горбунов уверен: не только о них необходимо переживать. Ведь за решеткой содержатся и простые люди, которые обвиняются в совершении преступлений небольшой и средней тяжести.
«Я не исследовал статистику, но по субъективному восприятию, Москва в этом плане действительно отличается от других регионов, где мне доводилось работать. Решения о заключении под стражу выносятся в столице чаще».
«Ходатайство стороны защиты отклонить»
Адвокаты регулярно сталкиваются с отказами со стороны судей в удовлетворении ходатайств. Что виной этому? Предвзятость судей или непрофессионализм защитников? Глеб Горбунов считает, что адвокаты иногда сами не проявляют необходимой настойчивости в суде. Разумеется, в ряде случаев имеет место быть и необъективный подход суда.
«В 1994 году я пришел в «Московскую государственную коллегию адвокатов». Я был стажером, были самые разные впечатления. Я уже тогда встречал адвокатов-пессимистов с упадническими настроениями. Но у моих моих руководителей, заведующего юридической консультацией номер 16 МГКА Шафира Владимира Саневича и непосредственного руководителя стажировки Владимира Ефимовича Прусса, такого никогда не наблюдалось. Я брал с них пример и многому научился. Например, мне не нравится, когда некоторые коллеги называют Мосгорсуд «мосгорштампом». Там было множество отмененных приговоров, нередко удавалось смягчить участь подзащитных. Да, бывает тяжело, но надо добиваться того, чтобы вас услышали. В любом случае адвокат должен бороться до конца, даже если он потерпел неудачу из-за необъективного подхода».
СМИ и адвокаты
СМИ всегда проявляют интерес к адвокатской работе. Особенно, когда вопросы касаются громких уголовных дел. Но нужно ли это внимание к своей деятельности самим защитникам? По мнению Глеба Горбунова, журналисты могут быть как помощниками, так и помехой в работе.
«Все относительно, 50 на 50. Если это «вброс» ложной информации, то это нарушение этики и журналистской, и адвокатской. К сожалению, приходилось сталкиваться с заказными материалами. Последний раз это произошло в Ульяновске. Однако в ряде случаев как журналист, так адвокат могут быть введены в заблуждение. Но СМИ действительно, порой, способны помочь в формировании общественного мнения», — считает Глеб Михайлович.
Напомним, на предстоящей осенней сессии депутаты Госдумы могут вернуться к рассмотрению вопросов о расширении полномочий адвокатов. В частности, об их беспрепятственном допуске в СИЗО к своим клиентам. Предполагается, что в дальнейшем защитники не должны получать разрешение следователя на встречи с арестантами.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале