ЦОП «Бизнес против коррупции» выяснил, почему ирландские мошенники облюбовали Россию, а подмосковные бизнесмены устраивают «адский ад»
На подмосковного застройщика Александра Буренкова с разницей в три дня завели два уголовных дела. Александр Васильевич убежден, преследование организовала администрация Наро-Фоминского района. Его случай рассмотрели на заседании Центра общественных процедур, посвященном прошедшем 28 июня в Москве.
Взаимное недоверие
Александр Буренков возводит жилой комплекс «Новое Селятино–Комфорт», арендуя землю у частных предпринимателей. С ними он обещал расплатиться квартирами на сумму в 41 млн. рублей. Стройка шла, и вдруг, предприниматели подают заявление в СУ УМВД по Наро-Фоминскому району, обвиняя его «Трест-Гидромонтаж» в мошенничестве. Совпало это с другим событием, попыткой администрации района взять под контроль сети водоснабжения города Селятино, принадлежащие тресту.
Б
уренков и оппоненты, подавшие заявления в полицию, на встрече в ЦОП сидели на разных концах стола и пожирали друг друга гневными взглядами.
Каково же было удивление Буренкова да и всех собравшихся, когда за пять минут выяснилось, что дело яйца выеденного не стоит. Нет ни коррупции, ни рейдерского захвата. Дело в том, что «Трест-Гидромонтаж» не продлил с предпрпинмнателями договор аренды — поскольку если нет взаимных претензий, договор автоматически продляется.
Предприниматели же испугались, что Буренков ищет повод не платить. И написали заявление. Застройщик, в свою очередь решил, что речь идет то ли о рейдерском захвате, то ли о давлении со стороны властей.
«Вы же какой-то адский ад устраиваете!»,- не выдерживает профессор МГИМО Виктория Бурковская. — «Есть для таких вопросов арбитражный суд, в конце концов. Ваше обращение в полицию я расцениваю как заведомо ложный донос!».
«Неадекватное оружие вы выбрали!», — присоединяется к отповеди и сопредседатель «Деловой России» Игорь Назаров.
После такого осуждения участники конфликта вышли из зала и спокойно поговорили в фойе. Но, поскольку дело Буренкова уже приняло криминальный оборот, оно все равно останется на контроле у ЦОПа. Скорее для профилактики, чтобы у правоохранителей не возникло соблазна воспользоваться ситуацией в корыстных целях. Ведь не секрет, что органы следствия ведут, приостанавливают и снова ведут даже бесперспективные дела годами, отравляя жизнь предпринимателям.
Дела с акцентом
С такой практикой борются не только в России, но и в Европе. Об этом заговорила хрупкая блондинка Марьяна Висентин, которая сочетает ангельскую внешность с серьезной должностью. Она эксперт министерства юстиции ФРГ и Евросоюза, к тому же прекрасно владеющая русским. С недавних пор в Румынии, где проблема коррупции
стоит так же остро, как и во всех бывших соцстранах, нельзя приостановить, а затем возобновить дело.
«В Болгарии если за три месяца не выдвинуто обвинение, дело закрыто», — с легким акцентом сообщает Марьяна.
«То есть вы кидаете потерпевших?» — раздается вопрос из зала.
Марьяна задумалась и все замерли в ожидании, что представитель Евросоюза попросит перевести слово «кидаете» на немецкий. К чему явно никто не был готов. Однако, Марьяна показала знание не только юридической лексики, и к облегчению задавшего вопрос ответила: «Нет. По тяжким статьям, где причинен вред личности, сроки давности совсем другие. Речь идет об экономических делах, где подозреваемый не скрывается и ничего не скрывает».
Ирландские мошенники
Продолжила тему уголовного преследования бизнеса представитель ассоциации русскоязычных адвокатов Ольга Шаяк. Ее практика в основном в Ирландии, поэтому рассказывала она лишь о прекрасной жизни бизнесменов, преступивших закон на Изумрудном острове.
В Ирландии экономические дела рассматривают районные суды, которые не могут лишить свободы на срок более 2 лет. Обычно приговаривают к шести неделям тюрьмы. А чаще, как в случае с National irish bank, где похитили 227 миллионов евро, вообще никто не был наказан. Вкладчикам компенсировали ущерб, и все довольны.
«В 2015 году до суда дошло лишь одно дело об экономическом преступлении. Обвиняемый получил штраф в 8 тысяч евро и условный срок», — сообщает Шаяку. Впрочем, коррупционных и просто экономических преступлений много, признает Ольга, но, посмотрите на сроки.
Собравшиеся, многие из которых сталкивались с произволом правоохранителей, слушали ее как дети, которым читали сказки про Изумрудный город.
Однако, адвокат Андрей Порфирьев разрушил идиллию: «А не потому ли ирландские мошенники облюбовали Россию? Вспомните Шона Куинна, который ограбил нас чуть не на миллиард долларов!»
«Да, к сожалению, бывает», — признала Ольга Шаяк.
Тем не менее, после либерализации законодательства, экономика Ирландии десять лет подряд росла по 7% в год. И все же, каким должен быть баланс между экономическим преступлением и физическим наказанием участники так и не определили.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале