Владимир Якушев: общественные советы — действенный и успешный механизм контроля
Профилактика и противодействие коррупции – это огромный пласт работы, который не вписывается в обычную формулу «найти и обезвредить», а требует большой подготовительной и разъяснительной работы, ответственного подхода к пониманию всех законодательных корректировок, как простыми служащими, так и руководителями государственных и муниципальных учреждений. Такого мнения придерживается губернатор Тюменской области Владимир Якушев. О реализации антикоррупционной политики и повышении престижа госслужбы в сибирском регионе в нашем материале.
— Владимир Владимирович, с какими основными проблемами Вы столкнулись в ходе реализации антикоррупционно й политики в регионе? Удалось достичь значимых успехов в этом направлении?
— В последние годы федеральное антикоррупционное законодательство претерпело значительные изменения, причем, в сторону ужесточения. Среди них знаковыми стали обязанность представлять сведения о доходах и расходах в отношении не только себя, но и членов семьи, открытость и общедоступность этих данных. Появились и запреты на открытие счетов, хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, владение и пользование иностранными финансовыми инструментами. Ужесточились и сами меры ответственности за подобные нарушения.
Мы в Тюменской области, как и наши коллеги из других субъектов, внимательно следим за изменениями в законодательстве , анализируем опыт и изучаем практику соседних территорий, стараемся в этом вопросе двигаться вперед, а не топтаться на одном месте.
Так, в прошлом году все антикоррупционны е функции были централизованы в аппарате губернатора. Создана региональная Комиссия по координации работы по противодействию коррупции. Теперь проверки проводят уполномоченные должностные лица, имеющие соответствующую квалификацию и опыт, а не кадровики, кому ранее были вменены в обязанности коррупционные экспертизы. Изменения положительно отразились и на работе комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.
Реализация антикоррупционной политики требует своевременной разъяснительной работы. Если она ведется системно, то и сложностей у служащих нет. Все отчеты предоставляются в четко обозначенные сроки и согласно методическим рекомендациям. У нас существует целая система повышения квалификации не только самих сотрудников органов власти, но и тех, кто претендует на должности в структуре правительства области, кто попал в кадровый резерв. Так, по итогам прошлого года самым востребованным курсом дополнительного профессиональног о образования у служащих стала «Государственная политика в области противодействия коррупции». Такая заинтересованность и популярность еще раз подтверждает обязательность разъяснительных процедур.
— Как ведется информационная политика в области противодействия коррупции?
— Тема коррупции, как я уже говорил, довольно тонкая материя, которая требует совместных действий с представителями регионального медиа сообщества при ее освещении в СМИ. Это деятельность носит системный характер, есть целевая программа, раздел которой посвящен информационно-пропагандистской работе. Мы стараемся сформировать в обществе нетерпимость к коррупционным проявлениям, рассказываем об антикоррупционных мероприятиях, о правильных моделях поведения государственных и муниципальных служащих, представителей бизнеса. Говорим и об обучении граждан навыкам антикоррупционного поведения, публикуем материалы о выявлении и пресечении преступлений и правонарушений.
Наши региональные и муниципальные СМИ проводят брифинги, «прямые» и «горячие линии», «круглые столы», пресс- и онлайн конференции с руководителями органов власти, представителями силовых структур и бизнес-сообщества. Мы открыты для обратной связи. Каждый получает ответ на свой запрос, на все обращения мы обязательно реагируем, проверяем, даем экспертные оценки и, если есть необходимость, наказываем. Такой открытый разговор помогает повышать правовую культуру, снизить уровень коррупционной составляющей. Власть получает необходимую информацию о реальном положении дел, о проблемах, волнующих население и фактах, требующих анализа и мер.
Тюменские СМИ ориентированы на проведение разъяснительной деятельности. Освещается работа советов по противодействию коррупции как на уровне региона, так и на уровне муниципальных районов. На официальных интернет- порталах действуют рубрики по административной реформе и противодействию коррупции. Мы публикуем материалы с анализом законов, предложений политиков и общественных деятелей об организации эффективной государственной власти, о системе «прозрачного» документооборота, данные социологических исследований.
Периодические издания продолжают публиковать материалы о предприятиях региона, присоединившихся к «Антикоррупционн ой хартии российского бизнеса». Хартия стала своеобразным сводом правил, где собраны современные методики, нормы деловой этики, специальные управленческие процедуры, требования к обучению персонала, правила антикоррупционно го контроля и аудита.
Есть у нас и традиционные акции. Например, ежегодным стал общероссийский день приема граждан в День Конституции РФ. 12 декабря с полудня и до восьми часов вечера личные приемы граждан ведут первые руководители муниципалитетов региона. В рамках Всемирного дня защиты прав потребителей проводим большие консультации граждан по различным аспектам деятельности правительства Тюменской области.
Я всегда на связи, регулярно провожу встречи с журналистами, брифинги, пресс-конференци и, готов ответить на самые острые вопросы.
— Как ведется работа по взаимодействию органов власти с населением в регионе, расскажите об успешных механизмах общественного контроля.
— Я немного уже рассказал о нашем тесном сотрудничестве с тюменцами и некоторых формах взаимодействия. Стараемся использовать все возможные способы — от рассмотрения письменных обращений и организации личного приема руководителями органов власти до обсуждения волнующих тем в блогах и участия общественности в независимой антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов.
В этой связи, хотелось бы остановиться на роли общественных советов. Они созданы при 17 исполнительных органах власти области и общественных палат муниципальных образований. Они-то и призваны стать самыми действенными и успешными механизмами общественного контроля в социально-значимых сферах — это жилищно-коммунал ьное хозяйство, занятость населения, здравоохранение, социальное развитие, образование, спорт, молодежная политика. В составах советов нет чиновников, туда входят только сторонние лица, в том числе члены Общественной палаты региона.
Наши советы уже имеют достаточный опыт работы, ведь некоторые из них появились еще в 2012 году. Они участвуют в предварительной экспертизе проектов нормативных правовых актов, работе конкурсных и аттестационных комиссий и комиссий по урегулированию конфликта интересов, проводят независимую оценку качества оказания услуг, осуществляют контроль за реализацией планов по противодействию коррупции.
Это очень сложная работа, но именно корректная и активная позиция того или иного общественного органа позволяет нам идти верным курсом, принимать во внимание интересы населения. Граждане с активной жизненной позицией и профессионалы разных отраслей производства еще на стадии разработки того или иного проекта помогают найти более нужное обществу и правильное решение конкретного вопроса, а разве не в этом заключается эффективность партнерского сотрудничества, открытость органов власти и независимость общественных советов?!
— Какие условия для бизнеса, инвестиционной привлекательност и создаются в регионе, приведите пример успешного государственно-ч астного партнерства?
— Работу с инвесторами мы разделили и по принципу крупности. Первый уровень — это макропроекты масштаба СИБУРа в Тобольске или Антипинского НПЗ в Тюмени. Второй уровень — это создание сети индустриальных парков на территории области с единой управляющей компанией, чтобы инвестор, приходя, получал подготовленную площадку и налоговые льготы в пакете. И третий, это малая индустриализация , подготовка к открытию небольших производств в муниципалитетах по принципу «здесь и сейчас» — люди начинают выпускать продукцию из местного сырья, ориентироваться на наши ресурсы. По всем трем направлениям идет работа, для каждого определены свои финансовые и административные инструменты.
В 2015 году у нас реализовано 10 крупных инвестиционных проектов. Продолжаем работу с иностранными инвесторами. Американская компания «Каргилл» приняла решение о размещении производства премиксов в одном из тюменских индустриальных парков. Объем инвестиций составит порядка двух млрд рублей, а годовая мощность завода – 50 тысяч тонн кормовых концентратов. Уже и соглашение подписали. Есть прикидки кто и когда будет запускаться в 2016-ом. Будут начаты и новые проекты – переработка полипропилена, производство кондитерских изделий, фармацевтическое производство, глубокая переработка древесины.
Успешным примером государственно-ч астного партнерства я бы назвал строительство четырех мусороперерабаты вающих заводов. Объекты возведут к 2017 году в Тюмени, Тобольске, Ишиме и Ялуторовске. Визуально мы делим область на территориальные кластеры, в которых создадим автономную и независимую систему сбора, транспортировки, сортировки, утилизации и размещения отходов. Все заводы строятся на частные деньги, но будут собственностью региона, а партнерам-бизнес менам их отдадут просто для эксплуатации на очень жестких условиях.
— Какие меры приняты для решения задач по повышению престижа и привлекательности государственной службы?
— Повышение привлекательности государственной службы – одна из задач органов власти, решение которой является достаточно сложным в существующих на сегодняшний день экономических условиях. Очень не просто сформировать мотивацию для прихода на госслужбу. Все, что я говорил о советах и работе с населением, повышает уровень доверия к государственным служащим.
Во-первых, обеспечиваем открытый и равный доступ к государственной службе. Мы максимально использовали региональные полномочия в этом вопросе. Проводим конкурсные процедуры, размещаем информацию о них и вакансиях на интернет-ресурса х. При формировании кадрового резерва значительно сократили объем представляемых кандидатами документов, принимаем их в электронном виде. Дистанционно проводится и первичный квалификационный отбор, что позволяет участвовать в процедурах жителям не только административног о центра, но и отдаленных территорий.
Во-вторых, это доступность информации о деятельности органов власти вообще. В интернете на наших официальных ресурсах обширный и содержательный перечень данных, начиная от самой структуры и имеющихся вакансий, заканчивая обзорами обращений, поступивших от граждан.
В третьих, хороший инструмент в привлечении кадров – стажировка. Уже больше 10 лет молодые студенты-выпускники, имеющие высокий средний балл по диплому и прошедшие несколько отборочных этапов, целый год работают в органах власти, причем не в одной конкретной структуре, а в нескольких. Например, три месяца в департаменте образования и науки, еще столько же в департаменте социального развития и так далее. Такая практика позволяет еще до момента трудоустройства минимизировать период адаптации и раскрыть уровень компетентности и личностные качества наших будущих коллег. И для специалиста полезно окунуться в профессию с высокой степенью ответственности и ненормированным режимом рабочего времени.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале