Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Борис Дубровский: задача области — стимулировать бизнес к участию в реализации инфраструктурных проектов

Программа по противодействию коррупции в Челябинской области утверждена на 3 года. На нее был выделен 1 миллион 50 тыс рублей. ПАСМИ проводило анализ этих расходов и пришло к выводу, что из бюджета на противодействие коррупции ежегодно выделяется в 1000 раз меньше средств, чем задекларированный в 2014 году доход губернатора области. Редакция поинтересовалась у главы региона Бориса Дубровского, на что хватает этих денег?

Борис Дубровский
Борис Дубровский

ПАСМИ: С какими основными проблемами Вы столкнулись в ходе реализации антикоррупционной политики и каких значимых успехов достигли?

— Реализация Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции осуществляется в рамках мероприятий по противодействию коррупции в Челябинской области на 2014 – 2016 годы.

Основная задача — создание эффективного механизма профилактики коррупции именно в органах власти. К настоящему времени такой механизм определен — в составе кадровых служб соответствующими приказами руководителей (без увеличения штатной численности) определены ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений на государственной гражданской (64 специалиста) и муниципальной службе (340 специалистов); установлена и закреплена в должностных регламентах персональная ответственность руководителей всех уровней за состояние антикоррупционной работы в возглавляемых подразделениях.

Важно упредить возможные правонарушения, разъяснить госслужащим требования к заполнению и представлению сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, оказать методическую помощь, вовремя провести соответствующие проверки достоверности сведений в профилактических целях. Проверке также подвергаются все сведения, представляемые гражданами при поступлении на госслужбу. Само по себе представление сведений о доходах не несет «антикоррупционной» нагрузки. Здесь важен переход к следующему этапу — контролю за расходами. Такой контроль осуществляется нами с 2014 года, и здесь на практике сразу возникает ряд проблемных вопросов, которые приходится решать входе работы.

Как пример: проблемным вопросом являются объекты незавершенного строительства, когда имущество строилось много лет на собственные заемные средства, а появляется у госслужащего сразу крупным дорогостоящим объектом — цена в таком случае, как правило, превышает сумму доходов за три года, и отчитаться добросовестному чиновнику о приобретении такой собственности очень сложно, впрочем, как и проконтролировать его расходы.

телефонОтмечу, Правительством Челябинской области созданы все необходимые условия для беспрепятственного сообщения об имевших место коррупционных проявлениях, в том числе круглосуточно действует «Телефон доверия – горячая линия» для приема информации о фактах коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления Челябинской области – 8 800 300 76 00.

ПАСМИ: Как ведется информационная политика в области противодействия коррупции?

— Информационная политика в области противодействия коррупции ведется на системной основе совместно со средствами массовой информации, осуществляющими деятельность на территории Челябинской области. Всего за 2015 год количество выступлений антикоррупционной направленности официальных представителей (руководителей) органов государственной власти и местного самоуправления в общероссийских и региональных средствах массовой информации составило: в органах государственной власти Челябинской области – 7379, в органах местного самоуправления Челябинской области – 1292.

В рамках данного направления в 2015 году проведена следующая работа:
1) на всех официальных сайтах органов государственной власти и местного самоуправления Челябинской области размещены баннеры «Телефона доверия» («горячая линия»)» о фактах коррупции. Баннеры позволяют выйти по ссылке на сайт Правительства Челябинской области в раздел «Телефон доверия» («горячая линия»)» и сообщить о фактах коррупции. Пресс-релизы об итогах работы «Телефона доверия» публикуются на сайте Правительства Челябинской области;

2) на официальном сайте Губернатора Челябинской области ежеквартально освещается информация о заседаниях Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Челябинской области.

3) для информирования граждан на официальных сайтах органов государственной власти и местного самоуправления Челябинской области работают разделы «Противодействие коррупции», где граждане могут ознакомиться с материалами антикоррупционной направленности.

4) на официальных сайтах размещена информация об актуальных изменениях законодательства в сфере противодействия коррупции с целью антикоррупционного просвещения граждан; регулярно публикуются пресс-релизы об итогах работы «горячей линии».
С целью обобщения опыта и распространения лучшей практики работы по освещению в средствах массовой информации антикоррупционной деятельности 9 декабря 2015 года в Правительстве Челябинской области проведен круглый стол, приуроченный к Международному дню борьбы с коррупцией, с участием представителей ведущих информационных изданий и областных телевизионных каналов, независимых экспертов, представителей органов исполнительной власти и прокуратуры Челябинской области. коррупция

Для привлечения средств массовой информации к освещению антикоррупционных вопросов в Челябинской области с 2012 года организовано проведение ежегодного журналистского конкурса на лучшее освещение вопросов противодействия коррупции и активную антикоррупционную позицию в двух номинациях «Печатные СМИ» и «Электронные СМИ». Подведение итогов конкурса приурочено к Международному дню борьбы с коррупцией и в 2015 году по сложившейся традиции состоялось 9 декабря, наградами отмечены представители (шести средств массовой информации.

ПАСМИ: Какая ведется работа по взаимодействию органов власти с населением в регионе, расскажите об успешных механизмах общественного контроля?

— С населением работа по взаимодействию в рамках противодействия коррупции организована и выстраивается нами в трех направлениях:

1) организация и проведение антикоррупционного просвещения граждан с целью повышения уровня правосознания граждан и популяризации антикоррупционных стандартов поведения,

2) проведение независимой антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов,

3) участие представителей гражданского общества в работе советов, комиссий, рабочих групп и т.д. по различным направлениям деятельности органов власти.

Для проведения независимой общественной антикоррупционной экспертизы проекты нормативных правовых актов размещаются на официальных сайтах органов исполнительной власти Челябинской области. Так всего за 2015 год на официальных сайтах органов государственной власти размещено 160 нормативных правовых актов. Однако заключений от независимых экспертов в 2015 году по итогам проведения независимой общественной экспертизы правовых актов и их проектов на наличие коррупциогенных факторов в Правительство и в органы исполнительной власти Челябинской области не поступало. Причины на наш взгляд здесь абсолютно банальны – это работа экспертов на общественных началах и отсутствие у них материальной заинтересованности.

С целью повышения правосознания граждан с декабря 2015 года достигнута договоренность о регулярном проведении тематических занятий, семинаров, лекционных часов для граждан по вопросам противодействия коррупции на базе Челябинской областной организации Общества «Знание» России с привлечением экспертов Челябинского филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации и специалистов-практиков.

ПАСМИ: Какие условия для бизнеса, инвестиционной привлекательности созданы (создаются) в регионе, приведите пример успешного государственно-частного партнерства?

— Использование механизмов государственно-частного партнерства в настоящее время получает широкое распространение в субъектах России.

Уровень развитости сферы ГЧП, которого необходимо достигнуть Челябинской области к 2018 году составляет – 80,5%. Следовательно, в ближайшей перспективе на региональном уровне должны быть намечены конкретные шаги, которые позволят стимулировать развитие институциональной среды в сфере ГЧП и будут способствовать реализации проектов ГЧП.

В регионе утверждена «Дорожная карта внедрения регионального стандарта развития ГЧП». Для стимулирования участия негосударственного сектора экономики в реализации инфраструктурных проектов предусмотрены следующие меры: льготное налогообложение, льготное или безвозмездное подключение к коммунальным сетям и иным инженерным коммуникациям, оказание консультационных услуг для потенциальных частных партнеров на безвозмездной основе.

ЖКХПример успешной реализации принципов государственно-частного партнерства в Челябинской области – модернизация коммунальной теплоэнергетики. На Форуме «ЖКХ – Новое качество», который прошел в Челябинске в июне 2014 года, Председатель Правительства России Дмитрий Анатольевич Медведев дал высокую оценку организации работы в нашем регионе по привлечению частных инвесторов в модернизацию ЖКХ. По ряду позиций наш опыт был рекомендован на федеральном уровне другим регионам.
Основная проблема, с которой приходится сталкиваться в этом процессе регионам, наличие (а зачастую – отсутствие) необходимых средств. В условиях бюджетного дефицита основная ставка делается на следующие механизмы:

Первое — тарифные решения (или инвестиционная надбавка) в рамках инвестпрограмм ресурсоснабжающих организаций и заключения концессионных соглашений;

Второе – это собственные и заемные средства предприятий ЖКХ.
На сегодня в региональной сфере ЖКХ действует 12 инвестиционных программ. Из них 3 — в сфере водоснабжения и водоотведения, и 9 — в сфере электроснабжения.

С 1 января 2015 года, как это предписывает законодательство, все муниципальные объекты коммунальной инфраструктуры должны передаваться в пользование на основе концессионных соглашений, заключенных через конкурсные процедуры. В Челябинской области имеется свыше 65 тысяч объектов коммунальной инфраструктуры, где необходимо оформить права муниципальной собственности и передать их в концессию. На сегодня госрегистрацию прошло около 14% объектов (более 56 тысяч объектов остаются незарегистрированными).

Работа по регистрации продолжается, хотя не теми темпами, какими бы нам хотелось. В среднем сейчас стоимость инвентаризации и регистрации одного объекта составляет порядка 9 тыс. рублей. По нашей оценке, для регистрации всех объектов коммунального хозяйства области необходимо более 500 млн. рублей. В ситуации, когда большинство муниципалитетов области сидят на дотациях из областного бюджета, сроки проведения конкурсов по передаче объектов в концессию сдвигаются на перспективу.

Тем не менее, в регионе заключено 15 концессионных соглашений, в т.ч. по 10 объектам теплоснабжения и по 5 объектам водоснабжения и водоотведения. Также, в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Николаевича Козака, до 1 января 2016 года будут объявлены конкурсы на заключение концессионных соглашений на объекты коммунальной инфраструктуры, которые находятся в управлении неэффективных муниципальных предприятий. Планируется передать в концессию свыше 600 объектов коммунальной инфраструктуры, эксплуатируемых 11 предприятиями области в 7 муниципалитетах.

Пятый год привлекаем частные инвестиции в строительство новых котельных взамен убыточных. Для стимулирования процесса из областного бюджета финансируется строительство подводящих сетей к строящимся котельным, а также модернизация существующих сетей. На начало общей работы из 822 коммунальных котельных на территории области 197 было признано неэффективными.

котельная
фото: sovselo.ru

За 2011-2014 годы реконструирована и заменена 131 неэффективная котельная. Сокращены ежегодные убытки на сумму более 250 млн. руб., что позволило сэкономить более миллиарда рублей. За это время частные вложения в модернизацию коммунальной инфраструктуры составили более 1,6 млрд. руб. Из областного бюджета выделено более 1,1 млрд. руб. на строительство и модернизацию подводящих и существующих инженерных сетей.

На сегодня в регионе осталось чуть более 50 неэффективных котельных, которые приносят около 180 млн. руб. убытков в год. Для их замены требуется привлечь 1,5 млрд. рублей инвестиций.

Кроме того, в регионе реализуется крупный инвестпроект по замещению неэффективных котельных объектами когенерации. Данный проект охватывает 4 муниципалитета, с привлечением 2 млрд. рублей инвестиций. После завершения проекта мощность объектов генерации составит 224 МВт, в том числе тепловой энергии — 180 МВт, электрической — 44 МВт.

С целью повышения уровня газификации в регионе (сейчас 70%) заключено соглашение с ОАО «НОВАТЭК». Сейчас за счет средств инвестора планируется строительство газораспределительной станции мощностью 30 тыс.куб.м./час и газопроводы высокого давления.

Эта комплексная работа будет продолжена, с использованием всех механизмов государственно-частного партнерства.

Что касается антикоррупционной темы, то большинство коррупционных проявлений возникают «на перекрестке» между властью и бизнесом. Поэтому в орбиту антикоррупционной работы вошли, прежде всего, общественные объединения предпринимателей. Это «Опора России», «Южно-Уральская торгово-промышленная палата», «Союз промышленников и предпринимателей», «Деловая Россия», «Уральская федерация содействия бизнесу», «Союз женщин-предпринимателей» и другие. Также организовано взаимодействие с областным Советом ветеранов, общественными организациями инвалидов, Федерацией профсоюзов.

Одну важную тенденцию отмечу отдельно. Все больше независимых партнерств появляется на уровне муниципалитетов. Например, Совет предпринимателей Копейска, Миасский центр развития бизнеса или магнитогорский женский предпринимательский «Союз успеха». На местах это очень действенная форма, которая сдерживает власти от необдуманных шагов. Считаю, что мы должны поддерживать и развивать такие партнерства – в первую очередь, реагируя на сообщения о фактах коррупции.

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале