Александр Михайлов: Масштаб коррупции подтверждается не только уровнем распространения, но и укоренением в обычной жизни
Губернатор Курской области Александр Николаевич Михайлов — гость проекта ПАСМИ «Интервью с губернатором». По твердому убеждению Александра Николаевича, непримиримая борьба с коррупцией требует, прежде всего, целенаправленной работы по формированию нетерпимого отношения граждан к коррупционному поведению. Глава региона рассказал о том, как ведется информационная политика в области противодействия коррупции, и поведал о мерах по улучшению инвестиционного климата в регионе.
ПАСМИ: С какими основными проблемами Вы сталкиваетесь в ходе реализации антикоррупционной политики, и каких значимых успехов достигли?
Александр Михайлов: Кoppупция — одна из наиболее острых проблем современной России, в значительной степени тормозящая динамичное развитие страны. Ее масштаб подтверждается не только уровнем распространения, но и укоренением в обычной жизни.
Справедливости ради надо сказать, что огромный импульс явлению «коррупция» дали «знаменитые» 90-е годы. Тогда это явление, по сути, поощрялось под предлогом того, что кто больше приватизировал, то и есть эффективный менеджер. Иначе говоря, в воздухе витал лозунг «Воруют все!». И значительная часть населения, как говорят, клюнула…
Непримиримая борьба с этим злом требует не только ужесточения санкций за коррупционные преступления, сокращения «коррупционных ниш» в законодательстве, но, прежде всего, целенаправленной работы по формированию нетерпимого отношения граждан к коррупционному поведению.
Федеральный закон «О противодействии коррупции» — один из необходимых элементов выстраиваемой в стране федеральной системы противодействия коррупции. Эта система создана и на региональном уровне. Закон «О противодействии коррупции в Курской области» принят еще 11 ноября 2008 года, ежегодно реализуются планы мероприятий по противодействию коррупции, совершенствуется региональные нормативные правовые акты. Как результат — снижение более чем на 16% в 2015 году количества выявленных преступлений коррупционной направленности в Курской области.
Администрацией на постоянной основе организована работа по анализу законодательства региона на предмет наличия норм, содержащих признаки коррупциогенности. За 2015 год антикоррупционной экспертизе подверглись почти 1000 проектов нормативных правовых актов.
Одна из действенных эффективных мер по снижению коррупционных рисков — создание многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна». Гражданин освобождается от необходимости получать справки, ходить по инстанциям или платить посредникам, контактировать с чиновниками. От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок. Всю остальную работу, межведомственное согласование, должны провести сотрудники МФЦ, соответствующие государственные и муниципальные органы власти.
В Курской области завершено создание сети МФЦ: функционируют 30 многофункциональных центров и 136 территориально обособленных структурных подразделений офисов МФЦ на базе администраций сельских (городских) поселений с численностью свыше 1000 человек. В МФЦ работают 462 окон обслуживания населения.
На постоянной основе, начиная со школьной скамьи, ведется работа по формированию антикоррупционного мировоззрения граждан. С учащимися и студентами вузов проводятся тематические конкурсы, классные часы, лекции с целью формирования негативного отношения к коррупции. В лечебно-профилактических учреждениях организована наглядная агитация, раздаются памятки. В целях усиления антикоррупционной политики администрацией области создан специальный отдел по профилактике коррупции, функции которого определены Указом Президента РФ от 15.07.2015 г. №364. Также образована Комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Курской области. На ее очередном заседании будут подведены итоги выполнения «Областной программы по противодействию коррупции на 2014 – 2016 годы» за 2015 год.
В последние годы мы значительно усилили контроль соблюдения законодательства о прохождении государственной и муниципальной службы. Совершенствовались методики выявления, профилактики и преодоления конфликта интересов на государственной гражданской службе, выработаны единые требования к заполнению справок о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера служащими и членами их семей.
Упор в антикоррупционной деятельности сделан на профилактике подобных правонарушений. Все служащие области своевременно предоставляют сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Эти сведения размещены на официальных сайтах органов власти Курской области. Для исключения фактов нарушения ограничений и запретов, установленных законодательством о государственной гражданской службе, проводятся специальные проверки как в отношении поступающих на государственную гражданскую службу области, так и состоящих на ней, во всех случаях принимаются меры по выявлению фактов возможного конфликта интересов. В целом, довольно сложно выработать единые критерии оценки эффективности антикоррупционной политики, однако нет сомнений в том, что ключевым показателем этой деятельности должен стать рост доверия населения к органам власти.
ПАСМИ: Как ведется информационная политика в области противодействия коррупции?
Александр Михайлов: Информация о деятельности губернатора и администрации Курской области ежедневно размещается на соответствующих официальных сайтах, поступает в более чем 500 федеральных и региональных СМИ. Востребованы и регулярно публикуются в СМИ материалы о проводимой структурами администрации работе по противодействию коррупции. В 2015 году было размещено на сайте администрации региона более 50 таких материалов, они использованы как государственными, так и негосударственными СМИ. Областные и районные газеты регулярно размещают публикации о преступлениях коррупционного характера, понесенном преступниками наказании, об изменениях в антикоррупционном законодательстве, работе по профилактике коррупции в органах исполнительной власти и местного самоуправления и другие. Под рубриками «Криминальная хроника», «Из зала суда», «Человек и закон» размещается информация о фактах раскрытия резонансных коррупционных преступлений.
Государственные СМИ ежемесячно публикуют «телефоны доверия» силовых структур, по которым граждане могут сообщить о понуждении их к коррупционным действиям. Также
Местная пресса регулярно ведет антикоррупционную тему, публикуя интервью и комментарии представителей УМВД, УФСБ, прокуратуры, ГИБДД, судебных органов.
Руководители администрации Курской области, территориальных силовых и правоохранительных структур регулярно выступают на областных телеканалах, привлекая внимание, в том числе, к проблемам борьбы с коррупцией. В частности, областной телеканал «Сейм» ежедневно транслирует в эфире антикоррупционные ролики.
ПАСМИ: Какая ведется работа по взаимодействию органов власти с населением в регионе, расскажите об успешных механизмах общественного контроля.
Александр Михайлов: Одним из признаков открытости и прозрачности власти является ее готовность представлять населению отчет о своей деятельности. Публичная отчетность повышает ответственность власти перед гражданами, расширяет степень вовлеченности общества в работу государственных структур. О необходимости такой работы Президент РФ Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию в 2012 году сказал так: «Ответственность за страну формируется не лозунгами и призывами, а когда люди видят, что власть прозрачна, доступна и сама «вкалывает» во имя страны, города, региона, поселка и каждого гражданина, учитывает общественное мнение. Власть не должна быть изолированной кастой». В Курской области традиция ежегодных встреч с населением с отчетом о проделанной администрации области работе существует с 2002 года и неукоснительно соблюдается. Это, как правило, происходит в январе-начале февраля каждого года. Загодя издается специальное распоряжение губернатора, согласно которому я сам, все мои заместители и руководители отраслевых комитетов проводят такие встречи во всех районах и городах. Такой формат общения вызывает большой интерес у жителей региона. Ведь они могут не только услышать достоверную информацию из «первых уст», но и задать руководителю интересующие вопросы, получить на них ответ, помощь и поддержку, если требуется. Это общение между властью и гражданами, в буквальном смысле на расстоянии вытянутой руки рожает доверие. А руководителям оно помогает лучше оценить то, что волнует людей, понять их заботы и проблемы.
Эта работа особенно актуальна сейчас, когда экономика находится в непростой ситуации. Сложности и объективные трудности, которые переживает Россия, сказываются на настроении бизнеса, социальном самочувствии простых курян. Считаю, что крайне важно сейчас в режиме реального, а не виртуального общения рассказывать гражданам о том, что сделано, какие шаги власть предпринимает для развития экономики, повышения социальной защищенности курян.
Есть и множество других возможностей у жителей региона высказать свое мнение о работе власти, внести свои предложения. Для этого в различных властных структурах – федеральных территориальных и областных — работают общественные приемные и «прямые линии». В нашем регионе активно проявляет себя «как четвертая власть» и пресса, работает большое количество независимых от власти СМИ.
Мы активно внедряем и другие действенные формы работы с населением. Во всех районах и городах есть Планы мероприятий по совершенствованию информационно-разъяснительной работы с населением. Практикуются отчеты глав и депутатов муниципальных образований, сходы граждан, проведение «информационных дней». Я считаю это правильным — разъяснять людям, чем глава и муниципальная администрация, депутат занимались, что удалось, над чем предстоит работать в перспективе. Здесь важно избежать формализма, лишь тогда к власти будет больше доверия. И абсолютное большинство местных руководителей заинтересовано в таком диалоге.
Другое дело, когда руководитель работает по иному принципу: «как бы сделать, чтобы ничего не делать». В этом случае, конечно, трудно общаться с людьми, но у таких руководителей, поверьте мне, управленческий срок не долог. Рано или поздно «время экзамена» приходит.
Открытости власти, возможности для населения принимать участие в обсуждении социально-экономических проблем региона способствует проект «Доверие» — это онлайн трансляции рабочих мероприятий, проводимых органами исполнительной власти, на официальном сайте Администрации Курской области. В том числе заседания различных межведомственных комиссий, коллегий отраслевых комитетов, ведомств, рабочие совещания, координационные советы, деловые видеоконференции и др.
За пять лет работы проекта «Доверие» состоялось более 110 интернет-трансляций, зафиксировано около 10 000 просмотров.
Третий год в регионе действует Губернаторская лекторская группа. В ее составе известные в регионе люди: ректоры вузов, руководители общественных организаций, профильных комитетов образования, здравоохранения, главы районных администраций, активная и перспективная молодежь из проекта «Губернаторская тысяча». Лекторы используют различные формы работы: встречи, круглые столы, семинары, конференции, экскурсии и другие мероприятия с целью повышения образовательного и культурного уровня населения. В 2015 году состоялось порядка 80 таких просветительских мероприятий, в них приняли участие порядка 9000 человек. Мы получаем хорошие отзывы о лекторах, благодарности, приглашения для новых встреч.
Устойчивому диалогу власти и общества способствует такой институт как Общественная палата Курской области, участвующая и в антикоррупционной экспертизе проектов региональных законов, а также иных нормативных правовых актов совместно со структурными подразделениями администрации, областной Думой, прокуратурой Курской области, Управлением Минюста РФ по Курской области.
Общественная Молодежная палата при Курской областной Думе также участвует в общественной экспертизе законов Курской области. Молодые парламентарии принимают участие в заседаниях профильных думских комитетов, что является ценным практическим опытом. Депутаты регионального парламента также присутствуют на пленарных заседаниях Молодежной палаты. Эффективный диалог способствует приобщению молодежи к парламентской дискуссии, выработке новых решений.
По инициативе Общественной палаты Курской области и на основании Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в Курской области созданы и работают 32 общественных совета при органах исполнительной власти. Принят закон «О некоторых вопросах осуществления общественного контроля в Курской области», определяющий организационные основы общественного контроля за деятельностью органов государственной власти области и органов местного самоуправления, областных государственных и муниципальных организаций.
В настоящее время формируются новые институты гражданского общества: общественные советы при органах местного самоуправления.
Заметную роль в общественной жизни региона играет и «Народный контроль» — проект партии «Единая Россия». В 2015 году заключено 8 соглашений о совместной реализации проекта «Народный контроль», в том числе с комитетом потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, Управлением УМВД России по Курской области, комитетом образования и науки Курской области.
Отмечу, что некоммерческие организации вносят посильный вклад в общее дело, способствует поддержанию стабильной социально-политической ситуации в регионе.
ПАСМИ: Какие условия для бизнеса, инвестиционной привлекательности созданы/создаются в регионе, приведите пример успешного частно-государственного партнерства?
Александр Михайлов: В Курской области проводится взвешенная экономическая, финансовая и инвестиционная политика, что подтверждают российские и зарубежные рейтинговые агентства. По итогам 2015 года инвестиционный рейтинг региона по классификации агентства «Эксперт РА» относится к категории 3А1 «Пониженный потенциал – минимальный риск». Курская область занимает по инвестиционному потенциалу 36-е место среди субъектов Российской Федерации, по инвестиционному риску – 5-е .
Необходимо отметить, что по инвестиционному риску область улучшила показатели, поднявшись с 13 места в 2013 году на 9-е в 2014 году.
По результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ Курская область занимает 19 место из 76 регионов, принимавших участие в полномасштабном внедрении национального рейтинга состояния инвестиционного климата. Такая оценка независимых представителей экспертного сообщества говорит об эффективной работе по созданию благоприятного инвестиционного климата.
Эта работа строится на базе программных документов, таких как Инвестиционная стратегия Курской области до 2025 года, подпрограмма «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций» государственной программы Курской области «Развитие экономики и внешних связей» и других.
В регионе создана и постоянно совершенствуется законодательная база для улучшения инвестклимата, основу которой составляет закон «Об инвестиционной деятельности в Курской области». В 2014 году внесены изменения в этот закон, в результате расширен круг инвесторов, которым может быть предоставлен режим наибольшего благоприятствования, упрощена процедура получения инвесторами государственной поддержки.
Одной из самых востребованных инвесторами форм поддержки являются субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым в кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов. За счет средств областного бюджета с 2011 года выплачено 66,4 млн рублей такой господдержки. Трём организациям области предоставлен режим наибольшего благоприятствования, дающий право на льготу по налогу на имущество организаций.
В июле мы проведем в Курске юбилейный, уже пятый ежегодный Среднерусский экономический форум, ставший эффективной площадкой для диалога власти и бизнеса регионов ЦФО и даже зарубежных стран. Форум привлекает большое количество участников, ученых-экономистов, инвесторов, предпринимателей, позволяет курскому бизнесу находить новых партнёров и расширять объёмы производства.
С 2012 года в области работает АО «Агентство по привлечению инвестиций Курской области», целью которого является поиск инвесторов, оказание им консультационной и методической поддержки, создание на территории региона индустриального промышленного парка. Он появится на территории Курского района. Идет разработка проекта планировки, ведутся переговоры с потенциальными инвесторами, для которых в нашем законодательстве предусмотрены дополнительные формы господдержки.
Что касается проектов, которые реализуются на принципах государственно-частного партнерства, то на федеральном уровне после длительного обсуждения и согласования такой закон был принят только в июле прошедшего года.
Но у нас много лет существует и доказала свою высокую эффективность и пользу практика подписания соглашений с собственниками предприятий и инвестиционных компаний. Это позволяет администрации области успешно взаимодействовать в рамках договорных обязательств, которые предусматривают направление части прибыли инвесторами на решение острых социальных вопросов: помощь детским садам, школам, больницам, социальным учреждениям, ветеранам войны и труда на строительство дорог, спортивных объектов, благоустройство городов и сел и т.д. В этом плане многое сделано нашими партнерами – компанией «Металлоинвест», в структуру которого входит Михайловский ГОК, ООО ГК «Агропромкомплектация», наши курские предприятия ОАО «Надежда», завод КПД им. Дериглазова, « Авиавтоматика», которые обеспечивают и высокие социальные стандарты для работающих и их семей, хорошую зарплату, возможность отдыха, приобретения жилья на доступных условиях.
ПАСМИ: Какие меры приняты для решения задач по повышению престижа государственной службы?
Александр Михайлов: Укреплять престиж государственной гражданской службы, считаю, необходимо для усиления самого государства, повышения эффективности государственного управления, притока сильных профессионалов и патриотов. К сожалению, у нас в стране немало было сделано за последние 15 лет, да и продолжается еще во многих СМИ для дискредитации самого понятия «чиновник». Это слово стало ругательным, что небезобидно, бесконечное упоминание слова «чиновник» лишь в уничижительном, презрительном контексте закрепило в общественном сознании устойчивый рефлекс пренебрежительного отношения к «слугам государевым», углубляет недоверие к институтам государственной власти. Этому сегодня по большому счету никто не пытается противостоять. Необходим комплекс мер по совершенствованию самой государственной гражданской службы, внедрению действенной системы мер по формированию позитивного общественного мнения о ней. Ведь нельзя забывать о конце 80-х – начале 90-х годов, когда под предлогом дискредитации партократов охаяли всю систему государственной власти. Результат известен.
В то же время отмечу, что нынешнее молодое поколение с каждым годом все больше интересуется поступлением на государственную гражданскую службу. Об этом свидетельствует цифры: из 224 человек, включенных в прошлом году в резерв на государственную гражданскую службу, 162 (или 72,3%) в возрасте до 40 лет. В 2012 этот показатель был 56,5%. Среди госслужащих лица в возрасте до 40 лет сегодня составляет 47,8%, из них в возрасте до 30 лет — 14,8%. Заметна тенденция к омоложению государственных гражданских служащих, замещающих должности высшей группы категории «Руководители». Удельный вес госслужащих в возрасте до 40 лет превышает 22%.
В глазах современной молодежи престиж госслужбы все больше ассоциируется с понятием «профессионализм», что уже обнадеживает. Это побуждает молодых развиваться профессионально и в личностном плане, активно проявлять себя. Стране нужна серьезная система работы с молодежью, о влиянии на молодые умы надо думать с их раннего детства. Не со школы, а с детского сада, если мы, как общество, хотим вырастить достойную смену, которой можно будет доверить страну.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале