Вячеслав Наговицын: Борьба с коррупцией не должна стать инструментом устранения конкурентов или сведения личных счетов
Глава республики Бурятия Вячеслав Наговицын рассказал редакции ПАСМИ о «налоговых каникулах» в регионе, а также пояснил, как удалось минимизировать общение инвесторов с чиновниками.
ПАСМИ: Каких значимых успехов достигла республика Бурятия в ходе реализации антикоррупционной политики?
Вячеслав Наговицын: Основу любой деятельности, и тем более в таком сложном и ответственном направлении как антикоррупционное, составляет нормативная база. Еще в 2009 году Бурятия приняла закон о противодействии коррупции. При этом нормативная база посредством мониторинга федерального законодательства постоянно актуализируется и совершенствуется.
В целом же антикоррупционная работа в республике строится согласно принятому плану, важное место в котором уделено кадровой политике. Каждый государственный служащий проходит строжайший комиссионный отбор еще на стадии включения в кадровый резерв, а утвержденные административные регламенты исполнения государственных функций позволяют вести контроль за деятельностью госслужащих.
Более того, при назначении на руководящие посты все кандидаты у нас проходят фильтр общественного экспертного совета. Только после того, как кандидаты утверждаются экспертами, они вносятся на рассмотрение главе региона.
У нас в республике создано две комиссии — по конфликту интересов и координационное совещание по обеспечению правопорядка в республике Бурятия. Они обе в своей работе рассматривают вопросы антикоррупционной направленности.
Наша задача принимать меры для наказания в отношении чиновников, руководителей бюджетных организаций, исполнителей, которые в корыстных целях или по своей личной халатности наносят ущерб бюджету или создают огромные и неоправданные для бюджета риски, превышая свои полномочия.
Мы также отслеживаем доходы и расходы чиновников, работаем с обращениями граждан, с результатами проверок ревизионной комиссии Минфина Бурятии, аудиторов федеральной и республиканской счетных палат, Росфинмониторинга. Их материалы позволяют выявить факторы сговора заказчика и подрядчика, оплату выполненных работ без фактического исполнения и многое другое.
Задача комиссий рассмотреть выявляемые факты и привлечь виновных к ответственности в пределах нашей компетенции, а если в действиях виновных усматриваются признаки уголовнонаказуемых действий — передать материалы в прокуратуру или МВД по Бурятии.
ПАСМИ: Какие проблемы возникают в антикоррупционной работе?
Вячеслав Наговицын: Мы стараемся отрабатывать все поступающие сигналы, от кого бы они не исходили. По каждому факту проводятся служебные проверки созданными комиссиями. Это отнимает время у сотрудников, но часто проверка сигнала заканчивается ничем. Иногда нам приходится защищать людей, против которых выдвинуты недостоверные обвинения, обвинения, ставшие общеизвестными.
Для нас очень важно, чтобы наши комиссии не были использованы для борьбы с конкурентами или сведения личных счетов – поэтому в сложных случаях мы обращаемся в суд для объективной оценки и дачи квалифицированного решения.
Мы не форсируем события, если человек, обвиняемый в каких-либо нарушениях, не согласен с предъявленным ему обвинением и готов защищать свою невиновность в суде. Как правило, в этот момент многие уже записывают чиновника в коррупционеры и хотят «посадок» и наказаний, а ничего до решения суда сделать нельзя, и поэтому ничего внешне не происходит и создается впечатление бездействия властей.
ПАСМИ: Как ведется информационная политика в области противодействия коррупции?
Вячеслав Наговицын: Помощниками в разъяснительной работе являются наши СМИ. По возможности наши специалисты выступают на телевидении, печатают аналитические и информационные материалы в региональных газетах. Однако, средства массовой информации больше заинтересованы в так называемых скандальных материалах, когда есть судебные разбирательства с реальными наказаниями. Информирование населения о том, как можно противостоять коррупции, осуществляется в меньшей степени.
Информацию до населения нам приходится доносить по средствам официальных площадок. К примеру, постоянно обновляются разделы «Противодействие коррупции», которые содержат информацию о нормативных актах в сфере противодействия коррупции, о комиссии по соблюдению требований, методические материалы, часто задаваемые вопросы. Ежегодно размещаются на официальных сайтах сведения о доходах и имуществе государственных служащих.
В СМИ освещается деятельность Общественной палаты республики, общественных советов при министерствах. В 2014 и 2015 годах освещалась работа Гражданского форума, в рамках которого проведены дискуссионные, консультационные площадки по защите прав человека, предпринимателей. Ежегодно проводится работа по информированию мероприятий Всероссийского Дня правовой помощи детям в республике. В рамках информационной кампании «Будь бдителен» реализуются информационные проекты, направленные на правовое просвещение граждан, информирование о видах и степени ответственности за совершенное нарушение, формирование общественного мнения по недопустимости коррупции.
ПАСМИ: Какая ведется работа по взаимодействию органов власти с населением в регионе? Расскажите об успешных механизмах общественного контроля.
Вячеслав Наговицын: Важной формой взаимодействия с общественными институтами и населением является совместная работа в совещательных, консультативных, координационных и экспертных советах, созданных в органах власти Бурятии.
На каждом заседании по урегулированию конфликта интересов принимают участие представители науки, образования, общественники.
Создан экспертный совет по подбору и расстановке кадров, задача которого проводить независимую, объективную и всестороннюю оценку деловых и профессиональных качеств кандидатов при назначении на должности членов Правительства республики. С участием данного совета уже выбраны министр строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Бурятии, министр промышленности и торговли, министр спорта и молодежной политики республики.
В районах республики на базе местных газет в 2015 году начали свою работу Общественные приемные Главы Республики Бурятия.
Для диалога и совместной работы общественности и власти созданы и постоянно действуют при Главе Республики Бурятия Совет старейшин, Консультативный совет женщин, Совет национальностей.
Созданы попечительские, общественные, наблюдательные советы при дошкольных и образовательных учреждениях.
Также контроль осуществляется в форме общественных слушаний, проводимых по наиболее важным социальным и экономическим вопросам региона, проводится общественная экспертиза законопроектов.
ПАСМИ: Какие условия для бизнеса, инвестиционной привлекательности созданы в Бурятии?
Вячеслав Наговицын: 5 лет в Бурятии работает фонд регионального развития. За это время он стал действенным инструментом по привлечению инвестиций. Суть его в том, что всю работы по продвижению проектов в Бурятии, а это оформление земельных участков, формирование бизнеспланов, вся работа с контрольными органами, ведут специалисты фонда. Инвестор освобожден от общения с чиновниками, что полностью исключает коррупционную составляющую.
За это время в экономику Бурятии уже вовлечены 317 млн долларов. Это если не считать еще 121 млн рублей отечественных инвестиций. Кроме того, не следует забывать, что Фонд работает не с действующими предприятиями, а в направлении поиска новых инвестиционных проектов. По многим уже сегодня идет предварительная работа, а основной объем инвестиций ожидается в ближайшей перспективе.
Одним из действенных шагов по повышению инвестиционной привлекательности региона стал закон Бурятии о «налоговых каникулах».
Законом предусмотрено установление двухлетних «налоговых каникул» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах. При этом мы постарались исключить возможность получения налоговых преференций путем перерегистрации. Установлены ограничения в виде максимального размера доходов от реализации и средней численности наемных работников.
В заключении я бы хотел сказать, что надо воспитывать у граждан нетерпимое отношение ко всем проявлениям коррупции, отучить от системы, которая укоренилась в нашем обществе, «не подмажешь – не поедешь».
И последнее, нужен контроль общества за действиями производимыми чиновниками любого уровня. Мы должны по максимуму задействовать работу по закону об общественном контроле, на новый уровень вывести работу общественных советов и Общественной палаты республики.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале