Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Владимир Илюхин: Противодействие коррупции эффективно только на основе привлечения граждан к решению проблемы

Глава Камчатского края Владимир Илюхин — гость проекта ПАСМИ «Интервью с губернатором». Владимир Иванович рассказал Первому Антикоррупционному СМИ, какие профилактические мероприятия проводятся в органах государственной и муниципальной власти региона, какие условия для бизнеса создаются в регионе, а также привёл пример успешного государственно-частного партнёрства.

Владимир Илюхин
Владимир Илюхин

ПАСМИ: Расскажите о реализация антикоррупционной политики в Камчатском крае.

Владимир Илюхин: Антикоррупционная политика проводится во многих сферах отношений. Укрепление демократических основ Российского государства, открытость деятельности государственных гражданских служащих способствуют уменьшению объемов коррупции. Происходит необходимое развитие института гражданского общества как основы правового демократического государства.

Постоянно идет модернизация и оптимизация законодательной базы, направленной на борьбу с коррупцией. Создаются новые антикорупционные структуры. Были выявлены наиболее перспективные направления борьбы с коррупцией.

Здесь, во-первых, необходимо отметить полную прозрачность освещения доходов, имущества и обязательств имущественного характера государственных и муниципальных служащих и членов их семей, а также соответствия доходов их расходам. Данная информация полностью доступна широкой общественности в результате размещения её в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Эффективной мерой антикоррупционной политики является антикоррупционная экспертиза всех проектов нормативных правовых актов и принятых нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Камчатского края, посредством которой выявляются и исключаются коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах и их проектах. Также обеспечена возможность участия в проведениях правовых экспертиз независимых экспертов, так как для этой цели все проекты нормативных правовых актов указанных органов размещаются в сети Интернет.

Участие представителей гражданского общества в деятельности коллегиальных и совещательных органов реализовано путём создания общественных советов при исполнительных органах государственной власти Камчатского края. Общественные советы сформированы при 17 исполнительных органах государственной власти региона. В их составе представители некоммерческих неправительственных организаций, учреждений образования, организаций бизнес-сообщества, учреждений культуры и средства массовой информации.

Также перспективным направлением в реализации антикоррупционной политики явилось создание сети многофункциональных центров (МФЦ) представления государственных и муниципальных услуг, что минимизирует непосредственное общение государственных или муниципальных служащих с получателями услуг или функций, а, следовательно, и возможность совершения коррупционных правонарушений.

телефонный разговор

Бесспорным достижением можно считать наличие в регионе четко налаженной действующей «обратной связи» с населением, которая осуществляется посредством интерактивной страницы «Противодействие коррупции» официального сайта Правительства Камчатского края, а также возможностью позвонить по «телефону доверия» по вопросам коррупции, наклейки с номером которого размещены в местах массового пребывания граждан, в общественном транспорте. Дополнительной возможностью связи является проводимая ежегодно «прямая линия» с Губернатором, когда граждане могут задать вопрос главе региона по телефону, а также посредством прямого включения с мобильной студии (прямо с улицы).

Приоритетная роль в позитивной динамике данных процессов в противодействии коррупции принадлежит как государственной власти (федеральной и субъекта), так и представителям гражданского общества, имеющим активную гражданскую позицию, способствующим раскрытию и предупреждению фактов коррупции.

ПАСМИ: Как осуществляется работа в области противодействия коррупции в регионе? 

Владимир Илюхин: Основные направления антикоррупционной деятельности:

1. Представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Камчатского края (далее – краевая гражданская служба), краевыми гражданскими служащими, должности которых включены в утвержденные Перечни должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками.

Системной антикоррупционной мерой стала работа по предоставлению сведений о доходах и имуществе как граждан, претендующих на государственную гражданскую службу, так и самих государственных гражданских служащих. С 2013 года введён контроль за крупными расходами должностных лиц. В 2014 году сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представили более 800 государственных служащих, подающих сведения о своих доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера, а также доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера супруги (супруга), а также несовершеннолетних детей. Сведения о расходах представили: одно лицо, замещающее государственную должность в Правительстве Камчатского края, 6 краевых гражданских служащих, из них в связи с приобретением объектов недвижимости — 6; ценных бумаг – 1. Сведения размещены на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Камчатского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

2. План работы исполнительных органов государственной власти Камчатского края по противодействию коррупции на 2014-2015 годы.

Распоряжением Правительства Камчатского края от 08.07.2014 № 272-РП утвержден План работы исполнительных органов государственной власти Камчатского края по противодействию коррупции на 2014-2015 годы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.04.2014 № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы». Результаты выполнения плановых мероприятий рассматриваются на заседаниях Совета при Губернаторе Камчатского края по противодействию коррупции, а также ежеквартально направляются в Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе. Один раз в полугодие проводится мониторинг антикоррупционных мер, итоги которого направляются в Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе. План и результаты мониторинга размещены в открытом доступе на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Камчатского края в разделе «Противодействие коррупции».

3. Совет при Губернаторе Камчатского края по противодействию коррупции

В Камчатском крае (с 2008 года) создан Совет при Губернаторе Камчатского края по противодействию коррупции, в состав которого, наряду с представителями органов государственной власти Камчатского края, территориальных федеральных органов государственной власти, регионального Законодательного Собрания, Совета муниципальных образований, Уполномоченного по защите прав человека в Камчатском крае и Уполномоченного при Губернаторе Камчатского края по защите прав предпринимателей, входят представители институтов гражданского общества: Общественной палаты Камчатского края, Общероссийской общественной организации «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией», Молодёжного Правительства Камчатского края, представители предпринимательской среды.

Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работ, который принимается на заседании Совета и утверждается Губернатором Камчатского края.

Это совещательный орган, образованный в целях оказания содействия Губернатору Камчатского края по реализации государственной политики в области противодействия коррупции.

Данный орган координирует в регионе деятельность исполнительных органов государственной власти с иными органами государственной власти Камчатского края, организует их взаимодействие с органами местного самоуправления, с общественными организациями, осуществляющими работу по профилактике и противодействию коррупционным правонарушениям. Заседания Совета проводятся ежеквартально.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 30.10.2013 № Пр-2689 о персональной ответственности руководителей всех уровней за состояние антикоррупционной работы в возглавляемых ими органах и подразделениях ежегодно на заседаниях Совета заслушиваются руководители исполнительных органов государственной власти Камчатского края и главы администраций муниципальных образований с докладом о состоянии антикоррупционной работы и организации работы по противодействию коррупции в исполнительных органах государственной власти и в органах местного самоуправления муниципальных образований  в Камчатском крае.

Фото: kamchatka.gov.ru
Фото: kamchatka.gov.ru

По итогам года проводится совместное заседание Совета при Губернаторе Камчатского края по противодействию коррупции и Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Камчатского края по борьбе с преступностью, на котором рассматриваются результаты работы органов государственной власти по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции в Камчатском крае.

Вся информация о заседаниях Совета публикуется на официальном сайте Правительства края в разделе «Противодействие коррупции».

4. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Камчатского края от 18.05.2011 № 228-П «Об утверждении положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Камчатского края».

За 2014 год антикоррупционная экспертиза проведена в отношении более 800 проектов нормативных правовых актов Камчатского края  и 40 муниципальных, и более 1800 нормативных правовых актов Камчатского края и 423 муниципальных нормативных правовых актов.

По результатам проведенной экспертизы в нормативных правовых актах Камчатского края и муниципальных нормативных правовых актах  выявлены и исключены более 100 коррупциогенных факторов.

Обеспечено проведение антикоррупционной экспертизы 12 проектов контрактов с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 50 млн рублей. Коррупционных факторов не выявлено.

Все проекты нормативных правовых актов Губернатора Камчатского края и Правительства Камчатского края размещаются на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Камчатского края в разделе «Независимая экспертиза НПА».

Также по проектам нормативных правовых актов Камчатского края до их принятия даются заключения Прокуратуры Камчатского края и Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю.

В целях повышения эффективности антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов Правительством Камчатского края совместно с Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю, Прокуратурой Камчатского края регулярно проводятся обучающие семинары для специалистов, осуществляющих правовую экспертизу проектов нормативных правовых актов и других документов правового характера, по вопросам противодействия коррупции.

5. В рамках внедрения инновационных технологий государственного управления и администрирования с целью снижения коррупционных рисков модернизирован Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Камчатского края в сети Интернет pgu.kamgov.ru., на котором в свободном доступе размещена информация о государственных и муниципальных услугах Камчатского края, включая административные регламенты, формы обращений (заявлений), бланки оплаты и т.д. Региональный портал подключён к единой системе идентификации и аутентификации, реализована сквозная авторизация с помощью учётной записи  гражданина с единого портала государственных и муниципальных услуг.

В Камчатском крае действует 31 офис КГКУ «МФЦ Камчатского края», оказывающий услуги по принципу «одного окна», открыто 72 «окна» (82% от всех необходимых), организовано предоставление 245 услуг, в том числе федеральных — 54, региональных — 61, муниципальных -130. Значение показателя «доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах, предоставления государственных услуг» на 31 декабря 2014 — 70,8%.

6. «Обратная связь».

Гражданам, желающим сообщить о фактах коррупции, а также принять участие иным образом в мероприятиях по борьбе с коррупцией в Камчатском крае предоставлена беспрепятственная возможность на интерактивной странице «Противодействие коррупции» официального сайта Правительства Камчатского края (http:// www.kamchatka.gov.ru/) обратиться по указанному электронному адресу в Совет по противодействию коррупции в Камчатском крае.

С 2008 года работает «телефон доверия» по вопросам коррупции 8 (4152) 42-03-71, наклейки с номером «Телефона доверия» размещены в местах массового пребывания граждан и в общественном транспорте.

Взаимодействие с правоохранительными органами осуществляется в рамках работы Совета при Губернаторе Камчатского края, куда входят руководители всех, без исключения, правоохранительных органов субъекта, ежегодно проводится совместное заседание Совета и Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Камчатского края по борьбе с преступностью. Также, в соответствии с постановлением Губернатора Каматского края от 28.12.2007 № 355 «О порядке подготовки проектов правовых актов Губернатора Камчатского края, Правительства Камчатского края и иных исполнительных органов государственной власти Камчатского края» от 28.12.2007 № 355, все проекты нормативных правовых актов и нормативные правовые акты направляются в прокуратуру Камчатского края для прохождения антикоррупционной экспертизы. Взаимодействие эффективное, конструктивно выстроенное, на сегодняшний день проблемы во взаимодействии отсутствуют.

ПАСМИ: Как налажены взаимоотношения с федеральным центром? Между региональными и федеральными чиновниками достигнуто взаимопонимание? 

Владимир Илюхин: Взаимоотношения между федеральным центром и региональными чиновниками всегда выстраивались на конструктивной основе и продолжают быть такими. В целях обеспечения единого подхода к организации антикоррупционной деятельности в региональных государственных органах комплекс мер по профилактике и противодействию коррупционным проявлениям планируется и реализуется с учетом положений Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460, и Национального плана противодействия коррупции. Эти мероприятия также прямо предусмотрены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и поручениями. Их исполнение контролируется как путем внутреннего контроля (структурными подразделениями Аппарата Губернатора и Правительства Камчатского края), как и внешним контролем (федеральными государственными органами, в том числе Администрацией Президента Российской Федерации).

ПАСМИ: Какие меры приняты для решения задач по повышению престижа государственной службы? 

Владимир Илюхин: Комплексная система мер поощрения краевых служащих государственных органов, добросовестно и эффективно исполняющих свои обязанности, сформирована на правовой основе.  Так, в соответствии с краевыми законами, в практику кадровой работы введено правило,  в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно, в обязательном порядке, учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему классного чина, при его поощрении. Эти инструменты являются также эффективными мерами по профилактики коррупции.

Фото: kamchatka.gov.ru
Фото: kamchatka.gov.ru

Надо отметить, что с 2009 года проводятся ежегодные конкурсы  на звание «Лучший государственный гражданский служащий Камчатского края», «Лучший муниципальный служащий в Камчатском крае». Они позволяют отметить заслуги в развитии государственного и муниципального управления достойных представителей краевой государственной гражданской и муниципальной службы.

ПАСМИ: Уже сейчас Управлением Президента по вопросам противодействия коррупции формируется Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы. Что, на ваш взгляд, необходимо внести в План для успешной реализации антикоррупционной политики в первую очередь? 

Владимир Илюхин: На сегодняшний день весть сегмент законодательства применительно к антикоррупционной политике сводит к минимуму условия, способствующие коррупционным проявлениям, однако коррупционные проявления присутствуют.

Задача, которую мы ставим перед собой сегодня это формирование новой нравственной атмосферы в нашем обществе – жить без коррупции.

В первую очередь, необходимо включить меры по воспитанию гражданского правосознания, формированию нетерпимого отношения общества к коррупционным проявлениям.

Однако, при всей важности воспитания, правового просвещения и пропаганды нулевой толерантности к коррупции эти усилия не дадут эффекта, если граждане, особенно представители подрастающего поколения, не будут видеть реальной повседневной борьбы с коррупцией на всех уровнях власти.

Противодействие коррупции может быть эффективным только на основе широкого привлечения граждан к решению этой острой и масштабной проблемы. Сегодня необходимо сложение сил некоммерческих организаций, общественных палат и советов, общественных объединений, инициативных групп и отдельных активистов для системной работы по очищению от взяточничества и злоупотреблений.

Особой задачей для институтов гражданского общества является выработка, уточнение механизмов, критериев, процедур отбора и включения представителей общественного сектора в структуры общественного контроля и участия в различные общественные советы, комиссии и иные органы.

Реализация исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления мер по противодействию коррупции на практике показывает, что в целях дальнейшего развития антикоррупционного поля имеет место необходимость совершенствования федерального законодательства по следующим направлениям:

  • в части повышения эффективности участия независимых экспертов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы – применять в отношении независимых экспертов меры поощрения, свидетельствующие о заинтересованности государственных и муниципальных органов в независимой общественной оценке их деятельности;
  • в целях формирования правопослушного поведения гражданина необходимо предусмотреть в федеральных образовательных стандартах всех уровней образования требования по созданию у обучающихся стойкого внутреннего убеждения о недопустимости коррупциогенного поведения;
  • целям организации более эффективной проверки сведений о доходах может способствовать механизм, при котором вся информация, необходимая для осуществления проверки, концентрировалась бы в одном органе, например, налоговом;
  • в целях формирования нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям необходимо разработать на ведомственном уровне курс лекций, бесед, рекомендаций с привлечением ученых, психологов, юристов, работников культуры с целью выработки единого подхода к данной теме.

ПАСМИ: Как гражданское общество участвует в реализации антикоррупционной политики в регионе, и какова роль общественных институтов в противодействии коррупции в регионе? 

Владимир Илюхин: Одна из важнейших задач в деятельности Правительства Камчатского края по противодействию коррупции – это формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям с более широким привлечением к этой работе институтов гражданского общества.

Так, в состав Совета при Губернаторе Камчатского края по противодействию коррупции включены представители Общественной палаты Камчатского края, высших учебных заведений, общественных организаций, представители молодежного Правительства Камчатского края.

Активное участие в работе Совета принимают общественные организации, уставными целями которых являются противодействие коррупции.

Представители общественных объединений и иных некоммерческих организаций входят в состав рабочих органов, образованных при Правительстве Камчатского края. Так, в 22 из 31 Советов входят представители общественных организаций – это 70% от общего их числа (например, в Инвестиционный совет в Камчатском крае; Камчатский рыбохозяйственный совет, Межведомственная комиссия по миграционной политике в Камчатском крае;  Совет при Губернаторе Камчатского края по развитию гражданского общества и правам человека, Совет в сфере развития малого и среднего предпринимательства при Правительстве Камчатского края и т.д.).

Председатель Национально-культурной автономии украинцев Камчатки включен в состав единой комиссии по осуществлению крупных и особо важных закупок, что, на наш взгляд, безусловно способствует объективному рассмотрению заявок.

Общественные организации принимают активное участие в публичных слушаниях при обсуждении проекта краевого бюджета, в обсуждении проектов законов и иных нормативных правовых актов Правительства Камчатского края, направленных на решение ключевых социально значимых задач края.

par2
Фото: kamchatgtu.ru

Представители Молодежного Правительства Камчатского края, из состава которого сформирована Рабочая группа по противодействию коррупции принимают активное, участие в формировании стандартов антикоррупционного поведения в студенческой среде.

Ими проведено анкетирование в высших и средних учебных заведениях по изучению мнения молодежи о коррупции, организована работа по изданию информационных брошюр и памяток для студентов, подготовлены статьи антикоррупционной направленности для внутривузовских газет, проводятся семинары-встречи со студенческим активом и преподавателями.

За истекший период 2014 года Общественными советами рассмотрено 14 проектов законов и иных нормативных правовых актов, 34 вопроса деятельности соответствующих органов власти; в качестве экспертов члены общественных советов приняли участие в проведении 4 независимых экспертиз.

В мае 2014 года с целью правового просвещения и антикоррупционного воспитания из 19 активистов детских объединений сформирован Детский общественный совет при Уполномоченном по правам ребенка в Камчатском крае.

Принимаются меры государственной поддержки общественной деятельности по противодействию коррупции.

Ежегодно проводится конкурс на получение социально ориентированными некоммерческими организациями субсидий на реализацию социально-значимых проектов, в том числе по направлению «Формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению». В 2014 году на реализацию социально значимого проекта «Общественная приемная Камчатского регионального отделения Общественной комиссии по борьбе с коррупцией» выделена субсидия в размере 163 тысячи рублей.

В части антикоррупционного воспитания юного поколения Правительством Камчатского края поощряются разного рода инициативы молодежи: гражданские акции, конкурсы рисунков, листовок, плакатов, сочинений, ученических конференций, тематических программ и другие мероприятия. Так, камчатским детским общественным движением «Молодые лидеры Камчатки» организована акция «Юность Камчатки против коррупции»; проведен открытый молодежный Форум «Скажи с нами – коррупции нет!», в которых приняли участие и открыто выразили свою гражданскую позицию учащиеся образовательных учреждений Камчатского края.

Молодежным Правительством края при поддержке Губернатора Камчатского края проведен конкурс социальной рекламы «Камчатка против коррупции».

В октябре 2014 года в детском оздоровительном лагере «Волна» организована встреча представителей общественных объединений патриотической и спортивной направленности «Школа социального успеха» В числе обсуждаемых вопросов затрагивалась тема исключения коррупционных рисков при реализации социально ориентированных проектов.

зачетка

С 2010 года Министерством образования и науки Камчатского края среди студентов 1 курса распространяется  «Зачетная книжка без взяток», которая разъясняет студенту способы противодействия коррупции в период обучения.

В настоящее время при 17 исполнительных органах государственной власти Камчатского края образованы Общественные советы, в состав которых вошли представители 43 некоммерческих неправительственных организаций, 21 предприятия и организации бизнес-сообщества, средства массовой информации.

Можно сделать вывод, что в Камчатском крае достаточно активизирован весь нормативно-организационный потенциал в вопросе основного способа решения проблемы коррупции – активного подключения всех слоёв населения к решению противодействия коррупционным проявлениям.

ПАСМИ: Какие условия для бизнеса, инвестиционной привлекательности созданы/создаются в регионе? Приведите пример успешного государственно-частного партнерства.

Владимир Илюхин: Исполнительными органами государственной власти Камчатского края на постоянной основе проводится работа по совершенствованию регионального законодательства в целях улучшения инвестиционного и делового климата. На заседаниях коллегиальных органов и рабочих групп, созданных в целях улучшения инвестиционного и делового климата, вырабатываются новые механизмы поддержки инвесторов и предпринимателей, предложения по стимулированию инвестиционной активности в регионе.

В Камчатском крае меры стимулирования малого и среднего предпринимательства реализуются в рамках региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В настоящее время государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в рамках подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» государственной программы Камчатского края «Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края на 2014-2018 годы» (далее – подпрограмма), утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 29.11.2013 № 521-П.

предприниматель

В 2016-2018 годах на реализацию подпрограммы предусмотрено 1,4 млрд руб. Мероприятия подпрограммы ориентированы как на оказание поддержки начинающим предпринимателям, так и на стабильно действующий бизнес. Приоритетными видами предпринимательской деятельности при направлении средств поддержки являются обрабатывающее производство, производство сельскохозяйственной продукции, инновационная деятельность.

Для начинающих предпринимателей предусмотрены обучающие мероприятия, консультационная и информационная поддержка, а также гранты в размере до 500 тысяч рублей, микрозаймы до 1 млн рублей.

Для развивающихся предприятий виды государственной поддержки направлены на увеличение объема производства, пополнение оборотных средств, приобретение основных средств или их модернизацию. Это субсидирование затрат по договорам лизинга, субсидирование затрат на модернизацию производства, инвестиционные займы. Кроме этого, финансовые меры поддержки предоставляются предпринимателям в сфере развития дошкольных услуг, в области народных художественных промыслов, в области сбора и переработки дикоросов.

В Камчатском крае создана необходимая инфраструктура поддержки бизнеса, которая включает в себя Камчатский центр поддержки предпринимательства, МФО Фонд поддержки предпринимательства, Гарантийный фонд Камчатского края, Камчатский выставочно-инвестиционный центр, 19 консультационных пунктов во всех муниципальных образованиях и порядка 25 общественных объединений предпринимателей.

С целью повышения уровня удовлетворенности консультационными и образовательными услугами, предоставляемыми организациями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на базе Камчатского выставочно-инвестиционного центра в 2015 году организовано предоставление консультационной и информационной поддержки в формате «одного окна». Услуги оказываются путем публичного размещения информации на официальном сайте Камчатского выставочно-инвестиционного центра, индивидуального устного информирования заявителей, в том числе при личном присутствии заявителя или по телефону либо индивидуального письменного информирования заявителей.

Во всех муниципальных образованиях региона действуют муниципальные программы развития предпринимательства, в соответствии с которыми оказывается поддержка выставочной деятельности, проводятся обучающие мероприятия, популяризация роли бизнеса.

Одним из важных механизмов по снятию ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности является создание переговорных площадок для обсуждения и принятия решений по наиболее острым проблемам ведения бизнеса в Камчатском крае.

С целью устранения остростоящих проблем, обсуждения актуальных вопросов с представителями бизнес-сообщества созданы Инвестиционный совет в Камчатском крае, Совет в сфере развития малого и среднего предпринимательства при Правительстве Камчатского края, Совет при Губернаторе Камчатского края по развитию конкуренции в Камчатском крае, Организационный штаб по улучшению инвестиционного климата в Камчатском крае. В рамках празднования Дня предпринимательства ежегодно проводится Съезд предпринимателей и региональная выставка «Все для бизнеса». Губернатором края ежегодно проводится встреча с бизнесом, так называемая «встреча без галстуков».

Сегодня совместно с бизнесом внедряется Инвестиционный стандарт, реализуется Инвестиционная стратегия региона, продвигаются инвестиционные проекты, реализуются федеральные и региональные дорожные карты по улучшению предпринимательского климата. организована процедура оценки регулирующего воздействия. Активно внедряется стандарт развития конкуренции, поддерживаются молодежные инициативы и проектные решения, действует институт уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Основные направления инвестиционной деятельности регулируются законом Камчатского края от 22.09.2008 № 129 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Камчатском крае». В рамках данного Закона оказываются финансовые и нефинансовые меры государственной поддержки инвестиционной деятельности.

В целях реализации этого Закона в части предоставления финансовых мер государственной поддержки разработаны и успешно функционируют следующие нормативные правовые акты Камчатского края: постановление Правительства Камчатского края от 16.07.2010 № 320-П «Об утверждении Порядка предоставления инвесторам субсидий за счет средств краевого бюджета для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях в целях реализации особо значимых инвестиционных проектов Камчатского края» и постановление Правительства Камчатского края от 22.11.2013 № 319-П «Об утверждении положения об условиях предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности в Камчатском крае в форме финансовых мер инвестиционным проектам, реализуемым на территории Камчатского края, направленным на реализацию основных направлений социально-экономического развития Камчатского края».

При предоставлении финансовых мер поддержки инвесторам в Камчатском крае существует ряд сложностей.

В рамках Соглашения с Министерством финансов Российской Федерации (от 31.12.2014 № 01-01-06/06-706)  по осуществлению мер по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Камчатского края существуют ограничения для Правительства Камчатского края в возможности предоставления мер государственной поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности, в том числе в части налоговых льгот, субсидий, государственных гарантий.

Вместе с тем, Законами Камчатского края установлены:

  • налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в краевой бюджет, в размере 10 % для организаций-участников региональных инвестиционных проектов, отвечающих требованиям пункта 1 статьи 25.9 Налогового кодекса Российской Федерации,
  • льготные ставки налога на имущество организациям горнодобывающей отрасли в рамках поддержки особо значимых инвестиционных проектов Камчатского края.

Кроме того, Минэкономразвития Камчатского края оказывает государственную услугу по включению организаций в реестр участников региональных инвестиционных проектов. На сегодняшний день статус участника регионального инвестиционного проекта получило ОАО «Сигма», ЗАО «Камголд».

На постоянной основе ведется работа по сопровождению инвестиционных проектов по принципу «одного окна» в рамках Постановления Правительства Камчатского края от 17.09.2013 № 406-П.

камчатка

В целях успешной реализации инвестиционных проектов, в том числе на принципах государственно-частного партнерства, принят Закон Камчатского края «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых на территории Камчатского края предоставляются земельные участки в аренду без проведения торгов».

В настоящее время в Камчатском крае используются механизмы государственно-частного  партнерства при реализации проектов в сфере энергетики, в форме заключения концессионных соглашений с частными партнерами.

Информационная поддержка предоставляется на официальном сайте Правительства Камчатского края, Инвестиционном портале Камчатского края, Портале малого и среднего предпринимательства Камчатского края, а также на сайтах организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства.

Благодаря слаженной и системной работе Правительства края, бизнес-сообщества и общественных объединений предпринимателей, Камчатский край по результатам Национального рейтинга входит в десятку регионов по поддержке малого и среднего бизнеса.

Одновременно с этим сообщаем, что в настоящее время Правительством Камчатского края совместно с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока ведется работа по созданию территории опережающего социально-экономического развития «Камчатка» (далее – ТОСЭР).

Резидентам территории опережающего социально-экономического развития предоставляются следующие льготы на федеральном уровне:

  • льготы по налогу на прибыль организаций в федеральный бюджет — 0% в течение первых 5 лет;
  • льготные ставки страховых взносов сокращены с 30,2% до 7,6% в течение 10 лет;
  • льготные ставки арендной платы за пользование имуществом.

Законом Камчатского края от 12.10.2015 №670 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Камчатского края о налогах» установлены льготы по налогу на прибыль (5% в течение первых 5 лет с момента получения прибыли) и налогу на имущество. Кроме этого, нормативными актами муниципальных образований, на территории которых создана ТОР «Камчатка», установлены льготы по земельному налогу.

Для участия в проекте ТОР «Камчатка» требуется получить статус резидента территории опережающего социально-экономического развития. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 года № 899 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Камчатка» резидентом ТОР «Камчатка» может быть только индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, зарегистрированные на территории региона и являющиеся инициаторами инвестиционного проекта c минимальным объемом инвестиций в размере 500 000 рублей на территории Петропавловск-Камчатского городского округа или Елизовского муниципального района, в том числе Елизовского городского поселения, Раздольненского сельского поселения, Николаевского сельского поселения, Новоавачинского сельского поселения или Паратунского сельского поселения в пределах кадастровых кварталов, определенных вышеуказанным Постановлением. Перечень разрешенных видов экономической деятельности для инициаторов проектов ТОР «Камчатка» определен Приложением 2 Постановления.

Для получения статуса резидента ТОР «Камчатка» необходимо обратиться в федеральную управляющую компанию АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (почтовый адрес: 109382, г. Москва, Люблинская ул., дом 86; телефон/факс +7 (495) 351 26-96; электронная почта: info@erdc.ru; адрес в сети Интернет: http://erdc.ru/).

 

 

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале