«СМИ помогут прекратить «распил»
Журналист и ведущий эксперт в области антикоррупционной экспертизы – главный редактор журнала «Вестник антикоррупционной экспертизы» Александр Коробкин рассказал ПАСМИ, что ждет от обновленного Союза журналистов, как журналисты помогают решать государственно важные задачи в сфере противодействия коррупция, и какой поддержки журналисты ждут от государственных органов.
ПАСМИ: Модернизация Союза журналистов России – что стоит, по Вашему мнению, за этими словами? Чего Вы ожидаете от обновленного Союза?
Александр Коробкин: Жизнь показывает, что те колоссальные изменения, происходящие в информационном пространстве, за последние годы в корне изменили само понятие «журналист». Благодаря смартфонам, планшетам, «инстаграмам», «перископам» и прочим неотъемлемым атрибутам современного общества изменился подход к потреблению информации и к той личности, которая нам ее предоставляет. Журналистское сообщество пока, на мой взгляд, еще не сумело в полной мере отреагировать на новые вызовы, и разрыв между журналистикой «Дождя» или «Медузы» и журналистикой районной газеты далекой сибирской области уже настолько разителен, что не замечать этого нельзя. И на внеочередном съезде мы должны ответить на главный вопрос – как сделать так, чтобы и те, и другие журналисты считали нашу организацию своей и гордились принадлежностью к ней. Заметьте, многие современные «звезды» столичной журналистики сегодня вне Союза, то есть не видят в нем организацию, способную отстаивать их интересы, обеспечивать профессиональное развитие. Очень рад, что ряды Союза пополнились журналистами-практиками, и надеюсь, что уже скоро Союз сможет решать эти важнейшие задачи.
ПАСМИ: Как Вы можете оценить роль СМИ в противодействии коррупции и реальное участие СМИ в борьбе с коррупцией сегодня?
Александр Коробкин: Если открыть закон «О противодействии коррупции», то в нем среди перечня профилактических мер на первом месте стоит «формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению». Вспомним классика: СМИ – коллективный пропагандист и агитатор . Но на антикоррупционном поле эту задачу они пока решают плохо, причем не по своей вине. Мы видим немало громких сообщений, что тот или иной чиновник задержан за взяточничество. А вот сообщений о том, что он за эти взятки получил реальный срок, увы, гораздо меньше. Нужно понимать, что СМИ – это только зеркало процессов, происходящих в обществе. Пусть, порой весьма кривое, но все же зеркало. Можно напечатать 100 статей про то, что взятки брать плохо, но всего один высокопоставленный взяточник, ушедший от наказания, способен свести на нет всю работу по антикоррупционному просвещению.
ПАСМИ: Перед журналистским сообществом в этом году впервые поставлены задачи в Национальном плане противодействия коррупции. Одна из задач – освещение позитивного опыта противодействия коррупции, примеры которого редко появляются на страницах общественно-политических изданий. Почему? Нет примеров, или журналисты не хотят о них писать?
Александр Коробкин: Национальный план просит журналистов «обеспечить распространение позитивного опыта противодействия граждан и институтов гражданского общества попыткам коррупционного давления». Это очень конкретная и очень сложная задача. Не секрет, что некоторые неправительственные организации готовы априори рассматривать органы публичной власти в качестве ключевого элемента коррупционного механизма. Такой подход особенно характерен для НПО, получающих зарубежное финансирование и нацеленных на отрицание и критику любых действий государственной власти. Вместо конструктивной, деполитизированной и практически ориентированной работы на их сайтах и блогах мы видим призывы, по сути, экстремистской направленности.
Напомню, что в выступлениях на пленарном заседании шестой сессии Конференции государств-участников Конвенции ООН против коррупции, прошедшей в прошлом году в Санкт-Петербурге, представители российских НПО обращали внимание на необходимость сохранения межправительственного характера обзора хода выполнения Конвенции ООН и недопустимость ситуации, когда отдельные неправительственные организации пытаются монополизировать голос гражданского общества на антикоррупционных международных площадках.
Национальным планом перед СМИ поставлена очень трудная задача – через гласность и открытость противостоять административному ресурсу коррупционеров. Коррупция сегодня «делается в тиши кабинетов», порою очень высоких, и только обнародование коррупционных схем, открытые журналистские расследования способны переломить ситуацию. Можно привести пример с сайтом госзакупок: как только очередная закупка, «заточенная» под конкретного заказчика, становится предметом обсуждения в СМИ, как от нее тут же отказываются, к делу подключается ФАС, и «распил» государственных денег, как говорится, не проходит.
ПАСМИ: Взятки, задержания, аресты — это те инфоповоды, которые волнуют СМИ в ракурсе борьбы с коррупцией. Как привлечь внимание журналистов к необходимости вести системную работу в сфере противодействия коррупции?
Александр Коробкин: Только системной работой соответствующих госорганов. И здесь можно привести в пример Генеральную прокуратуру. Там совсем недавно на должность начальника управления взаимодействия со средствами массовой информации был назначен выпускник журфака МГУ Александр Куренной. У него есть прекрасный опыт работы на телеканалах НТВ, «ТВ-Центр», и РЕН-ТВ, других ведущих СМИ. Он знает, что нужно журналистам, и стремится обеспечить их необходимой информацией. Он сумел «переломить» несколько боязливое отношение к СМИ, которое, к сожалению, присутствовало у некоторых прокурорских работников. В практику работы надзорного ведомства вошли «открытые форумы», на которых эксперты и журналисты обсуждают самые проблемные вопросы. На первом таком форуме острая дискуссия развернулась вокруг доклада о результатах работы органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. В частности, горячо обсуждался вопрос обращения в доход государства имущества, в отношении которого чиновниками не представлены доказательства его приобретения на законные доходы. По итогам форума в СМИ появились интересные публикации.
Считаю, что и другие госорганы должны думать, как заинтересовать журналистов «антикоррупционной повесткой». Я знаю, что интереснейшие антикоррупционные мероприятия организуют Минтруд, Минюст, Минэкономразвития, но журналистов на них практически не приглашают. Считаю необходимым установить обязательность доведения государственными органами до всеобщего сведения результатов принятых решений по гражданским антикоррупционным инициативам.
Критические замечания общественности о коррумпированности современного Российского государства и его институтов, появляющиеся на страницах печати, нередко имеют неконструктивный и провокационный характер. Соответствующие материалы создают в обществе ощущение безысходности, непреодолимости коррупции. В результате таких публикаций ответственность за коррупционные нарушения граждане возлагают не на конкретного чиновника, а на систему органов власти.
Между тем в регионах России есть положительный опыт работы со СМИ на антикоррупционном поле. Есть чему поучиться в Республике Татарстан, Ульяновской области, других регионах. Однако это направление работы практически осталось «за бортом» программ антикоррупционного просвещения. На это, на мой взгляд, также следует обратить внимание.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале