Мэрия Москвы заняла жесткую позицию по сносу самостроя
Возможно ли бесконфликтное существование надзорных органов и бизнеса? Михаил Вышегородцев, бизнес-омбудсмен Москвы организовал встречу предпринимателей северо-запада столицы с представителями прокуратуры, МЧС, Роспотребнадзора и городского правительства.
Встреча, назначенная на два часа дня, началась позже запланированного времени. Предпринимателей пришло так много, что у рамок металлоискателей в префектуре СЗАО образовалась очередь, рассосавшаяся лишь в начале третьего.
Защити себя сам
Поскольку среди приглашенных чиновников была лишь одна женщина, руководитель Роспотребнадзора по СЗАО Татьяна Савченко, она и открыла собрание. «Мы резко сократили число проверок. В прошлом году нам поступило 1645 обращений о нарушении прав потребителей, — начала свою речь Савченко. — И только в 2% (!) случаев мы пришли к вам (с проверкой)».
Вместо аплодисментов из зала раздалась реплика: «Вы же знаете, кто пишет эти жалобы! Всевозможные общественные организации приходят к нам и вымогают деньги. Когда им не платишь, они вас натравливают».
«Да, в округе орудуют «юристы-экстремисты». Например, Владимир Андреевич (фамилия убрана), у меня уже целая папка его заявлений, — искренне негодует Татьяна Хансовна, — но вы сами хороши, зачем даете таким документы? Они не имеют права требовать больше, чем обычный покупатель, только сертификат качества товара. Защищайте себя сами!»
Диалог продолжился, и Савченко подробно объяснила способы защиты от «потребительского экстремизма». Общественные организации представляют потребителя, а значит, не имеют прав надзорного органа. Потому сертификат качества предоставлять и можно, и нужно. Никаких учредительных документов, лицензий, бухгалтерских документов они требовать не вправе. И главное, каждый бизнесмен должен завести журнал проверок. Куда необходимо записывать все данные любого, кто хочет от лица покупателя проверить бизнес. Если общественник действительно борется за права потребителя, он оставит всю информацию о себе и обозначит основание для визита. А вот «экстремисты», как правило, от такого предложения отказываются. «Не хочет записываться, давай, до свидания!» — заканчивает выступление Савченко.
От проверки МЧС можно отказаться
Стоило Михаилу Вышегородцеву представить полковника внутренней службы МЧС Олега Кулагина, как последовали реплики из зала.
«Мы что, пришли слушать отчеты? У нас время дорого, давайте отвечайте на вопросы», — вскочил с места директор завода «Стройэкспорт» Андрей Милованов. Чем сорвал бурные овации и крики: «Молодец!» Стало ясно, пожарных собравшиеся не любят.
Олег Иванович смутился и на трибуну не вышел. Но, сумел потушить негодование зала, рассказав, каким образом избежать не только внеплановых, но и плановых проверок. Для многих было настоящим откровением узнать, что есть способ избавить себя от контроля со стороны пожарных. Избежать лишних контактов с МЧС можно, воспользовавшись пунктом 1 статьи 26.1 федерального закона 294. Если вас включили в план проверок, но у вас другие планы на это время, необходимо напрямую обратиться к МЧС и представить доказательства того, что бизнес, во-первых, малый, а во вторых, не связан с повышенной опасностью для людей. Дальше МЧС обязано само связаться с прокуратурой и та отменит плановую проверку. И это абсолютно работающая процедура — в этом году такой возможностью воспользовались 50 предприятий северо-запада Москвы.
Проверки можно заменить услугой пожарного аудита — независимой оценкой малого бизнеса с точки зрения противопожарной безопасности. Независимая оценка пожарного риска фактически является альтернативой федеральному государственному пожарному надзору, причем без применения карательных функций в виде штрафов и запрещений эксплуатации объектов. Преимущества подобной оценки в том, что она позволяет сократить количество плановых проверок представителями федерального государственного пожарного надзора, помогает избежать возможного административного наказания, и снижает затраты на стандартные системы безопасности, позволяя оптимизировать расходы на страхование объекта от пожара. Услуга может быть заказана любым бизнесменом. После прохождения такой проверки и получения от экспертов положительной оценки можно исключить возможность визитов пожарных проверяющих в ближайшие три года.
Многие предприниматели оказались с ним солидарны. Для них диалог с представителями контрольно-надзорных органов, в первую очередь, является возможностью получить ответы на актуальные вопросы.
Поскольку один из самых распространенных вопросов касается процедуры проведения проверок, Олег Викторович сказал, что в соответствии с пунктом 1 статьи 26.1 Федерального закона №294 «С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 настоящего Федерального закона» (если иное не установлено частью 2 настоящей статьи)».
Сносу быть
Больше других досталось Александру Прохорову, первому заместителю руководителя Департамента имущества. Представителю мэрии припомнили все, и «ночь длинных ковшей», и отсутствие льгот для торговых организаций, где работают инвалиды, и повышение арендных ставок. Разговор до конца доведен не был: Прохоров в связи с занятостью покинул собрание.
Михаил Вышегородцев объяснил, почему ему не удается защитить павильоны от сноса. «У меня была встреча в мэрии, где я объяснял — многие объекты, идущие под снос. не только не представляют опасности, но и востребованы москвичами, и даже украшают город». Однако, по словам омбудсмена, мэрия заняла принципиальную позицию. В ответ Михаил Михайлович услышал: «если мы оставим хоть один объект, другие то же захотят остаться».
Однако, представители Департамента торговли и услуг города Москвы, к которым был адресован очень актуальный вопрос: «Почему мы видим гостей столицы торгующих арбузами, а не москвичей, зарабатывающих на бахчевых?»
На возражения о том, что гости выигрывают конкурс, один из участников встречи встал и сказал: «Я выиграл конкурс в прошлом году, а управа района не утвердила мой павильон». Представитель Департамента торговли сразу же включился и обещал разобраться с ситуацией.
Закончилась встреча тем, что чиновники вышли из президиума и «пошли в народ». Никто и не заметил, как Вышегородцев ушел из зала. Свою задачу, свести напрямую людей при должностях и бизнесменов, омбудсмен выполнил на все сто.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале