Сопредседатель «ЦОП» Бизнес против коррупции» Андрей Назаров: «Мы помогаем российскому бизнесу»
О том, как работает Центр общественных процедур (ЦОП) «Бизнес против коррупции», с какими проблемами обращаются российские предприниматели, как получить помощь юристов Центра, рассказал сопредседатель ЦОП Андрей Назаров.
ПАСМИ: По каким вопросам предприниматели могут обращаться в ЦОП? Есть ли вопросы (категория дел), по которым ЦОП не работает?
Андрей Назаров: Центр защищает предпринимателей от рейдерского и коррупционного давления. Это огромный спектр проблем, в частности, незаконное уголовно-правовое преследование, обвинения в нарушениях Административного кодекса, многое другое. Мы принимаем обращения не только от владельцев бизнеса, но и от их представителей, будь то адвокат или нанятый руководитель компании. Обращения, касающиеся споров между предпринимателями, мы не рассматриваем.
Помимо оперативной работы есть аналитическое и законодательное направления. Проводятся мониторинги уровня коррупции и наличия рейдерского давления в бизнес-среде. Также ведется работа по совершенствованию профильного законодательства. Мы стараемся лоббировать интересы бизнеса и поднимать вопросы о практике правоприменения, возникающих проблемах, лазейках в законодательстве.
ПАСМИ: Сколько времени занимает процедура изучения ситуации обратившегося в ЦОП предпринимателя? Кто анализирует фактуру по обращению предпринимателя в ЦОП? Эксперты прорабатывают абсолютно все обращения или только самые резонансные? Какие инструменты использует ЦОП для помощи предпринимателям? После принятия положительного решения экспертами, какие обычно предпринимаются действия, какую конкретную помощь может получить предприниматель?
Андрей Назаров: С обращениями работают высококлассные юристы, заслуженные адвокаты, эксперты рro bono. Работа проходит в два основных этапа. Сначала идет юридическая оценка обращений, итогом которой должно стать правовое заключение. В нем юрист отвечает на следующие вопросы: насколько обращение заявителя правомерно, нарушены ли его права, кто в этом виноват, каким образом и что можно сделать для него. Второй этап – рассмотрение самого дела и заключения эксперта на общественном совете Центра. Там уже расширенный круг экспертов, общественных деятелей и авторитетных представителей бизнес-сообщества слушают заявителя, адвоката, противоположную сторону конфликта и выносят решение о том, стоит ли поддерживать предпринимателя. Если ответ положительный, то начинается работа с конкретными ведомствами, в частности, с прокуратурой, МВД и другими. Тогда мы направляем письма с жалобами в профильные структуры, организовываем юридические консультации, проводим рабочие группы.
Работа над одним обращением ведется на протяжении двух месяцев.
ПАСМИ: Выезжают ли представители ЦОП в регионы для сбора информации и работы по обращению?
Андрей Назаров: У нас нет такой практики. Вся работа ведется при помощи электронного документооборота. Но это не значит, что мы не знаем о реальной обстановке на местах. У нас есть свои форпосты – региональные представительства ЦОПа в 35 субъектах. Конечно, мы плотно работаем и с филиалами «Деловой России», уполномоченными по защите прав предпринимателей на местах. Для понимания — «Деловая Россия» наш учредитель.
ПАСМИ: Готовит ли ЦОП экспертные заключения по возбужденным делам для предоставления в суд?
Андрей Назаров: У представителей Центра нет полномочий ходить в суд. Но такие возможности есть у федерального омбудсмена и региональных уполномоченных. Он может сам присутствовать на суде или направить туда юриста.
ПАСМИ: Сколько в среднем заявлений в месяц поступает в ЦОП на рассмотрение? Растет ли число обратившихся?
Андрей Назаров: В месяц в среднем 25-30 обращений. В год порядка 300. Число заявлений все время растет.
ПАСМИ: Большая часть обращений – это заявления о незаконном заключении предпринимателей под стражу. Какой комплекс мер принимают эксперты ЦОПа, чтобы помочь предпринимателю в данной ситуации?
Андрей Назаров: Заключение предпринимателей под стражу до решения суда вразрез 108-й статье Уголовно-процессуального кодекса — одна из основных системных проблем. Именно поэтому мы наладили работу с прокуратурой. На протяжении трех лет действует рабочая группа при Генпрокуратуре. На ее заседаниях мы рассматриваем конкретные дела. За это время мера пресечения более чем 30 предпринимателям была изменена на менее тяжкую.
ПАСМИ: Какова процедура обращения предпринимателя? Он должен прийти лично? Или может отправить письмо? Если прийти лично – надо ли записываться на прием? Разработан определенный график приема? Какие документы необходимо направить при первичном обращении?
Андрей Назаров: Процедура очень проста. Предпринимателю необходимо заполнить заявление по официальной форме, которая есть у нас на сайте: http://www.nocorruption.biz. Заявка отправляется на почтовый или электронный адреса (bpk@nocorruption.biz, zopbpk@gmail.com). Личный прием ведется в рабочие дни с 10.00 утра до 18.00 вечера. Также о своих проблемах можно рассказать по телефону «горячей линии». Там же — задать любые вопросы.
В заявке пострадавший кратко описывает свою проблему и оставляет личные контакты, контакты адвоката и третьей стороны. Эта информация нужна для объективной оценки ситуации. Специалисты Центра, рассматривая дело, связываются со всеми участниками конфликта.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале