«Зенит-Арена»: власти не могут договориться с генподрядчиком
Компании «Инжтрансстрой», генподрядчику строительства стадиона «Зенит-Арена», администрация Санкт-Петербурга отправила уведомление о расторжении контракта. У обеих сторон есть взаимные претензии. Подрядчик заявляет, что власти намеренно срывают строительство объекта и не оплачивают уже проделанную работу, а чиновники называют такую позицию стройорганизации «агонией неэффективного подрядчика» и задают вопрос, откуда возник дефицит в смете в 2,5 миллиарда рублей. Третьей стороной в конфликте стали рабочие стройки, которые требуют, чтобы им выплатили зарплаты.
«Зенит-Арена»: власть VS генподрядчик
Скандал вокруг «Зенит-Арены» набирает обороты. Еще вчера на своем официальном сайте компания «Инжтрансстрой» заявила, что к ней применяют тактику шантажа и требуют подписать допсоглашение о применении дефлятора с дополнительными штрафами и санкциями, подписать соглашение с комплексным поставщиком, которое приведет к увеличению расходов против решения о нерасторжении.
«Нельзя допустить, чтобы сегодняшняя ситуация с финансированием строительства и с качеством управления строительством со стороны заказчика оказала необратимое влияние на подготовку города к Кубку конфедераций и к Чемпионату мира по футболу. Санкт-Петербург заслужил один из лучших и самых современных многофункциональных стадионов в мире», — заявили в компании-генподрядчике объекта 14 июля.
А сегодня утром стало известно, что контракт будет расторгнут по инициативе властей.
«В течение последнего года все требования генерального подрядчика компании «Трансстрой» сводились к трем основным идеям: «мы не успеваем построить стадион в срок», «дайте еще денег» и «не надо нас контролировать». Действующие государственные контракты в 2013 году были составлены таким образом, что защищали интересы исключительно генерального подрядчика. Дополнительные финансы требуют разработки и подписания соглашений к контрактам, и Комитет по строительству предложил в уточненной редакции госконтракта усилить ответственность генерального подрядчика за срыв ежемесячной производственной программы, финансовую ответственность генподрядчика и требовал оперативного принятия управленческих решений. Однако компания отказалась от подписания более жестких обязательств по государственному контракту», — заявил вице-губернатор Игорь Албин.
Такая позиция генподрядчика, буквально, вынудила питерских властей принять решение о расторжении контракта.
«Замена генподрядчика на этапе готовности стадиона в 85% официально принятых работ, при необходимости завершить строительство в течение 11 месяцев, до старта Кубка конфедераций в июне 2017 года – фактически невозможна. Процедуры, связанные с перезаключением государственного контракта, передачей документации и строительной площадки дополнительно отодвинут сроки сдачи стадиона не менее чем на полгода», — считают в «Инжтрансстрой».
Однако, по словам Албина, власти сделают все возможное для своевременного ввода в эксплуатацию стадиона на Крестовском острове, в срок, установленный Губернатором Санкт-Петербурга, и город будет готов к Кубку конфедераций 2017 года и Чемпионату мира по футболу 2018 года.
«Дайте еще денег»
Стоимость «Зенит-Арены» с начала ее возведения росла в геометрической прогрессии. В 2007 году стадион стоил 6,7 миллиарда рублей. Но потом оказалось, что расчет неправильный. Цена подскочила до 14 миллиардов. Но это был еще не конец. Едва ли не с каждым годом стадион продолжал расти в цене. Причины были разные: изменения курса рубля, новые требования по обеспечению безопасности, из-за которых пришлось купить массу дополнительного оборудования, в том числе, иностранного производства. Стадион нужно было оснастить стационарными металлообнаружителями, радиационным мониторингом, локализаторами взрывных устройств, блокиратороми радиоуправляемых взрывных устройств, рентгенотелевизионной установкой и другими средствами безопасности.
В итоге, уже в мае 2016, стоимость стадиона в разы возросла от первоначальной и составила 34,9 миллиарда. И тут выяснилось, что и этой суммы недостаточно, подрядчику потребовалось еще 4,3 миллиарда, а власти узнали о дефиците в смете.
«12 июля в правительство Санкт-Петербурга поступило обращение от генподрядчика «Инжиниринговой корпорации «Трансстрой», в котором говорится о «регрессе на строительной площадке» и «отсутствии 4,3 млрд рублей в экономике» проекта. Это означает, что генеральным подрядчиком в очередной раз поставлен вопрос о дополнительном финансировании строительства стадиона. Одновременно генеральный подрядчик не может объяснить образовавшийся в период до мая 2015 года дефицит по смете в размере 2,5 млрд рублей», — сообщили в городском правительстве.
Сейчас информация об исчезновении денег уже передана в полицию. Специалисты будут выяснять, куда пропала столь внушительная сумма с объекта, который из года в год становился все дороже.
Выход есть?
По настроениям в компании «Инжтрансстрой» с самого начала было понятно: генподрядчик не хочет терять заказ. Более того, руководство фирмы всерьез задумывалась о возможном отстаивании работы на объекте в суде.
«Мы продумываем официальную юридическую позицию, – цитирует «Р-Спорт» генерального директора организации Виталия Лазуткина. – У нас есть десять дней на устранение замечаний. Пока, конечно, мы оцениваем это решение как неправильный ход, который, прежде всего, скажется на сроках строительства объекта».
И вот, вечером 15 июля стало известно: стороны все же готовы искать компромисс.
Правительство Санкт-Петербурга отложило принятие решения о смене генерального подрядчика стадиона «Зенит-Арена», сообщил RNS глава временной комиссии Совета Федерации по вопросам подготовки и проведения чемпионата мира по футболу 2018 года Вадим Тюльпанов.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале