Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Коррупция в Крыму глазами президента

В гостях у ПАСМИ первый президент республики Крым Юрий Мешков. Юрий Александрович вошел в историю, прежде всего, тем, что он первым взял курс на объединение Крыма с Россией, за что и поплатился своим постом, здоровьем, домом. Борясь за свои идеи, Юрий Мешков едва не расстался с жизнью. Наш герой рассказал о том, какие способы борьбы с коррупцией он применял, когда официально коррупция еще в нашей стране не существовала, и почему он считает, что сейчас к власти в Крыму пришли те самые коррупционеры.

ПАСМИ: Юрий Александрович, о вас ходят разные легенды, причем многие из них полностью противоположны. Как Вы, как принято сейчас говорить, обеспечивали свой имидж президента? Как сотрудничали с журналистами?

Юрий Мешков
Юрий Мешков

Юрий Мешков: Журналисты в ту пору работали на два фронта: либо на номенклатуру, либо на бандитов. Нас всячески поливали грязью и партийные, и так называемые независимые. Последние особенно не гнушались желтых скандалов. Уже когда я был президентом, в одной из газет появилась статья о том, как я преследую беременную от меня женщину, и началась кампания: газеты, телевидение, ролики слезливые комментарии. Эта женщина через пять лет после того, как уничтожили республику и фактически меня, опубликовала покаянное письмо. Она попросила извинения, написала, что согласилась на это предложение ради своего ребенка.

ПАСМИ: То есть, ребенок все же был?

Юрий Мешков: Ну, конечно!

ПАСМИ: Но не ваш?

Юрий Мешков: Ну, естественно (улыбается)! Признаться ей пришлось, потому что она подала в суд на алименты. Иск был предназначен настоящему отцу ребенка, адвокаты которого принесли эти публикации в суд. Поэтому она пошла на этот шаг, не из-за совести. Вот так работала пресса. Поэтому имидж приходилось делать не публикациями, а делами, что было достаточно сложно. Меня поддерживал народ, но у меня было мало соратников во власти. Когда я взошел на пост, все правительство в полном составе ушло в отпуск, враги спокойно ждали, когда все рухнет: Крым остался без исполнительной власти, а президент -без рычагов управления.

ПАСМИ: И что же вы сделали?

Евгений Сабуров
Евгений Сабуров

Юрий Мешков: Позвольте вспомнить слова Пушкина: «И гений, парадоксов друг». Ну, не буду ж я бегать и умолять каждого: «Родненький, ну, вернись!». Казалось, положение безвыходное. Я вылетел в Москву, поговорил с генералами, с начальником КГБ. В результате переговоров я нашел председателя правительства, мне порекомендовали Евгения Сабурова, экономист европейского уровня, уроженец Ялты. А совет депутатов, который состоял в основном из бывших коммунистов, утвердил правительство Сабурова. Коммунистическое прошлое депутатов не позволило им откровенно идти против народа. Пришли молодые, дерзкие, талантливые ребята.

Коррупция тогда и сейчас, к вопросу об этом. Еще во время службы в прокуратуре мы боролись с бандой преступников, и несколько раз повторялась одна и та же ситуация: готовим задержание вместе с оперативниками, точно знаем, где и когда, приезжаем на место – нет никого. Тогда я сделал вброс, выдал ложную информацию о планируемой операции. Ребята из ФСБ слушали мвдшников. Я пришел в ужас: 18 высших офицеров МВД позвонили и предупредили бандитов.

Чтобы с этим бороться, я собрал тех из «Беркута», кому на сто процентов доверял, и с такой охраной поехал к зданию МВД. Окружили здание, я взял президентский бланк, прямо на лестнице написал указ (этого нельзя было сделать раньше, сразу бы узнали) об отстранении действующего руководства и назначении русского генерала Кузнецова министром внутренних дел Крыма. Ту же самую перестановку мы неожиданно сделали в КГБ, генерал Лепихов вступил в должность по моему указу. КГБшники звонят в Киев – Мешков захватил службу безопасности и МВД. «Мы ничего не можем сделать», – ответили им. Депутаты утвердили обоих генералов.

Таким образом все коррупционные связи одномоментно были отсечены, коррупция была уничтожена в правительстве, в службе безопасности и в МВД. Днище корабля под названием Крым избавилось от коррупционных наростов, от всей этой мерзости.

ПАСМИ: Вы сменили верхушку. А остальные сотрудники?

Юрий Мешков: Новые генералы привели свои команды. Верхушка государства перестала получать коррупционные доходы от Крыма, были отрезаны связи с местными бандитами. Деньги перестали уходить из бюджета, новая команда развернула такую деятельность — все финансовые потоки с развитием биржевых отношений пошли через Крым. Украинский бизнес за горло брал Кучму – сделай то же самое. Мы платили только налоги в центр и все. Все теневые связи были оборваны. Наш бюджет удвоился, удвоили зарплату бюджетникам, рубль стал платежным средств и настолько утвердился, что Киев просил, чтобы мы платили налог в рублях.

Я сохранял минимально низкие цены на продукты первой необходимости. Когда меня не было, Сабуров из экономических соображений убрал эти твердые цены. Как только вернулся, я сразу их восстановил, потому что есть экономика, а есть живые люди.

Я занялся сопряжением крымского законодательства с российским. С экономической точки зрения мы стали субъектам России и даже жили по московскому времени.

ПАСМИ: Сегодня Крым наконец стал субъектом РФ, но коррупция там далеко не ликвидирована. Почему коррупция процветает сегодня?

Юрий Мешков: В течение этих 20 лет Киев расставлял на все должности людей, которые его устраивали, то есть людей, которые с ним, с Киевом, делились. Всем хорошо жилось: и Крыму, его верхушке, и Киеву. Сейчас эти люди полным составом перешли в новую администрацию уже российского Крыма.

ПАСМИ: Почему, на Ваш взгляд, руководство страны не пресекло этот переход?

Евгений Марчук
Евгений Марчук

Юрий Мешков: Очень быстро люди Крыма оказались уже под защитой Российской Федерации, однако советники президента не смогли обеспечить плавный и грамотный гражданский переход Крыма в состав России. И мы забыли о советской практике, так называемая «объективочка», которая сопровождала каждого кандидата на высокую должность. Никто не проверял, никто не подготовил кадровый состав нового руководства, произошла серьезная кадровая ошибка, и все теперь, администрация президента, правительство и мы, народ Крыма, за это расплачиваемся. Как я расплачивался за то, что работал на объединение. В моей команде появился Сергей Цеков, я хотел, чтобы он стал председателем Госсовета Крыма, и он им стал, но сразу же приступил к действиям, направленным на мое свержение. Он был завербован начальником СБУ Украины Евгением Марчуком. Именно Марчук на страницах газеты, принадлежащей его супруге, заявил, что спас Крым от движения в сторону России. Реализовали эту идею спецслужбы, был совершен вооруженный захват власти, меня свергли с должности, потом меня отравили, и я едва не умер в больнице, перенес клиническую смерть. После чего меня привезли на аэродром, посадили в бомбардировщик и увезли в Россию.

ПАСМИ: За последнее время в Крыму провели много задержаний высокопоставленных чиновников.

Юрий Мешков: Это расплата за ошибки, ведь все эти люди — ставленники Киева. Это люди, которые привыкли: коррупция – нормальное явления. После первых попыток ФСБ взять коррупционеров Аксенов выступил с инициативой создать комиссию за контролем над деятельностью ФСБ, он заявил, что коррупция в Крыму надумана. Можно ли быть надзорной инстанцией для ФСБ? Нет, и это не получилось, ФСБ не прогнулась, не подчинилась и добросовестно выполняет свои обязательства.

ПАСМИ: Как, на Ваш взгляд, реализуется антикоррупционная политика в Крыму?

Юрий Мешков: Да нет ее, нет! Нет почвы, на которой антикоррупционная политика могла бы взойти. Единственная организация, которая пыталась реализовать противодействие коррупции – «Антикоррупционное бюро Крыма», она подверглась травле со стороны чиновников и СМИ. Им помогают только граждане, больше никто.

ПАСМИ: В последнее время все чаще говорят о назревающем конфликте между федеральным центром и регионом. Деньги выделяются в федеральном бюджете, но до Крыма, по заявлению власти, не доходят.

Юрий Мешков: Потому что оседают в карманах (смеется).

Сергей Аксенов
Сергей Аксенов

После того, как высшее руководство Крыма заявило, что коррупция в Крыму не существует, я обратился к Правительству РФ с просьбой назначить заместителя в каждое ведомство, в том числе и заместителя главы с правом контроля и наложения вето на любое решение. Этот заместитель должен быть назначен именно федеральным центром. Нужен плавный переход. Такие исключительные полномочия замов помогли бы им внедриться и не допустить коррупционных проявлений, так можно было бы мягко и безболезненно заменить существующее руководство.

Подобное решение пытался внедрить Медведев, но Аксенов удачно парализовал это внедрение. Только сейчас Аксенов заявил, что 95 процентов чиновников действительно непригодны.

Федеральный центр спохватился: это черная дыра, бюджетные транши надо отдавать аккуратно. Поэтому сейчас они не торопятся переводить деньги на крымские счета. Ведь самые хорошие идеи разбиваются о крымскую действительность. Генераторы, которые могли бы полностью удовлетворить энергообеспечение Крыма, и те частично были украдены. Электроэнергию восстанавливали в пожарном порядке, ведь так и было.

ПАСМИ: Каковы перспективы Крыма? Когда он превратится из дотационного в регион-донор?

Юрий Мешков: В 1995 году мы обеспечили колоссальные инвестиции в Крым. Это доказывает, что превратить Крым в богатый регион быстро и эффективно возможно. Единственное спасение Крыма – заменить главу и провести досрочные выборы в Госсовет Крыма. Только новые, законно избранные люди, смогут поднять Крым.

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале