Егор Борисов: Создание Государственного комитета республики позволило нам сосредоточить закупки в одних руках
Глава Республики Саха (Якутия) Егор Афанасьевич Борисов — гость проекта ПАСМИ «Интервью с губернатором». По мнению Егора Борисова, антикоррупционная политика Республики находится на должном уровне: в регионе работают Многофункциональный центр оказания госуслуг, ведется антикоррупционная просветительская работа. Однако есть и слабые места, в том числе квалификация местных борцов со взяточничеством.
ПАСМИ: Егор Афанасьевич, с какими основными проблемами вы столкнулись в ходе реализации антикоррупционной политики и каких значимых успехов достигли?
Егор Борисов: В мае 2015 года в республике прошла плановая проверка Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции и организации работы по профилактике коррупционных правонарушений в органах государственной власти Республики Саха (Якутия). Проверка выявила недостатки и некоторые упущения в работе по данному направлению, в частности, недостаток квалификации специалистов, ответственных за проведение работы по профилактике коррупционных правонарушений.
В то же время были и положительные результаты, такие как наличие в республике необходимых правовых и организационных основ противодействия коррупции. Пример: работа Многофункционального центра оказания государственных и муниципальных услуг, исключившего непосредственный контакт чиновника и обратившегося гражданина, благодаря чему устраняется соблазн взяточничества.
Что касается госзакупок, комиссия отметила создание в Якутии единого органа — Государственного комитета республики по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Его создание позволило нам сосредоточить закупки в одних руках. Ранее этим занимались все министерства и ведомства по отдельности, что повышало коррупционные риски.
Согласно Указу президента от 15 июля 2015 года «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» ранее существовавший Департамент по противодействию коррупции и взаимодействию с правоохранительными органами был реорганизован в Департамент при Главе Республики Саха (Якутия) по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Полномочия департамента сосредоточили на антикоррупционной работе, несвойственные функции перешли в другие ведомства. Департамент занимается созданием нормативно-правовой базы, проверками в отношении госслужащих, антикоррупционным просвещением.
ПАСМИ: Как ведется в республике информационная политика в области противодействия коррупции?
Егор Борисов: Одно из важнейших направлений — антикоррупционное просвещение. Работники Департамента читают лекции, проводят семинары на антикоррупционную тематику для государственных и муниципальных служащих. Востребована разъяснительная работа по правильному заполнению служащими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
После предусмотренных законом сроков при выявлении неточностей эти сведения будут считаться неполными
и недостоверными, что послужит основанием для проведения проверки на коррупционное правонарушение. Поэтому лекции специалистов Департамента на эту тему очень востребованы.
Кроме того, ведется активная работа со средствами массовой информации, в республиканских газетах и на интернет-порталах публикуются материалы по данной теме, проводятся прямые эфиры на радио и телевидении.
ПАСМИ: Какая ведется работа по взаимодействию органов власти с населением в регионе, расскажите об успешных механизмах общественного контроля?
Егор Борисов: Мы ежегодно проводим отчет исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) перед населением всех поселений республики об итогах работы в прошедшем году. В этом году такой отчет проводится 17-й раз. Отмечу, что в нашей республике 409 муниципальных образований, а территория региона занимает одну пятую часть России.
В таком формате отчеты органов власти организованы только в Республике Саха (Якутия). В ходе встреч с населением граждане получают ответы на любые интересующие их вопросы. По результатам отчетов между правительством республики и муниципальными образованиями подписываются Соглашения со взаимными обязательствами по социально-экономическому развитию территорий.
Кроме того, при регулярном посещении районов республики я сам традиционно провожу встречи с населением, на которых происходит обсуждение важных вопросов и обмен мнениями.
В целях совершенствования диалога общества и власти с прошлого года внедряется стандарт открытости исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия). Стандарт устанавливает основные принципы, задачи, требования к открытости исполнительных органов власти республики, предполагающие организацию деятельности на основе прозрачности и подотчетности, развития форм участия граждан, общественных организаций и предпринимательского сообщества в управлении.
В рамках реализации Стандарта открытости будут созданы условия, в том числе с использованием современных информационных технологий, для организации общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов, общественной оценки деятельности исполнительных органов государственной власти и учреждений, раскрытия в доступной форме информации о принципах и объемах расходования средств государственного бюджета, об услугах, субсидиях и других формах поддержки граждан и организаций.
Общественный контроль в республике получил достаточно широкое развитие. Закон «Об общественном контроле в Республике Саха (Якутия)» принят одним из первых в субъектах Российской Федерации.
В республиканском законе дополнительно установлены такие формы взаимодействия, как общественное расследование, опрос общественного мнения, публичный отчет руководителя органа государственной власти Республики Саха (Якутия), органа местного самоуправления, государственной или муниципальной организации. Такие формы, как общественное обсуждение, общественные слушания тех или иных вопросов и другие стали привычным явлением в нашей жизни.
Также нужно отметить активное взаимодействие Департамента при Главе Республики Саха (Якутия) по профилактике коррупционных и иных правонарушений с Общероссийским народным фронтом, члены которого вошли как в Антикоррупционный общественный совет ведомства, так и в Комиссию при Главе республики по координации работы по противодействию коррупции.
ПАСМИ: Какие условия для бизнеса, инвестиционной привлекательности создаются в регионе, приведите пример успешного государственно-частного партнерства?
Егор Борисов: По результатам полномасштабного Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации в 2015 году Республика Саха (Якутия) вошла в состав третьей группы итогового рейтинга и заняла 41 место среди 76 регионов Российской Федерации. По сравнению с итогами прошлого года республика продемонстрировала улучшение результатов практически по всем направлениям. Кроме того, по направлению «Поддержка малого предпринимательства» Якутия сохранила лидерские позиции как в общем по Российской Федерации, так и в Дальневосточном федеральном округе.
Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Республика Саха (Якутия) в 2015 году определена «пилотным» регионом по внедрению лучших практик по развитию бизнеса.
В целях создания благоприятной деловой среды с 2010 года в республике реализуется Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2020 года. На период реализации второго этапа Стратегии с 2012 года реализуется комплексный план мероприятий — «дорожная карта» создания благоприятной бизнес-среды. Основным инструментом его реализации является Государственная программа «Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия)» на 2012-2019 годы. Ежегодно растет объем финансирования мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства. Так, с 2010 года эта сумма увеличена в 1,7 раз.
В республике сформирована инфраструктура финансовой (муниципальные фонды поддержки предпринимательства, Фонд развития малого предпринимательства, Центр поддержки предпринимательства), информационно-консультационной (Центр поддержки предпринимательства с подразделениями в улусах), образовательной (Бизнес-школа и партнеры в улусах) и имущественной (сеть бизнес-инкубаторов, технопарки) поддержки бизнеса, а также создан Центр кластерного развития и Республиканский Центр инжиниринга.
Для обеспечения эффективной инвестиционной деятельности в регионе созданы соответствующие институты развития республики. Это Агентство инвестиционного развития Республики Саха (Якутия), основной целью которого является организация функции «одного окна» по работе с инвесторами, сопровождение коммерческих инвестиционных проектов, поиск прямых инвесторов в рамках реализации кластерной политики, обеспечение их локализации на территории республики, содействие развитию инвестиционных проектов и их продвижению, обеспечение работы инвестиционного Интернет-портала и иных каналов связи с инвесторами.
В Региональном инвестиционном фонде Республики Саха (Якутия) заложена часть средств государственного
бюджета республики для финансирования инфраструктурных проектов на основе механизма государственно-частного партнерства. Его создание было определено необходимостью в дальнейшем реализовывать региональные инвестиционные проекты с участием Инвестиционного фонда Российской Федерации.
В республике также есть свой Венчурный фонд, который призван развивать наиболее перспективный инновационный, наукоемкий, высоко рискованный сегмент инвестиционной деятельности.
Примером успешного государственно-частного партнерства в республике является концессионное соглашение о создании, реконструкции, ремонте и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры, объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод теплоснабжения, находящихся на территории Алданского района. Согласно концессионному соглашению, заключенному между министерством имущественных и земельных отношений республики, ОАО «Теплоэнергосервис» и ГУП «ЖКХ РС(Я)» концессионеру передано всего 1490 объектов коммунального хозяйства, в том числе вспомогательных объектов.
Согласно концессионному документу ОАО «Теплоэнергосервис» за свой счет ремонтирует, создает, реконструирует и эксплуатирует имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать Концеденту — Республике Саха Якутия. До 2021 года концессионер обязан реконструировать 5 котельных, а также построить объекты недвижимости, в том числе 3 блочно-модульных котельных, 1 станцию биологической очистки, тепловые сети протяженностью 62,3 км, паропровод протяженностью 5 км, приобрести и установить оборудование.
До заключения концессионного соглашения убытки Алданского филиала ГУП ЖКХ составляли более 280 миллионов рублей. На первый год действия соглашения убытки сократились до 140 миллионов рублей. На второй год действия соглашения прибыль концессионера составила 3 миллиона рублей.
ПАСМИ: Какие меры приняты для решения задач по повышению престижа государственной службы?
Егор Борисов: В республике утверждена Концепция кадровой политики до 2020 года, которая определяет общую стратегию развития.
Для решения задач по повышению престижа государственной службы создан Резерв управленческих кадров республики, куда можно попасть, пройдя конкурсный отбор. Благодаря этому граждане, поступившие на государственную гражданскую службу, могут получить дальнейшее повышение по службе. Для этого ведется ежедневная работа по повышению профессионализма государственных гражданских служащих в соответствии с современными требованиями. Проводятся курсы повышения квалификации, реализуется государственный заказ на подготовку кадров. Большое внимание уделяется объективности оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов на вакантные места. Это тоже способствует повышению престижа государственной службы в регионе.
Для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных федеральными законами, гражданским служащим гарантированы равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы и право на получение своевременного денежного содержания.
В рамках реализации дополнительных гарантий в Республике Саха (Якутия) с 2008 года действует порядок предоставления государственным гражданским служащим Республики Саха (Якутия) социальной выплаты (единовременной субсидии) на приобретение жилого помещения.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале