Москва: малый бизнес сравняли с землей
В ночь на 9 февраля, в Москве сравняли с землей объекты частной собственности. Около полуночи порядка 700 единиц специальной техники приступили к ликвидации 97 из 104 торговых павильонов, которые были признаны самостроем постановлением правительства Москвы № 829 от 8 декабря 2015 года «О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы».
11 февраля в пресс-центре РБК прошла пресс-конференция «Снос торговых павильонов в Москве: Нарушение прав или забота о городе?» О ночных погромах и перспективах малого бизнеса поговорили: Сергей Селиверстов (член совета Московского отделения «Опоры России»), Владимир Капустин (президент «Ассоциации владельцев недвижимости»), Андрей Свинцов (член комитета Государственной думы по собственности), Игорь Трунов (председатель коллегии адвокатов Москвы), предприниматель и совладелец ТК «Пирамида» Владислав Васнев.
«Зоны с особыми условиями использования территорий»
Постановление позволяет местным властям сносить объекты самостроя без санкций суда, если те «расположены на земельных участках в зонах с особыми условиями использования территорий». А самостроем теперь можно признать любой объект, если он построен на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта.
ВЛАДИМИР КАПУСТИН Президент Ассоциации владельцев недвижимости
«Сегодня же администрация города находит любой повод, чтобы снести малый бизнес. Будь то архитектурный облик или коммуникации. Коммуникации есть и под Кремлем, но это не повод его сносить. Я заявляю, что мы добросовестные предприниматели, ответственные предприниматели, которые хотят, чтобы город развивался, создавались рабочие места и люди могли реализовывать свое право».
Если говорить об архитектурном облике, то он в столице неоднократно менялся. И предприниматели всегда охотно шли навстречу требованиям города и их выполняли. Удивительно, что в ночь на 9 февраля произведен снос торговой площадки рядом с метро Щелковская. Причина та же — архитектурный облик. Но исходя из особенностей застройки района, говорить о его «архитектурном облике» крайне затруднительно. Современный павильон «Альбатрос» находился среди пятиэтажек прошлого века.
Примечательно, что у многих собственников на руках были разрешения, документы на собственность и решения судов в их пользу. Но сотрудники полиции в прямом смысле слова «на руках» уносили предпринимателей в сторону, освобождая дорогу тяжелой технике.
Одному из бизнесменов повезло чуть больше, чем другим. На конференцию был приглашен собственник знаменитой «Пирамиды» на Тверском бульваре. Торговый комплекс устоял в ту самую ночь, но его ждет та же печальная учесть, что и 97 снесенных объектов.
ВЛАДИСЛАВ ВАСНЕВ, предприниматель и совладелец ТК «Пирамида»
«Я работаю в Москве с 2001 года. И даже когда-то участвовал в сносе палаток, выступал, как инициатор. И тогда говорил — давайте сделаем это цивилизовано. И все проходило мирно и официально. То, что произошло сейчас — это вероломство. Люди до последнего не верили в то, что их снесут! В современном обществе не может быть сноса по постановлению. Кстати, по телевидению показывали чиновников, у которых на руках есть решение о сносе, но дело в том, что оно не вступило в силу! А что если суд его отменит!? Как быть тогда?! А объектов уже нет, ничего нет. Теперь у нас надежда на правовое освещение этой проблемы в СМИ».
В сложившейся ситуации закон на стороне многих предпринимателей. При наличии выданных документов, подтверждающих право собственности на помещение, снос возможен только после решения суда. Суда же не было.
АНДРЕЙ СВИНЦОВ, член комитета Государственной думы по собственности
«В цивилизованной стране должен быть диалог. Например: Нам нужна земля — мы выкупаем землю. Правительство Москвы неадекватно поступило, сначала снос, а дальше суд. А самое главное, что не собственник же сам себе выдавал документы. Это прокуроры, судья и так далее. Так вот, если власти говорят, что снесенные объекты вне закона, тогда почему эти судьи и чиновники, выдававшие документы в законе!? Почему отыгрались на предпринимателях и почему не разобрались с действующими чиновниками? Раньше решение суда имело силу, теперь же чиновник поднялся над судом. Чиновники выпускают документы и все».
Формат «диалога» поддержал и СЕРГЕЙ СЕЛИВЕРСТОВ, член совета Московского отделения «Опоры России»
«Предприниматели — вменяемые люди, они готовы оплачивать перенос коммуникаций, ведь все возможно сделать, но власть решила рвануть по живому. Власти видят в предпринимателях врагов? Зачем скрываться под темнотой, словно это какая-то военная операция. Нужно, чтобы власть вступила в диалог с бизнесом!»
Предпринимателям, чьи объекты были снесены, теперь остается добиваться лишь одного — компенсации за снесенное имущество, но и здесь есть основной подводный камень, из-за которого адвокаты пока не подают иски в суд.
ИГОРЬ ТРУНОВ, председатель коллегии адвокатов Москвы
«Проблема в том, что для того, чтобы подавать иски нужно понимать стоимость объектов, но многие предприниматели просто не успели сделать оценочную стоимость собственности, и как теперь, в сложившейся ситуации ее восстанавливать — в этом основной вопрос».
Вполне очевидно, что уродующих облик Москвы или опасных для жителей торговых объектов быть в городе не должно. Но все ли 94 разрушенных строения, в действительности являлись таковыми. Также очевидно, что их снос должен быть аккуратной законной процедурой, которая не повредит малому и среднему бизнесу.
Все ли снесенные объекты были вне закона? Получат ли компенсацию потерявшие свой бизнес? Какую альтернативу получат московские предприниматели? И что дальше будет с малым и средним бизнесом? Эти вопросы и после конференции остаются открытыми.
Корреспондент ПАСМИ Дмитрий Райкин
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале