Общественным организациям расширят полномочия в борьбе с коррупцией
В Москве прошел пятый евразийский форум «Правопорядок и коррупция: современные вызовы». На площадке института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ собрались несколько сотен экспертов из разных стран. Вместе они обсудили основные проблемы в борьбе с коррупцией и попытались понять, почему уровень преступлений этой направленности из года в год остается на том же уровне.
Одной из главных проблем, по мнению участников форума, является отсутствие точного понимания, что же такое коррупционное преступление? Делая ставку на борьбу с одним видом правонарушений, власти теряют контроль над другим. Таким образом, уровень коррупции в России с 2012 года практически не менялся. Например, за последний год наблюдалось снижение числа преступлений, но увеличилась сумма взятки и ущерба. В своем обращении к участникам форума председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин отметил, что борьба с коррупцией — одна из важнейших задач общества: «Повышая прозрачность экономических процессов, изучая зарубежный опыт и делая необратимой ответственность за преступления, мы действуем в интересах будущего и нынешнего поколений граждан. В этой связи форум становится крайне важной площадкой для обсуждения».
В этом году участники рассмотрели несколько новых и нестандартных решений для улучшения показателей. Так директор института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Талия Хабриева предложила привлечь институты гражданского общества для поддержки правопорядка. Сейчас в законе о борьбе с коррупцией напрямую не прописаны возможности общественных организаций. Если внести поправки в документ о том, что они могут получать в определенных законом рамках доступ к той или иной информации, то поле деятельности общественников может расшириться. Речь идет не о вмешательстве в работу прокуратуры или судов, а об усилении функционала.
Принять активное участие в борьбе со всемирным злом, было предложено и предпринимателям. На базе торгово-промышленной палаты создана хартия бизнесменов — добровольное сообщество, участники которого обсуждают насущные проблемы. Члены хартии разработали специальный документ: «Руководство по методике оценки антикоррупционных мер». В нем содержится подробный свод правил ведения бизнеса в любой из сфер: финансов, закупок, отношений с партнерами. Подробнее с ним можно ознакомиться на сайте антикоррупционной хартии российского бизнеса.
Еще одной инновацией стало предложение создания присяги для государственных служащих. На данный момент, именно эта группа сильнее других подвержена коррупционным рискам. Об этом участникам форума рассказал начальник управления президента РФ по вопросам противодействия коррупции Олег Плохой.
«Было выявлено 32 тысячи коррупционных преступлений, осуждено 12 тысяч человек, 18 тысяч должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 800 человек были уволены, половина из них — в связи с утратой доверия», — отметил он.
Предполагается, что давать присягу обязуют всех государственных служащих при приеме на работу. Однако, пока не решен вопрос, повлечет ли нарушение присяги реальную юридическую ответственность? Ведь тогда этические нормы станут должностной инструкцией или административным регламентом.
Особое место в обсуждении на форуме заняла тема конфликта интересов. Специалисты отметили, порой очень сложно найти грань между лоббизмом и нарушением прав человека. Так, например, участники рассмотрели ситуацию, когда сын высокопоставленного чиновника занимается бизнесом. Что это? С одной стороны, патронаж родителя в делах очевиден, с другой — заниматься бизнесом может абсолютно любой человек, вне зависимости, кто его родственник. Для того, чтобы решить эту задачу Государственной Думе необходимо законодательно оформить институт лоббизма. Скорее всего, этим займется новый состав законодательного органа.
По данным ВЦИОМ, за последний год число респондентов, попадавших в коррупционные ситуации, уменьшилось на 18%, а тех, кто сталкивался с взяточничеством, и вовсе стало меньше на 39%. Так же понизился и уровень бытовой коррупции — на 29% за последние пять лет. Несмотря на это, в международных рейтингах Россия продолжает занимать одно из последних мест. Правда, есть вероятность, что плохие результаты не совсем объективны. Сейчас замер коррупции, на основании которого определяется место государства в соответствующих рейтингах, основан на опросе отдельных экспертов. Например, Россию оценивают пять экспертов, Казахстан — и вовсе один. Но кто эти люди, и как они выставляют свои баллы, остается за кадром. Кроме того, не учитывается и разница уровня коррупции в разных сферах экономики. Поэтому назвать результаты подобных исследований объективными можно с большой натяжкой. Российские специалисты предложили создать систему, которая сможет охватить максимальное количество четких критериев для определения состояния коррупционной ситуации в стране. Новую методику МОНКОР участникам форума презентовала директор института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Талия Хабриева, которая уточнила, система нуждается в дополнительных испытаниях и уточнениях.
«Нужно более серьезно учитывать разного рода криминологические показатели, но постепенно это делается – рассказала она. — Мы берем систему индикаторов из открытых источников: наличие законодательства, наличие основ противодействия коррупции, возбужденные дела, структура составов преступлений, уголовные, административные и многие другие. Но проект находится уже на завершающем этапе».
Все прозвучавшие за два дня антикоррупционного форума предложения были отмечены в резолюции. Подписанный документ организаторы передадут в высшие органы власти в ближайшее время. Так же в планах выпуск альманаха с докладами экспертов.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале