Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

ОНФ: общественный контроль повысит качество госзакупок

25.03.2016 / 15:41 Новости

Активисты Общероссийского народного фронта (ОНФ) выступили с инициативой создания антирейтинга заказчиков – участников торгов, которых уличили в расточительстве и недобросовестном расходовании бюджетных денег.

Общественный контроль пойдет на пользу

ГосзакупкиКак заявил Первому Антикоррупционному СМИ Дмитрий Казанцев, к.ю.н., начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center, общественный контроль – востребованная в сфере госзакупок мера. «Она позволяет при минимальных бюджетных издержках оперативно выявлять неэффективное расходование государственных средств на всех уровнях», — считает эксперт.

По его словам, результативность антирейтинга заказчиков будет зависеть от деталей его реализации. «По крайней мере уже пять лет различные общественные организации и СМИ публикуют разнообразные антирейтинги, связанные с госзаказом. Но это не повлекло за собой качественное улучшение системы гозакупок» ,- утверждает Дмитрий Казанцев.

Эксперт задается вопросом: «Какие оценки лягут в основу антирейтинга? Если это будет банальное «снижение начальной цены», то для опытного заказчика не составит труда показать рекордные уровни формального экономического эффекта. Достаточно завысить начальную цену на основе собственного анализа рынка. И даже при закупке за стандартную рыночную цену можно с гордостью рапортовать о двузначных процентах «экономии». В этом случае ни о реальной экономии бюджетных средств, ни тем более об эффективности закупки речь не идёт».

Дмитрий Казанцев считает, что антирейтинг заказчиков может стать эффективным лишь при одновременном соблюдении следующих ключевых условий:

Условия эффективности антирейтинга

— Рейтинг будет вестись общественными организациями — лучше всего, с учётом организационных и технических возможностей, с этим справится ОНФ. При этом было бы неплохо, если бы фронт аккумулировал данные о недобросовестных заказчиках, даже если они поступают не из его рядов.

— Включение заказчика в антирейтинг будет осуществляться по результатам общественного контроля, но будет служить основанием для применения мер контроля государственного. Здесь необходимо помнить о том, что неотвратимость наказания куда важнее его тяжести.

— В основе рейтинга будут лежать качественные показатели эффективности закупок, и в первую очередь её конечный результат. Например, дорога, построенная в срок по адекватной цене и не смытая первым же дождём, или увеличение продолжительности жизни граждан на территории, которую обслуживает модернизированная за бюджетный счёт больница. Экономия бюджетных средств важна, особенно если это касается «строек века», но в общем анализе качества закупок всё же может рассматриваться лишь как один из показателей.

« Наконец, важны не только антирейтинги, но и рейтинги добросовестных
поставщиков и заказчиков. Сравнение со званием «Поставщик двора Его Величества» — высшим знаком качества в годы становления русского капитализма — здесь вполне уместно. При условии, что поставщик будет заслуживать такое звание исключительным качеством продукции, а не исключительными отношениями с заказчиком. И здесь вновь может помочь общественный контроль за качеством закупок»
, — сообщил начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев.

онф 1ОНФ: На сегодняшний день госзаказ неэффективен

Ранее экспертами ОНФ и Высшей школы экономики были опрошены более 600 активистов движения. Результаты опроса показали, что чаще всего активисты сталкивались с тем, что заказ часто «заточен» под определенного поставщика, так как установлены необоснованные ограничения или излишние требования, с которыми не могут справиться другие участники торгов.

Кроме того, активисты указали, что зачастую происходит закупка некачественных товаров, а в ряде случаев – госзаказы создаются исключительно с целью освоить бюджетные средства (34%). В равной степени «популярны» остались сговор поставщиков с целью не допустить победы конкурентов и нечестная оценка заявки поставщика на этапе определения поставщика (28% и 27% соответственно).

51% активистов поддержали создание антирейтинга заказчиков, а еще 42% высказались за введение обязанности заказчика оперативно и содержательно реагировать на предложения общественников по закупкам.

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале